Пересказ книги Титуса Гебеля «Cвободные частные города: заставляя правительства конкурировать за вас» (Free Private Cities: Making Governments Compete For You, 2018).

Контекст

Титус Гебель – немецкий предприниматель и доктор наук в области права. Разочаровавшись в американо-европейском понимании свободы, он со всей семьей переехал в Монако. Теперь, взяв за основу здешний опыт и опыт других мини-государств, он предлагает новую концепцию развития общества.

Вместо объединения стран и народов в блоки и союзы он предлагает создавать миллионы городов с разнообразными системами управления, из которых по законам рынка выживут только удачные. Свободные частные города будут объединены только общей обязанностью: защитой свободы, жизни и собственности своих граждан. В эту идею Гебель так верит, что создал компанию Free Private Cities. Она предлагает взять на себя функции по управлению городами-государствами.

Что не так с нашей свободой

Современные государства на бумаге гарантируют своим гражданам определенный уровень благосостояния. На практике все не так. Благополучие в сознании нынешних политиков тесно связано с патернализмом: граждане принимают заботу государства и благодаря ей становятся счастливее, богаче и здоровее. В сознании граждан это благополучие дается даром. На самом деле это следствие перераспределения богатств. Многие европейские страны используют прогрессивную шкалу налогообложения, как бы подразумевая, что богатые обязаны помогать тем, кому не так повезло в жизни.

Действительно ли «удачливые» предприниматели забирают деньги у честных работников? Нет. У всех разные условия развития и разные возможности, и это нужно признать. Есть те, кто готов генерировать новые идеи и получать за это деньги. Но есть и рабочие, готовые всю жизнь проработать за станком. Почему последние должны получать деньги первых? Социальная политика государства влияет на людей следующим образом:

 
  • Те, кто получает ⁠пособие по безработице, не видят смысла искать работу. ⁠Они никак не задействованы ⁠в экономике, а только тратят государственные ⁠деньги. Следует заметить, что в Европе пособия часто ⁠сравнимы с зарплатами неквалифицированных рабочих.
  • Тяжкие налоги для крупных компаний ⁠или небольших стартапов приводят ⁠к нежеланию становиться предпринимателями. Отсутствие предпринимателей ведет к застою в экономике и техническом развитии страны.
  • Политики, говорящие «от имени народа», не несут серьезных экономических рисков вследствие своих решений. Их несет только народ. Нечего удивляться, что такие решения бывают ошибочными.

Эти утверждения выглядят жестокими, но такова реальность. Создание неправильных стимулов (таких как поощрение безработицы) – главная причина несостоятельности наших государств. Следствия подобных программ парадоксальны. Установленный минимальный размер оплаты труда, к примеру, приводит к увеличению безработицы, а не повышению финансового состояния граждан. Объяснить это довольно легко: из-за несоответствия заработной платы рутинности работы компании просто набирают меньше неквалифицированного персонала.

Концепция

Проблема наших демократий, считает Гебель, заключается в их отделении от рынка. Хотя мало кто сомневается в успехе рыночного регулирования, государства часто не несут ответственности за неудачные решения. Чтобы жить, полностью реализуя свой потенциал, нужно государство с такими признаками:

  • с экономическим интересом в успешной жизни общества;
  • с ответственностью за управленческие ошибки (например, в виде потери граждан);
  • дает гражданам право уйти без всякий препятствий (поддержка конкуренции);
  • не выделяет финансово или иным образом определенные группы (отсутствие лоббирования, позитивной дискриминации);
  • имеет установленные письменно законы и правила, которые невозможно изменить без ведома общества;
  • обязано отвечать перед своими гражданами или другими государствами в независимом (нейтральном) суде.

Такие города – не совсем придумка автора. Со времен античности создавались фактически отделенные от высшей власти города. Это и греческие полисы, и города Ганзейского союза. В XXI веке появляются особые экономические зоны – как китайский Шанхай. У жителей особых зон, как правило, больше возможностей, чем у остальных граждан. В том же Шанхае деятельность коммунистической партии проявляется не так заметно. Также показателен Дубай, где правительство работает над созданием зоны с законами, отличными от шариата.

Сегодняшние особые зоны – как и будущие свободные города – привлекательны для предпринимателей. Налоги в них обычно меньше, чем в других частях страны, а законы носят скорее защитный, нежели ограничительный характер.

Структура частного города

Говоря о свободных частных городах, следует обозначить три базовых (и в идеале единственных) их функции: защита жизни и здоровья граждан, защита свободы граждан, защита частной собственности граждан.

В идеале город должен возникнуть на пустом месте. Поскольку в современном мире это сложно, подойдет и существующий город (а тем более свободная экономическая зона, близкая частным городам по духу). В основе существования свободного города стоит взаимодействие между гражданами и оператором. Инициатива создания города может идти как снизу, от граждан, так и сверху, со стороны оператора – управляющей городом компании.

В первом случае горожане проводят референдум. В случае всеобщего согласия может либо создаться кооператив жителей, который станет оператором, либо оператор выбирается из уже существующих на рынке компаний.

Инициатива, идущая от компании-оператора, также должна быть одобрена гражданами. Сложный момент возникает, если не все граждане согласны с основанием свободного города. В таком случае есть три варианта: не создавать город, убедить несогласных переехать (по понятным причинам это плохой вариант) или постепенно ассимилировать жителей в новый город. Хотя не всегда понятно, как это сделать, последний вариант выглядит наиболее предпочтительным.

