Odessa DailyАфиша Одессы

В Одессе начинается неделя украинского кино в поддержку Олега Сенцова

Odessa Daily

2 декабря 2014 в 14:07

Со 2 по 7 декабря в кинозале U-cinema пройдут показы украинских фильмов, снятых за годы независимости. Вся выручка от продажи билетов пойдет на оплату адвокатов и помощь семье украинского режиссера Олега Сенцова. Подробней о картинах программы.

В Одессе начинается неделя украинского кино в поддержку Олега Сенцова

С мая этого года украинский режиссер Олег Сенцов находится в московском печально известном следственном изоляторе Лефортово. Российская сторона выдвигает кинематографисту подозрения в подготовке терактов в Крыму, за что ему грозит до 20 лет лишения свободы. В сентябре после достижения Минских соглашений Олег Сенцов был занесен украинской Службой безопасности в списки обмена пленными. Но воз «мирного плана» и поныне там, а Сенцов – в Лефортово. Пока российская Фемида практикуется в вышивке белыми нитками и в 18 томах живописует коварство замыслов украинского режиссера, среди которых – запуск какой-то радиоактивной ракеты по Верховному совету Крыма, мировое киносообщество всячески пытается заступиться за Сенцова. Кшиштоф Занусси, Педро Альмодовар, Вим Вендерс, Кен Лоуч, Анджей Вайда, Роберто Бениньи, Аки Каурисмяки, Фолькер Шлёндорф, Бела Тарр – величайшие режиссеры, без которых невозможно представить себе мировой кинематограф, обратились к Путину и его администрации с требованием обеспечить Сенцову безопасность и провести расследование «очевидно произвольного задержания сотрудниками ФСБ» украинского режиссера. В защиту Олега выступили российский КиноСоюз, Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, Европейская киноакадемия, конечно же Национальный союз кинематографистов Украины. Стенды кинорынка на фестивале в Каннах были увешаны листовками с фотографией Сенцова, на Венецианском кинофестивале специально было оставлено пустое кресло в знак солидарности с режиссером, оргкомитет Киевского фестиваля «Молодость» включил Олега в состав международного жюри. А на церемонии закрытия Московского кинофестиваля Никита Михалков, активный сторонник деятельности Путина, буквально огорошил своим выступлением, в котором присоединился к просьбам освободить Сенцова.

Чтобы помочь семье режиссера оплатить работу адвоката, по инициативе кинопродюссера Анны Паленчук с сентября в разных городах Украины проходит неделя украинского кино. В Одессе украинские кинокартины выходят на экран кинозала U-cinema уже со 2 по 7 декабря. В программе – и фильм самого Сенцова, и красочный детский мюзикл, и масштабное историческое полотно, и альманах документальных короткометражек. На открытие кинонедели планируют приехать Владислав Жук и Анастасия Черная, сыгравшие в картине Олега Сенцова «Гамер», а также народный артист Украины Владимир Горянский, исполнивший роль в мюзикле «Трубач».

