Odessa Daily Мнения
Венесуэла - приют призрака коммунизма
Владимир Саркисян
1 февраля 2016 в 03:21Призрак коммунизма, бродивший полтора века назад по Европе, добрел наконец до Венесуэлы. И обрел там то, чего ему так не хватало на бездуховном европейском континенте.
“Венесуэла находится на грани полного экономического краха”, - сообщает обозреватель The Washington Post Мэтт О’Брайен. - “Вопрос лишь в том кто окончательно рухнет первым - правительство или экономика. И ключевое слово здесь - окончательно, ибо агонизируют оба”. Не удивительно, что рынки ждут дефолта Венесуэлы со дня на день, если за год экономика, по данным МВФ, схлопывается на 10%, последующий добавляет к падению еще 6%, а инфляция выстреливает ошеломительные 720%. Страна обанкротилась окончательно.
Достичь таких результатов нелегко, если у вас в распоряжении крупнейшие мировые запасы нефти, но Венесуэла с этой нелегкой задачей справилась. Как? Да, просто - паршивый менеджмент и немножечко невезения. Для начала социалист Чавес решил осчастливить бедняков субсидиями. Мечты о субсидиях заставляют и нашего соотечественника-украинца ворочаться без сна по ночам и выходить на “тарифные майданы” с дробными номерами. Миллиарды же в бюджете - и от ГТС, и от продажи леса, и контрабанду янтаря, говорят, отняли у народа душегубы, а хоть бы копейку подбросили на коммуналку! Нет, на самом деле, бензин по два цента за литр и бесплатное жилье - это вовсе неплохо. “Но лишь тогда, когда вы зарабатываете больше, нежели тратите”, - здесь сложно не согласиться с О’Брайеном. Однако, в 2005 Чавес этого не понял. Несло вождя по волнам политэкономии социализма, парус надувался порывами народной любви и ликованием домохозяек.
Частенько приходится слышать унисон новоявленных пророков и скатившихся в полное ничтожество прежде популярных политиков с призывами отнять и поделить. Национализировать и снова продать. Уже в третий раз, но теперь честно, ибо за продажей намерены бдить они сами - неподкупным и всевидящим оком. Слушает “пересічний громадянин” этот хор и думает, а может в самом деле - даешь национализацию! А Чавес - тот не думал. Железной рукой национализировал. Разогнал зажиревших на народной крови спецов и посадил вместо них своих - социалистических. И мы о таком мечтаем, чтоб из народа, да по справедливости. И прибыль той же железной рукой изъял. И в социалку - дабы каждому досталось по потребностям.
А дальше все пошло обычным путем. Прибыль изъяли, а инвестиции не зашли. Инвестиции не зашли, а прибыль… снова. Нефть венесуэльская - тяжелая. Ее либо с легкой смешивать, либо на месте перерабатывать, а денег ни на то, ни на другое нет. И даже на поддержание инфраструктуры добычи, не говоря уже о модернизации. Проели. Объемы добычи нефти сократились на 25%, так что даже трехзначные цены на нефть социализм на плаву не держали. Деньги кончились.
Сменивший Чавеса Мадуро решил вопрос в духе предшественника. Раз кончились - напечатаем еще чуток. Это “чуток” превратилось в еще чуток, а потом еще. А потом случился 2014 год и следующее “чуток” стало больше суммы всех предыдущих во много-много раз. “В результате, венесуэльская валюта на черном рынке потеряла 93% своей стоимости”, - пишет О’Брайен. Правда, именно на черном рынке, ибо правительство решило и печатный станок не останавливать, и импортерам доллар отпускать по фиксированному курсу, дабы они могли за эти доллары хоть что-нибудь купить, в страну ввезти и по фиксированным ценам продать народу, жаждущему стабильности и “покращення”. Но импортеры-то не дураки. Кто валюты не получил, тот на товар свои кровные тратить не стал, а кто получил - бегом на черный рынок.
И полки в супермаркетах пустые, и хмеля в пивоварнях нет, и даже целлюлоза для туалетной бумаги в дефиците. Зато в избытке очереди, - ядовито замечает О”Брайен. Правда, правительство с очередями борется по-социалистически. Давки нет, ибо венесуэльцы выстраиваются за товарами в соответствии с номерами своих удостоверений личности. По последней цифре номера. Единички отовариваются сегодня, двоечки - завтра. Удобно и никаких скандалов.
А тем временем Мадуро предпринимает героические усилия, меняя законодательство страны, чтобы удержать у власти Единую социалистическую партию Венесуэлы. Ныне даже получившая большинство в Национальной ассамблее оппозиция не имеет права сменить, к примеру, управляющего Национальным банком. Или министра экономики, всерьез считающего, что “цены растут не из-за несуществующей в природе инфляции, а из-за паразитирующих на экономике компаниях, стремящихся получить сверхприбыли”. Не правда ли, знакомые и близкие каждому украинцу слова? Правда, произносящие их здесь открещиваются от социализма, именуя себя либералами и даже либертарианцами.
“Ныне”, - резюмирует Мэтт О’Брайен, - “Призрак бродит по Венесуэле. Призрак провальной экономической политики”.
Верно говорят, что коррупция - это не только взятка должностному лицу за преференции. Коррупция, прежде всего - развращение народа благами, доставшимися без труда. Здесь ее корень, здесь и ее гибель. Кстати, по данным Transparency International, Венесуэла входит в десятку самых коррумпированных стран мира. Так что, от ее политического опыта следует держаться подальше. Призрак доест ее в ближайший год и снова пойдет бродить по миру - не дай бог его приютить в Украине.
Владимир Саркисян