Odessa Daily Афиша Одессы
Российское кино как жанр или почему географ пропил глобус
Ирина Лобусова
14 августа 2013 в 14:07Как- то так вышло, что за последние годы российское кино стало совершенно отдельным жанром, вся удивительность которого заключается в том, что он не только не совмещает все возможные и лучшие критерии, а наоборот, создает новые, причем исключительно в нашем, постсоветском менталитете, которые и западный, и европейский зритель просто не способны понять.
Много лет назад была одна знаменитая шутка- разумеется, про кино. Я услышала ее как раз тогда, когда еще мало что понимала и в процессе создания кино, и в его смысле ( то есть в детстве). Когда- то говорили так: кино бывает хорошим, плохим и индийским.
Времена с тех пор пошли в совершенно другую сторону, а шутка как была, так и осталась. Но только уже не про индийское кино ( которое за эти годы заняло такое же почетное место в мире, как голливудские шедевры). Теперь говорят так: кино бывает хорошим, плохим и еще российским. Так говорят в последние годы, когда российского кино действительно стало много- и в кинопрокате, и с телеэкрана, и в Интернете.
Как- то так вышло, что за последние годы российское кино стало совершенно отдельным жанром, вся удивительность которого заключается в том, что он не только не совмещает все возможные и лучшие критерии, а наоборот, создает новые, причем исключительно в нашем, постсоветском менталитете, которые и западный, и европейский зритель просто не способны понять.
Много- не значит хорошо. Но в то же время много- не значит плохо. Большой плюс российского кино в том, что оно есть, и еще в том, что оно вполне способно конкурировать с американским, голливудским ( Пример? Пожалуйста! Знаменитая и прекрасная «Легенда № 17», по кассовым сборам оставившая далеко позади многие американские блокбастеры). И все это- в отличие от кино украинского, которого, честно говоря, вообще нет.
Пусть упрекнут меня в отсутствии патриотизма, но в дни кинофестиваля я намеренно не ходила на украинскую программу. Единственным исключением стал для меня «Параджанов» - фильм, который, находясь на кинофестивале, просто нельзя было не посмотреть. Мои коллеги, которые тщетно пытались затащить меня на украинские фильмы, после просмотра как по команде говорили одну и ту же фразу – « Боже, как ты была права!». Действительно, украинское кино сейчас находится в фазе, о которой скромно говорят: «глаза бы этого не видели!». Ради честности следует отметить, что эту стадию ( «глаза бы этого не видели») российское кино проходило еще несколько лет назад.
Почему так произошло? В силу нескольких важных причин. Во- первых, российское кино серьезно поддерживается государством ( это и налоговые льготы, и материальная поддержка- финансирование студий мэйджоров). Во- вторых, это огромный выбор кадров ( помните советское знаменитое «кадры решают все?»). В распоряжении российского кино сейчас точно так же, как и в советские годы. Лучшие кинематографические кадры со всех 15 республик бывшего Советского Союза. Им есть из кого выбирать. Как говорят в среде кинематографистов: если человек хоть что- то умеет делать в кино, он сейчас работает на Россию. Увы, это правда.
Если человек профессионал- он не может не быть связан сейчас с российским кино. В любой области. Грешна в подобном и автор этих строк. В –третьих, «мосфильмовская» база и обширный опыт- начиная от советского и заканчивая уже современным «набитием» шишек на миллионах бездарных проектов, которые хоть и были бездарными, но все- таки состоялись, были реализованы. В список можно внести и другие причины- но это главные. Именно они составляют и достоинства российского кино, и его недостатки- куда же без них. Но, несмотря на недостатки, все- таки оно есть.
Когда кинофестиваль уже подходил к концу, уже ни у кого не было никаких сомнений в том, какой фильм получит главный приз. Несмотря на явную «далекость» от совершенства ( от той же «Легенды № 17», которую в российском кинопрокате переплюнуть не удалось еще никому), уже было ясно, что именно этот фильм является фаворитом, причем таким фаворитом, который оставил за плечами всех остальных.
После того, как прошел «Кинотавр», и именно этот фильм получил главный приз, многие российские СМИ окрестили его «современной алкодрамой с претензией на драматичность». И действительно: тема знаменитого российского стремления выпить ( чуть было не написала- алкоголизма, но в данном фильме это не совсем верно) красной нитью проходит через весь фильм. Но, разумеется, это не главное. Главным являются живые человеческие характеры и человеческие судьбы на фоне неуместных полетов души провинциального учителя, который в сложных обстоятельствах современной и обыденной жизни все- таки пытается отыскать свой жизненный путь.
Даже название «Географ глобус попил» очень отличалось от всех остальных фильмов, заставляя обратить какое- то особенное внимание. И не только потому, что фильм был снят по роману довольно известного российского писателя Алексея Иванова, а в главной роли снялся Константин Хабенский- в роли, между прочим, провинциального учителя…биологии, которого зачисляют в пермскую школу географом потому, что ставка биолога занята, а географию некому читать. И Хабенский становится учителем географии, клятвенно пообещав завучу все честно выучить по учебнику и сохранить конфликт с завучем до самого окончания фильма.
Хорошая режиссерская работа и довольно интересный взгляд на взаимоотношения современного учителя с классом привлекли не только зрительское внимание, но и заставили задуматься о мире современной школы, особенно не простом именно сейчас.
