Odessa Daily Мнения
В Одессе новый крупный международный скандал…
Ирина Голобородько
20 августа 2015 в 14:0919 августа все православные Украины отмечают великий праздник Богоявления. Господь явил на горе Синай свой Просветленный Лик. В этот день просветвляются и наши души. Так должно быть повсеметно, считала я.
Но то, что произошло 19 августа в Приморском районном суде г. Одессы на 101 судилище над журналистом и правозащитником, гражданином Польши, Александром Орловым, не постичь даже самым просветленным умам.
Фактически вчера коллегия судей в составе Осиика, Крикливого и Терзи, своим поведением и своим неправомочным решением цинично унизили имидж Украины в глазах, прибывших на него, депутатов Сейма Польши, польских дипломатов и представителей европейских правозащитных организаций.
Но все по порядку. Начало заседания искусствено затягивалось, предполагаю, судьи искали предлог, чтобы его не проводить. За несколько дней до этого, в Одесском СИЗО «с благословения» его руководства был зверски избит А. Орлов. Полагаю, с целью его не появления на этом заседании. Но, и заседание началось, и Орлов на нем присутствовал, с перебинтованной головой, с белой лентой на повязке на которой надпись: «ПРОТЕСТ! ПЫТКИ!». Пребывание А.Орлова, пожилого человека, гражданина Польши, под стражей, имея статус презумпции невиновсти, по сфальсифицированному уголовному делу побило все «рекорды»! За 4 года суд не смог найти свидетельства его вины, но и изменить меру пресечения больному человеку также не пожелал. 4 года пыток, психологического давления, 3 посягательства на его жизнь, не сломили правозащитника и журналиста. Месяц, приблизительно, назад у Орлова резко началось обострение мочекаменной болезни. Руководство СИЗО отказывало ему в медицинской квалифицированной помощи, поставив его жизнь под угрозу. И только под давлением общественности, он, на 7-е сутки был госпитализирован в ГКБ №10 и прооперирован. А затем, не дав, врачам больницы, окончить его лечение был вновь помещен в камеру. В больнице Орлов находился круглосуточно в наручниках. Вместе с ним в палате находилось и несколько охранников. Зачем, спросите вы, нужны были еще и наручники? Просто еще одна пытка над больным человеком.
Но вернемся в зал суда. После процедуры введения в судебное заседание нового государственного обвинение, суд поинтересовался мнением участников процесса о возможности продолжения слушания дела в отсутствие 2-х общественных защитников (жен) других обвиняемых и отсутствия представителя потерпевшей стороны. Все участники процесса, кроме подсудимых Арутюнова и Вертлецкого, в том числе и прокурор, подтвердили, что судебное заседание можно продолжать. Адвокат Орлова уже сообщил суду, что имеет ходатейство и ждал разрешения его озвучить, а суд продолжал совещаться на месте, быть или не быть продолжению заседания. Ведь в этом «театре абсурда» двое его участников уже сказали свои отрепетированные реплики, дав суду «соломинку», ухватившись за которую, суд принимает решение… заседание перенести!
Это решение вызвало удивление, даже в глазах прокурора, а у присутствующих в зале суда правозащитников и общественности Одессы крайнее возмущение и гражданский протест. Люди потребовали от судей отменить это решение и продолжить свою работу. Ведь это мы, налогоплательщики, платим им зарплату, как и всем остальным государственным структурам! И мы имеем моральное право требовать от них исполнения своих профессиональных обязанностей.
Еще через пять минут, конвоиры вывели из зала двух других подсудимых, а присутствующие окружили «клетку» с Орловым и членов суда, требуя продолжения процесса и решения суда об изменении А.Орлову меры пресечения. Лидер общественного движения «За всю Одессу» Андрей Сидоренко спросил прокурора, является ли такое решение и поведения суда правомерным, ведь за соблюдением законодательства контроль осуществляет прокуратура, на что получил ответ: «Заседание можно продолжать». Стало быть, решение неправомерно. Присутствующие и А. Орлов отказались покидать зал, требуя продолжения заседания. Судьи искали лазейку, куда можно было бы сбежать. Общественники позвонили в областную прокуратуру, областное управление милиции, требуя присутствия в Приморском суде прокурора области и начальника Главного управления МВД Украины в Одесской области Лордкипанидзе. Еще один звонок был помощнику главы ОДА М. Саакашвили с просьбой его личного присутствия или его поручения присутствовать кому-то из его заместителей, как представителя ОДА, представите государственной власти, осуществляющего охрану конституционных прав и свобод граждан в регионе, ведь судом была нарушена Конституция Украины. Мы хотели диалога с властью, но общественность Одессы никем из руководства областью услышана не была.
На мой вопрос судьям, понимают ли они, что молчаливо обрекают А. Орлова на смерть, судья Крикливый ответил: «Это не интересует суд, он числится за СИЗО». Красноречиво, не правда ли? Да здравствует Приморский районный суд г. Одессы, самый «гуманный суд» в мире! Впрочем, о чем это я? Ведь вся судебная система Украины остается «самой справедливой» и «самой гуманной» в мире. Так думают они, но не мы, граждане Украины!