Как и при любых экономических отношениях, между оператором и жителями заключается контракт. В нем описаны все обязанности сторон друг перед другом. Наиболее простой договор выглядит так: «Оператор обязуется защищать жизнь, свободу и частную собственность граждан. Взамен каждый гражданин обязуется платить прописанную в контракте сумму денег. Контракт может быть расторгнут жителем в любой момент без всяких финансовых потерь». И все. Базовая модель свободного частного города будет функционировать. Последний пункт является ключевым. Житель свободного города может в любой момент расторгнуть контракт и переехать в другой свободный город или страну, но оператор не имеет права расторжения без веских причин, прописанных в контракте. Точно так же оператор не может менять контракт без ведома и согласия каждого жителя.

Конечно, в реальности контракты усложнятся. Например, в них могут добавляться альтернативы услугам оператора или третьи стороны, которые выполняют эти услуги за оператора. Суть в том, что контракт заменяет привычные нам законы и, в отличие от них, служит гражданину, а не государству.

Свобода

Обычное государство не так просто покинуть при желании. Даже если формально страна идет навстречу стремлению сменить гражданство, на практике переезд часто осложняется. Многочисленные документы и разрешения, налог на отказ от гражданства – все будто бы настроено против отъезжающего. Так оно и есть. Главный ограничитель свободы, в частности свободы передвижения и выбора места жительства – государства и границы между ними.

В случае частных городов простота расторжения контракта – одно из условий базового контракта. Этот пункт возносит свободу выбора на первое место. Человека может не устраивать даже совершеннейший пустяк. Все равно он имеет право отказаться от услуг оператора и переехать. Помимо свободы передвижения, такая система закрепляет рыночное соперничество: если люди бегут из одного города в другой, то второй явно лучше. Так отсеиваются непривлекательные системы.

Свободный частный город не выживет, облагая предпринимателей многочисленными налогами. Напротив, эти города станут раем для стартапов. В современных демократических государствах много ограничений. Квоты для меньшинств, минимальный размер оплаты труда, лицензирование определенных видов деятельности: все это так или иначе замедляет прогресс и отталкивает молодых предпринимателей.

Частный город может ограничивать экономику, лишь насколько это позволяет контракт. Если компания не угрожает свободе или жизни других людей, у нее есть право на существование и развитие.

Защита частной собственности – это второе из трех обязательств, которые оператор берет на себя. Этот пункт важен и для простых людей (которым не нужно волноваться за судьбу своей квартиры), но особенно он важен предпринимателям и компаниям. Собственность составляет основу рынка. Не будь собственности, не возникло бы и современной экономики.

В свободном городе бизнес защищен от любых нападок. Причина проста: контракт. Для малейшего изменения контракта оператору требуется согласие абсолютно всех жителей города. Не беспокоясь о судьбе своей собственности, предприниматели в свободных городах наконец-то займутся тем, что умеют лучше всего: созданием новых продуктов и улучшением жизни своих сограждан.

Бесплатная медицина приводит к тому, что люди меньше следят за своим здоровьем, предоставляя это государству, считает автор. Именно поэтому бюджетные учреждения нередко находятся далеко позади основного рынка.

Оператор свободного города обязуется охранять жизнь второй стороны – гражданина. Эта охрана заключается не в патернализме, а в защите от внешних факторов, влияющих на здоровье. Например, вина за прорыв трубы с горячей водой целиком и полностью ложится на оператора, который не справился с первоочередной своей обязанностью. В то же время город никак не виноват в том, что кто-то вышел зимой без куртки и простудился. Выбор, заботиться о себе или нет, целиком и полностью лежит на самом человеке.

Защита от внешних угроз

Современная ситуация с сирийскими беженцами показывает утопичность идеи открытых границ. Государство, а тем более город-государство, может содержать только ограниченное число жителей или визитеров. Прибывающие или ищущие гражданства должны быть тщательно проверены. В Монако, например, потенциальные граждане подвергаются нескольким опросам, проверяются по различным базам, после чего приглашаются на ряд собеседований с полицейским. Если все формальности будут пройдены успешно, то человек получает вид на жительство на год. В течение года он находится под пристальным контролем полиции Монако. При безупречном поведении вид на жительство продлевается. Не меньше половины жителей Монако так и не имеют гражданства, что ничуть их не смущает. Система позволяет прекратить гражданство на любом этапе, если новый житель не оправдает доверия. Ее легко применить и в свободных городах.

Другая опасность для свободных частных городов – внешняя агрессия. Поскольку город, скорее всего, находится на территории суверенного государства, другое государство вряд ли станет ему непосредственной угрозой. В то же время смена власти в стране может резко перевернуть отношения города и страны. Главная защита города в таком случае – его компактность. При малейшей угрозе со стороны жители легко покинут свои места, оставив атакующим бессмысленно пустой город. Конечно, это крайний случай, но уже он один показывает, что город не так беззащитен, как кажется. На усмотрение оператора и жителей могут быть предприняты такие меры:

  • Руководству города стоит сохранять хорошие отношения с государством, на территории которого он расположен. В этом случае он сможет рассчитывать на защиту военными силами этой страны.
  • Сильная оборона повысит затраты на захват города, а значит, может и отпугнуть потенциального противника.
  • Коалиция или договоры с другими городами или государствами позволят поддерживать статус-кво.

Свободные частные города будут соревноваться друг с другом за новых граждан. Такая конкуренция совершенно бессмысленна, если города похожи друг на друга как две капли воды. Вместо этого в мире появится так много вариантов городов, как только возможно. Без контроля сверху управляющие компании смогут экспериментировать с формами правления и вариантами контрактов до тех пор, пока в городе остаются приверженцы этих изменений.

Сейчас мы не можем представить, каковы будут города-государства будущего. Но можно предположить, что часть из них будет повторять системы настоящего или прошлого. Так, наверняка образуются города, основанные на идеях благополучия, равно как и города, придерживающиеся коммунистического строя. Могут возникнуть и города, придерживающиеся определенной религии. Главное для них всех – невмешательство в дела других государств.