Начинается неделя украинского кино с показа фильма «Гамер» Олега Сенцова. Международная премьера картины состоялась в 2012 году на кинофестивале в Роттердаме. В том же году лента получила приз Международной федерации кинопрессы на Одесском кинофестивале и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Это дебютная полнометражная работа режиссера. Причем для того, чтоб ее снять, Сенцов продал свой компьютерный клуб, а актеры работали без гонораров. Действия картины разворачиваются в маленьком провинциальном городке с типичным пейзажем – серые невысокие «хрущевки», побитый асфальт, ларьки, неухоженные скверы (съемки преимущественно проходили в Симферополе и Евпатории). Главный герой картины – Косс (Владислав Жук), геймер. Все время подросток проводит в компьютерном клубе. Играть у него получается неплохо, так что его приглашают в сборную команду для участия в соревнованиях по кибер-спорту. Все, вроде, идет для Косса замечательно – парень даже попадает на чемпионат в Лос-Анджелес. Но что потом с этим делать в жизни, когда возвращаешься с призовым кубком в свой городок? Тебе хоть и нет равных, но что дальше? К тому же, рано или поздно появится кто-то быстрее и сноровистей тебя. Умеренно чередуя холодные реалистичные кадры с графическими эпизодами компьютерной игры, Сенцов сталкивает виртуальный мир, желания и амбиции героя с сухой действительностью, где нужно уметь нести ответственность за свои поступки и совершенные выборы. За пределами виртуальных игр Косс раз за разом терпит мелкие болезненные неудачи – если в компьютерном клубе он уважаемый геймер, то в остальном, скорее, ламер, неумеха. В сочетании – тот самый «гамер», вынесенный в заглавие ленты. В конечном счете, режиссер все же представит своему герою возможность выхода из создавшегося тупика – а вот решение останется за Коссом. Тема геймерства близка как самому Сенцову, некогда кибер-спортсмену, так и исполнителю главной роли Владиславу Жуку, неоднократному призеру кибер-чемпионатов – может и потому тоже фильм подкупает честностью.

3 декабря одесский зритель сможет увидеть яркий мюзикл Анатолия Матешко «Трубач». Красочная история про талантливого трубача детского оркестра «Березіль» Колю Шевченко, который играет и пишет музыку для того, чтоб добиться внимания красавицы Лизы, но на его пути возникает коварный «доктор Зло» - новый руководитель оркестра Гамкало (Владимир Горянский). Помимо интересной сюжетной линии и красочных кадров, фильм дарит обыкновенную, подзабытую детскую радость от кинопросмотра. Когда все предельно просто и ярко, когда есть верные друзья, которые всегда придут на помощь, когда все всегда заканчивается хорошо – даже для отрицательных героев всегда есть шанс исправиться. Кино, в общем-то, по своей природе призвано дарить другие миры. А «Трубач» дарит возможность окунуться в беззаботный мир. Да, здесь нет серьезных размышлений о смысле жизни или какой-то особенной режиссуры. Но в последнее время именно такой простоты и непосредственности очень не хватает. Пример хорошего детского кино, которое уверенно выдерживает прокатную конкуренцию.

4 декабря на экраны выйдет дебютная лента Дарьи Онищенко «Истальгия». Название – своеобразная анаграмма, подразумевающая ностальгию по востоку (east). Герои ленты – либо эмигранты, либо люди, перед которыми возник вопрос эмиграции. Это три сюжетные линии о двух поколениях – родителей и их детей. Старшее поколение – украинка и серб, проживающие в Германии уже некоторое время, но так и не ставшие частью того общества, той культуры. Младшее поколение – их дети, которые остались в своих родных странах. Фильм интересен самой тематикой. Поскольку вопрос «уехать или остаться» пронизывает не одно произведение украинской литературы и украинского кино. Так, в конце 50х годов прошлого столетия Марк Донской снимет наиболее удачную экранизацию повести Михайла Коцюбинского «Дорогой ценой», герои которой покидают родной край в поисках свободы. Десятилетие спустя, в конце 60х по новеллам Васыля Стефаныка «Злодій» и «Камінний хрест» Леонид Осыка снимет один из лучших фильмов волны украинского поэтического кино с одноименным названием «Каменный крест», в котором неизбежное расставание с Украиной для героев было равно потери себя, равно смерти. В 81-ом году Иван Миколайчук закончит работу над своим вторым и, увы, последнем фильмом «Такая поздняя, такая теплая осень» об украинском эмигранте, который спустя долгие годы прилетит с внучкой в родное село – история, частично реальная, частично имеющая литературную основу в повести Виталия Коротича. И таких примеров немало – желание искать лучшей судьбы заграницей и, вместе с тем, боль от расставания с родной землей хоть и не уникальная тематика, но очень важная в украинском контексте. Молодые кинематографисты, обращаясь к вопросу эмиграции, похоже, становятся более оптимистичными. Герои их фильмов, подходя к необходимости совершить выбор «покинуть страну или нет», остаются в Украине. Это звучит, например, в изящном дебютном фильме киевского кинокритика Станислава Битюцкого «До свидания, синефилы» 2014 года. И этому же посвящена, по признанию самой Дарьи Онищенко, «Истальгия».

