Odessa DailyМнения

Святки. Рождество. Вертеп...

Валерия

13 января 2011 в 15:58
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

vertepПервый раз  в жизни смотрела рождественский вертеп. Прямо как маленькая девочка  Майя, вынутая мамой-театралкой из слинга и заботливо усаженная на коленки. Первый раз. И, наверное, не только мы с Майей видели вертеп впервые.
На представление  в «Театр на Чайной» пришли взрослые и дети. И это было как волшебство! Четыре девушки,  выпевающие рождественские песнопения, сразу смогли настроить зрителей на нужный лад. И украинский язык повествования воспринимался легко, и было ожидание чуда.

На самом деле, чудо состоит в том, что эти  актрисы до нас доехали, что нашли  этот театр, а театр нашел их, а  мы все получили такой рождественский подарок.
Оказывается, вертеп – это пещера, где родился Иисус Христос. Впоследствии вертепом стали называть передвижной кукольный театр, умещавшийся в специальном ящике, бывшем одновременно и сценой для кукольного действа, и местом, где куклы хранились и перевозились. Рождественские вертепы кочевали в праздничные дни по городам и селам, играя представления для всех желающих.
Девушки привезли из Киева декорации и куклы, выполненные ими собственноручно (дизайнер, художник и основной исполнитель всей этой бумажно-кукольной красоты – Лера Михалишина), выстроили на сцене гостеприимного театра вертеп и начали «пещерное действо».
История рождения Христа и убиения младенцев царем  Иродом была рассказана и спета так, что у лирически настроенных зрителей наворачивались слезы: то от счастья, то от отчаяния. Нежные девичьи голоса выпевали: «Радуйся!..», и тогда было жаль, что традиция рождественских праздников в Одессе ушла в прошлое давным-давно, и мы, зрители, не можем подпеть артистам, а это было бы так к месту. Есть надежда на тех, кто слышит это с детства, они будут лучше нас знать эти вещи, и их сердца будут отзываться на звуки таких песен с радостью и без проблем.
Первая часть  «пещерное действа» – религиозная. Это непосредственно история  рождения младенца Иисуса: божья матерь, волхвы, ангелы, царь Ирод. Кукольницы из Киева работают с бумажными  силуэтными куклами. Бумажные конструкции кукол легки и податливы, из бумаги, оказывается, можно сделать птиц, ангелов, волхвов, войско Ирода и самого Ирода, страшного и грозного. Но он же – кукла, дети и боятся, и не боятся его. И получается, что это еще один способ научить детей не бояться «иродов» и всего прочего. Кукольный театр в умелых руках – хорошее лекарство от многих страхов и болезней! Это было заметно по маленьким зрителям, внимательно слушавшим и смотревшим на все, происходящее на сцене. А малышка Майя, которая еще даже ходить не умеет, даже переговаривалась с персонажами! Вырастет, будет настоящим зрителем, как ее мама…
Вторая часть  спектакля обычно светская. В то вечер девушки разыграли перед нами интермедию на современную тему о поиске Украиной своего места в экономическом и политическом пространстве мира, о том, как приходится Украине искать дружбы у Запада, Востока и России, и что из этого вышло. Это была уже не кукольная история, и, мне кажется, кукол детям не хватало. Но зато взрослые зрители с удовольствием посмеялись.
Это нежное маленькое чудо привезли в Одессу студентки 2 курса кукольного отделения Киевского Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого: Маричка Власова, Лера Михалишина, Таня Логойда и Таня Полякова. Они очень волновались, для них это первые одесские гастроли. Режиссер постановки – Маричка. Ей понравилось работать с одесскими зрителями, и она надеется поставить в этом театре что-нибудь интересное, сочетая игру кукол и живых актеров.
Будем ждать новых встреч! И маленькая Майя как раз немножко подрастет.

Валерия


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100