Odessa Daily Мнения
Поджигатель полицейских
Odessa Daily
15 июня 2016 в 12:08Еще один украинский заложник Андрей Коломиец на днях получил 10 лет строгого режима. Его дело казалось мне запутанным, тем более что возможности посетить оккупационный "суд" в Симферополе не было и разбираться приходилось дистанционно: по обвинительному заключению, рассказам Крымской правозащитной группы, ответам адвоката. Однако общую картину составить удалось.
Дело состоит из двух совершенно разных статей: одна про события на Майдане, другая про наркотики в Кабардино-Балкарии. В КБР уроженец Киевской области Коломиец жил у любимой женщины Галины Залихановой, там же его и арестовали.
Начнем с наркотиков, которые обычно используются для деполитизации политических дел. Версия следствия, которую Коломиец сначала подписал и от которой отказался на суде, заявив, что давал показания под пытками, выглядит придурковатой. Будто бы 15 мая 2015 года оперативники пришли к Залихановой, обследовали дом, ничего не нашли, но все равно "предложили проехать" Коломийцу на опрос, потому что его поведение и украинское гражданство показались им подозрительными. Он проехал, без принуждения рассказал все, что они хотели знать, а потом его отпустили. Вот только автобусы обратно в поселок уже не ходили, и ему пришлось гулять по Нальчику и спать на лавочке. Утром он поехал домой автостопом, но по дороге увидел целое конопляное поле (где - не скажу) и нарвал себе в пакет 152,3 грамма. И, как назло, только он сел в попутную машину, как ее остановили и обыскали, найдя под передним креслом тот самый пакет.
После отказа от показаний Коломиец говорит, что никуда его, конечно, после обыска и допроса не отпускали, дозвониться жена не могла. Просто через сутки задержанного пересадили из полицейской машины в какую-то другую и, когда она тронулась, остановили и обыскали под протокол.
Теперь перейдем к Майдану. Даже, наверное, неприлично говорить, что это не относится к российской юрисдикции. Я уже писала про хронологические подтасовки, связанные с крымскими политическими делами, и это одна из них, одна из наиболее ярких. Российский СК типа защищает крымских беркутовцев, потому что они граждане России. Правда, на момент противостояния на Майдане они были гражданами Украины, а "преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния" (ч. 1 ст. 9 УК РФ). Ну есть теоретический шанс, что они в нарушение украинской Конституции, запрещающей двойное гражданство, прятали российский паспорт, но такой информации в ходе процесса не появлялось.
По версии обвинения, Коломиец во время столкновений на Грушевского кидался "молотовыми". Из-за этого на сотруднике "Беркута" Козлякове загорелся бушлат, а у его коллеги Гавриленко - штанина. Оба, по их словам, почувствовали лишь физическую боль, а повреждений не получили: пламя очень быстро потушили.
Доказательства включают в себя фото обгоревшего бушлата (Гавриленко испорченные штаны выбросил) и показания. И все. Обвинительное заключение в принципе можно написать так, чтобы белые нитки были незаметны, но это не тот случай. В него включили первые показания Козлякова. Особенно примечательна дата этих показаний - 2 марта 2014 года. Из контекста понятно, что за дело взялись крымские органы, которые еще до формальной аннексии, но после ввода зеленых человечков считали себя российскими и с украинскими властями более не взаимодействовали.
Интересно и содержание этих показаний (пересказ от третьего лица): "Пошел в сторону остальных сотрудников БМОН "Беркут", которые находились дальше по ул. Грушевского. Кто-то крикнул ему, что он горит. Он обернулся через левое плечо, почувствовал запах керосина и солярки. Увидев вспышку пламени, остановился. К нему подбежали другие сотрудники и потушили на нем огонь". То есть очевидно, что Козляков не видел ни бутылку, ни кидавшего - скорее всего, смотрел в противоположную от линии столкновений сторону.
Однако уже в показаниях от 7 июля 2015 года он говорит: "Среди бросавших коктейли Молотова был молодой человек, который выходил из автобуса с левой стороны, подбегал ближе к нам и бросал в нас коктейли Молотова, после чего возвращался и снова забегал за автобусы и скрывался от нас. Данного человека я могу опознать, он невысокого роста, худощавый, славянской внешности, светлые волосы, широкие скулы, щеки впалые, глаза глубоко посаженные, был одет в черную куртку. Его лицо я запомнил, так как он был без маски на лице. Его я видел на расстоянии примерно 5-8 метров от себя. Этот молодой человек бросил в мою сторону бутылку с зажигательной смесью, коктейль Молотова, от которого у меня загорелся бушлат, а также воротник на каске. Я почувствовал жар около лица..."
Внезапное прозрение через полтора года - чуть ли не профессиональная черта полицейских страдальцев, об этом знает всякий, кто знаком с Болотным делом. Понятно, что подробное описание внешности появилось уже после того, как Коломиец был арестован, и именно потому, что нужно было сшить персональное дело. До этого Козляков знать не знал, кто попал в него "молотовым".
У Гавриленко штанина горела так, что физическая боль была, а ожога, который стоило бы перебинтовать, не возникло. Тоже профессиональное: сильная боль, не оставляющая следов.
...Ах, да, надо напомнить, что вот эта вот бесследная боль квалифицирована не как хулиганство там, или массовые беспорядки, или легкие телесные - а как покушение на убийство.
На самом же Коломийце, по словам гражданской жены, оставались следы пыток: она рассказала о них на процессе. Как пишет Крымская правозащитная группа, Коломиец рассказал защитнику, что старший оперуполномоченный Центра "Э" ГУ МВД России по СКФО Боровик С.Г. вместе с другими сотрудниками правоохранительных органов надели ему на голову пакет, присоединили к пальцам рук с помощью больших скрепок провода, подложили под них влажную ткань и пропускали электрический ток.
Вряд ли вымысел, слишком уж похоже на обычную практику.
Дарья Костромина (в блоге Свободное место)
Источник: graniru.org
Odessa Daily