5 декабря программу украинского кино продолжит альманах документальных короткометражек проекта «Вавилон 13». С первых дней протестов на Майдане группа режиссеров фиксировала исторические события на свои камеры. Очень скоро кинематографисты объединились в творческую лабораторию – «Вавилон 13». Их короткие ролики о киевских противостояниях появлялись в сети едва ли не в режиме он-лайн. Среди режиссеров, объединившихся в группу «Вавилон 13», Владимир Тихий («Зеленая кофта», «Наша Надія»), Лариса Артюгина, авторы и участники проектов короткометражных альманахов «Мудаки. Арабески», «Украина, Гудбай» и «Украинские злые».

Предпоследним показом 6 декабря станет ироничная лента о талантливом режиссере «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна. От легендарной дуэли Сергея Параджанова с Юрием Ильенко на съемках «Теней забытых предков» и до домашнего приема Марчелло Мастроянни; от свободной фантазии и богатых коллажей до бедности и творческих мук после заключения. Фильм Фетисовой, скорее, не столько о художественном наследии или поэтике, в которой работал Параджанов, сколько о человеке, чья свобода мысли и фантазии сковывает его самого в одиночестве. Это, пожалуй, не фильм о гении, не фильм о величайшем режиссере и нонконформисте в условиях тоталитарного государства. Это фильм об обычном человеке, который посреди шумного балагана кругом всегда остается один. «Параджанов» одновременно и повествует о биографии режиссера, и не претендует на исключительную достоверность. Очевидно, что Елена Фитисова очень тщательно работала с массивом архивных данных о Сергее Параджанове, располагая сюжет в рамках биографических событий. Но в целом сама лента похожа на яркие коллажи, которые в начале картины создает герой Аведикяна – легендарный «армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм», один из величайших режиссеров мирового кино Сергей Параджанов.

Завершит неделю украинского кино в Одессе масштабное полотно, последняя картина одного из знаковых режиссеров украинского поэтического кино Юрия Ильенко – «Молитва о гетмане Мазепе». Причем можно будет увидеть авторскую версию фильма, доснятую в 2010 году, через восемь лет после премьеры. От оригинальной ленты новый вариант отличается большей резкостью и откровенностью. Картина открывается сценой, в которой Петр І пытается изнасиловать солдата, представляя, что это Иван Мазепа. Ильенко поддает переосмыслению непростой исторический промежуток – состояние украинских земель и политическую ситуацию в конце 17 – начале 18 веков, до оглашения одной из первых на то время европейских конституций Пылыпом Орлыком. Пышная барочность образов, на которых держится практически вся картина, сыграла злую шутку – после премьеры на Берлинском кинофестивале 2002 года режиссер потерпел фиаско. Ильенко упрекали в излишней увлеченности театрализацией, инсценировками, вплоть до карикатурности, создающей впечатление пустого головокружения, в котором остро не хватает критического осмысления политической воли самой украинской элиты. Украина у Ильенко выступает в роли бездеятельной жертвы, которую столетиями насилуют соседние страны. И частично прозвучавшая тогда критика справедлива. Однако причину такой беззащитности режиссер видит в разобщенности украинских земель. «Сколько у нас сегодня Украин? Вчера было пять или шесть» - скажет герой Богдана Ступки гетман Мазепа – «Каждой печи – по Сечи». Так или иначе, «Молитва о гетмане Мазепе» - одно из наиболее знаковых обращений к истории Украины в национальном кинематографе за двадцать три года независимости.

Юля Коваленко

Метки: украинское кино; олег сенцов

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100