Несмотря на то, что роман был написан в 95-96 годах, авторы фильма приблизили действие к современности, к сегодняшнему дню, поднимая очень сложные и глубокие вопросы. Недаром каждый зритель, выходящий из зала и принимающий участие в зрительском голосовании, оценивал этот фильм на 4 или 5- по 5- балльной шкале.
То, что именно этот фильм получит первый приз, было ясно почти сразу- уж слишком заметным было отсутствие для него конкурентов. Сложно было бы отыскать фильм, вызвавший такое количество обсуждений- и эмоций.
На самом деле, если сказать совсем честно, то этот фильм нельзя назвать одной из лучших работ российских кинематографистов. Есть намного лучше- и намного хуже. К примеру, один из самых худших фильмов ( на мой субъективный взгляд), сделанный за все время существования российских кинематографистов- это чудовищный по своей бездарности опус «Соловей- разбойник», с пресловутым Иваном Охлобыстиным, везде чувствующим себя как в пошловатых «Интернах».
Но если в «Интернах» есть юмор, то в «Соловье- разбойнике»- только глубокое чувство недоумения: почему о людях нужно думать так плохо, считая их тупыми настолько, что они должны переваривать подобное творение.
По сравнению с подобным фильмом история о пропившем глобус географе- просто «голливудский» шедевр. Если, конечно, не брать в расчет такие сильные российские фильмы, как «Легенда № 17» и «Духless».
Про «Легенду № 17» отдельно- всем рекомендую посмотреть. Честное слово, не пожалеете. Фильм не только оставит самые яркие впечатления своим позитивом. Это еще одна из лучших ролей Олега Меньшикова, который предстает в весьма необычном образе- если не самая лучшая. И это- тот прорыв, который совершил такой серьезный рывок в российском кино, что теперь их почти не догнать.
Впрочем, если серьезно потрудиться ( и если государство будет вести себя по отношению к кино так, как себя ведет Россия), то, может быть, лучшие кадры Украины перестанут работать на российское кино и перейдут на украинские проекты, не только из голого патриотизма, но и ради профессионализма, и ради достойной оплаты.
Впрочем, это только золотые мечты. Мечтать, как говорится, не вредно. И несмотря на то, что приз за лучший украинский фильм получил фильм совместного производства «Параджанов», то всем было ясно: приз выдан в качестве поощрительного, даже в коей мере патриотичного ( ну стыдно же, в конце концов, признаться, что у нас на Украине призы некому давать), но отнюдь не за достоинства.
С самого начала фильм «Параджанов», совместного производства Украины, Франции, Армении и Грузии считался одним из фаворитов фестиваля. Но только до показа. Если честно, я назвала бы этот фильм главным разочарованием фестиваля. На него возлагались надежды, фильм ждали несколько лет, а получилось…то, что получилось: очень плохое кино.
Пособие для того, как вообще не надо снимать. Полное отсутствие сюжета и сценария ( редко встретишь более бездарный сценарий! Особенность уничтожить, проигнорировать все самые интересные сценарные моменты и все линии еще надо поискать, это тоже настоящий дар- дар редкой бездарности), обрывочность, композиционный хаос…
Всего и не перечислишь. Одним словом- кошмар! Безусловно, жаль прекрасную актерскую работу Сержа Аведикяна, которая просто должна была использоваться лучшим образом. Но создалось такое впечатление, что авторы фильма почерпнули все самое плохое, нудное из армянских, грузинских фильмов, и все это намеренно утрировали, а самое хорошее, красивое и талантливое проигнорировали в упор.
Получилось так, что молодому поколению, ничего не знающему о том, кто такой Параджанов, этот фильм ничего и не скажет. Получилось очень плохое кино, обманувшее не только ожидания простых зрителей, но и более интеллектуальную публику.
Приз же выглядел как приз от безысходности- все равно ведь больше ничего нет, а тут хоть пытались создать идею о великом режиссере. Правда, ничего не вышло, но были старания, хоть что- то…
Еще несколько лет назад, стремясь сделать комплимент фильму, снятому на территории бывшего СССР, критики и писали, и говорили- «снято не как российское кино». В смысле, так хорошо, как будто снято где- то на Западе или в Европе.
Теперь действительно изменилось все. Российское кино постепенно стало явлением, перешагнув ту грань, за которой жалкие ученические пробы, вызывающие смех, превращаются в творения мастера. И есть не только «на что посмотреть», но и что обсуждать. Это так, по- одесски… Чтобы не закончить на печальной ноте. Хотя- почему печальной?
Фестиваль закончился, подняв российское кино еще на одну ступень. Впрочем, ни один из призеров все- таки не дотянул до сильного фильма закрытия «Замок в Италии». Но мало кто его смотрел, после первых же кадров поспешив на привычное фестивальное мероприятие- тусовку в Пале- Рояле. Возможно, договариваться о будущих съемках- в российских, разумеется, фильмах.
Ирина Лобусова
«Параджанов» получил приз не потому что больше некому было дать. «Креденс», украинский фильм, превосходил его по всем параметрам. Но «Параджанова» спонсировало Держагенство кино Украины, и это единственная причина - показать, что госденьги не были потрачены зря. Безнравственное политическое решение. «Географ глобус пропил» получил приз потому, что это российский фильм. Многие другие фильмы фестиваля его оставили за бортом мастерства. Это «В цвету», «Пчелка», «Ланчбокс». То есть уровне ОМКФ вход Украины в ТС уже состоялся!