Далее все происходило так, как будто мы в «машине времени» перенеслись в приснопамятные сталинские времена «троек». Зал заполнили охранники суда, милиция, с дубинками и в бронежилетах, ставшие избивать присутствующих общественников. Затем в зал ворвались не менее 15 сотрудников «Грифон» в полной боевой экипировке и штурмов взяли «клетку», в котором находился А. Орлов, похитили его и увезли в неизвестном направлении. В этой суматохе судьи покинули зал и здание суда. Занавес…
Оставшиеся в зале суда общественники стали вызывать опергруппу на место совершения преступления: избиения представителей общественных организаций и похищения человека. Присутствующий в зале, как пояснили мне коллеги, заместитель начальника областного управления милиции, сам он представлялся мне отказался, согласился со мной, что может доложить о происходящем высшему руководству, но выполнить просьбу собравшихся, о помощи в приезде опергруппы, не захотел. Присутствующие составили коллективное заявление в милицию о совершенном преступлении. И каждый при подписи заявления констатировал, что наши надежды на реформаторскую роль г-на Лордкипанидзе, назначенного Главным милиционером Одесской области, были преувеличены, ибо в зале находились те же милицейские чины и лица, что избивали евромайдановцев и журналистов. Лица, сфальсифицировавшие уголовное дело на А.Орлова, находятся в своих креслах, так сказать, живы, здоровы и вполне упитанны. Их коррупционные связи никому не интересны, и они продолжают отрабатывать «заказы» Кивалова, Климова, Труханова, и т.д. с таким же энтузиазмом, как и в предыдущие десятилетия. И это страшно. Это говорит о том, что каждый из нас продолжает оставаться в опасности, что на каждого из нас, по желанию властьпредержащих, милиция может сфальсифицировать любое «дело».
Но в происшедшем есть и еще одно страшное действо. Все это происходило на глазах польских дипломатов и депутатов польского сейма, представителей разных европейских правозащитных организаций. Все они, уверовавшие в неизменном курсе Украины в ЕС, были шокированы. «Геньба!» - скандировали общественники в зале суда. «Да, это ганьба Украине», - сказал мне один из депутатов польского сейма. «Мы были уверены, что в Украине начались реформы в судебной системе и органах МВД. Сейчас мы воочию убедились, что это не так». И еще он привел мне одно неприятное сравнение: «Украина справедливо борется за освобождение Надежды Савченко, и ее поддержал весь мир, но как же тогда в самой Украине с гражданином Польши А. Орловым поступают так же, как поступает с Савченко в России?». Ничего не ответишь, факт остается фактом.
Эти высказывание очень больно ударили по моему сердцу. По сердцу каждого из присутствующих гражданских активистов и правозащитников. Потому что мы очень любим Украину, мы хотим и отдаем всего себя на возрождение Украины, на превращение ее в истинно правовое, европейское государство, не декларативно, а в нашей повседневной жизни. Мы сметали, и будем сметать весь этот «мусор», мешающий нам жить в такой обновленной Украине. Мы свой выбор сделали, мы заплатили самую высокую цену за свой выбор. Мы отстоим свое право и в боях с агрессором, и в борьбе с внутренними врагами. И если кто-то еще этого не понял, то мы заставим его это понять. Мы – народ Украины, и власть в Украине принадлежит нам! И мы не дадим никому унижать имидж нашей страны!
Эй, вы там, наверху, уразумейте это, наконец!
Завтра, комиссия депутатов польского сейма, доложит все, что видела в Приморском суде на заседании сейма. Завтра представители европейских правозащитных организаций доложат обо всем увиденном в ОБСЕ и ПАСЕ. Письмо Президента Польши А. Дуды о «деле» А. Орлова находится у Президента Украины П. Порошенко. Займется ли ГПУ «заказчиками» и исполнителями этой фальсификации? Или «торги» с Киваловым и компани продолжаться? В моем представлении, на одной чаше весов честь и достоинство страны, жизнь Человека, на другой – темные делишки и «договорняки» политиков - коррупционеров пророссийского толка. Что перевесит?
Правозащитная общественность Одессы, Украины и Европы требует немедленного изменения меры пресечения для А. Орлова и привлечения к уголовной ответственности всех «заказчиков» и исполнителей фальсификации уголовного дела против журналиста, правозащитника, гражданина Польши Александра Орлова! Мы требуем привлечения к ответственности лиц, отдавших приказ избивать общественных активистов в зале суда и похищения А. Орлова.
Одесские букмейкеры, принимайте ставки, что произойдет на 102-м грязном судилище в Приморском суде 21 августа?
Ирина Голобородько,
журналист-правозащитник,
член Международной правозащитной Ассоциации
Ирина Голобородько