Odessa Daily Мнения ГАИшники-взяточники
«На каком этапе в стране все стало так плохо, что надо брать деньги со всего, что движется?». Интервью Феликса Кобринского
Odessa Daily
27 декабря 2012 в 13:23Интервью Феликса Кобринского, известного одесского правозащитника, члена Общественного совета при облУВД.
- Феликс Игоревич, во время заседания Общественного совета начальник ГУ МВД Украины в Одесской области Сергей Резников говорил об освещении работы милиции в СМИ, в том числе и членами совета. Он также упоминал о ситуации с проверкой веса грузовиков на въезде в Одессу – знаменитый телевизионный сюжет о коррупции в милиции. И называл это все критиканством… Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Дискуссия в присутствии Сергея Резникова действительно была, и он действительно назвал ее критиканством. Поскольку из членов Общественного совета выступал только я, то это слово относилось ко мне. Когда мы проводили круглый стол на тему действия и бездействия ГАИ, так получилось, что пригласили представителя «Общественного контроля» Сергея Дубенко, и все наши коллеги обратили внимание только на ситуацию у «Двух столбов», связанную с якобы взиманием мзды с водителей-дальнобойщиков, которые уклоняются от взвешивания перегруженных автомобилей. С генералом я согласен в той части, что это было больше провокативно, мало доказуемо и т.д. Но я не согласен в другом – что касается истоков этого дела. Виноваты действительно две стороны – и те, кто дает, и те, кто берут. Истоки данной проблемы берут начало еще в 60-70 годах прошлого века, и генерал по молодости лет это не совсем понимает. Он обронил фразу, что это связано с нагрузкой на ось большегрузных машин, это техническая норма Автопрома, она допускает перегруз в пределах порядка 5%, и никто не рискует сломать машину ради того, чтобы перевезти больше груза, это нелепо. А на самом деле это связано с тем, что еще в 60-70 годы Автопром установил нормы нагрузки через ось на ведущие колеса на дороге. Это при том, что в советское время категорийность дорог была, наверное, выше, чем сегодня. Самый характерный показатель – наша великая дорога "Киев – Одесса" с ее сегодняшними километровыми заторами. Категорийность этой дороги – не берусь определять какая, но лучше поставлю ноль. Хотя… Согласно данным Интернета, категорийность определяется не в цифрах, а в буквах, это связано с теми нормами, которые достались нам от советского времени, в зависимости от нагрузки на дорогу. А дороги у нас в ужасном состоянии. Когда генерал привел примеры дорог в Германии, где штрафы достигают тысяч евро, – так там дороги, которые позволяют держать нагрузку. Наши машины, наверное, могли бы там идти с двойным перегрузом. Поэтому я после заседания порылся в Интернете, специально взял российские нормы, потому что у меня нет никаких сомнений, что это те нормы, которые остались после Союза, перекочевали к нам и вряд ли менялись.
- А возможен ли такой вариант, когда движение, которое считается законным на Западе, при переходе на наши дороги сразу будет незаконным?
- Абсолютно верно. Это хороший момент, можно было бы даже провести эксперимент. Идет фура с перегрузом 10% по немецкой дороге, заходит к нам – и у нее оказывается сразу двойной перегруз! Категорийность дорог важна, дороги выдерживают нагрузку настолько по-разному, что одна и та же фура может в разных странах показать совсем другой перегруз. Проблема лежит совсем в другой плоскости. Рассматривать ее нужно под другим углом. Но делать этого пока никто не хочет.
- А Вы не думаете, что сейчас нормы категорийности дорог были специально ухудшены по сравнению с советскими временами - не потому, что дороги хуже, а потому, что за это можно брать деньги?
- Я Вам скажу Вашими же словами. Думаю, что нет, «они не настолько умные». Вряд ли они пошли на это. Хотя не исключено. Потому что мы же не знаем, на каком этапе в стране стало настолько плохо, что надо собирать деньги со всего, что движется. Уже пару лет нет сбора на дороги, и я не исключаю, что в какой-то момент они подсунут такую норму.
- Помню, как Виталий Александрович Оплачко рассказывал: первое, что сделали государственные экологи, когда Украина стала независимой – они ужесточили норму воды в судовых танках до нормы питьевой воды, и все суда сразу вынуждены были платить штрафы…
- Да, я не исключаю такой вариант тоже. Получается, что проблема была поднята, но лежит она в другой плоскости. Не в том даже, что взятки дают - если действительно дают.И даже не в том, что виновны и дающие, и берущие. А дело в условиях, в которые загнаны и перевозчики, и контролирующая сторона - ГАИ. Хотя я вот думаю, а ГАИ ли должно это контролировать? А может, на посту должны стоять представители дорожников? Интересно, как это дело оказалось у них?
- Помню, был фильм «Черный пес», там был момент с перегрузом, на немецкой дороге это проверяли полицейские…
- Может быть. Вот что хотел бы еще добавить. Я все чаще ссылаюсь на правила, утвержденные Кабмином в …надцатом году – правила содержания улиц, дорог, шоссе и т.д., и там действительно написано, что ГАИшники должны отслеживать состояние дорог. Правильно или нет – сейчас не будем рассматривать. Но эти правила действуют, хотя мало кто о них знает. Наверное, милиция, хотя, на мой взгляд, правовая логика подсказывает, что скорее, это должны быть дорожники. Но ведь есть еще один важный вопрос. Кому деньги должны поступать? В бюджет страны? В бюджет милицейского ведомства? Или все же на дороги?
Беседовал Леонид Штекель, главный редактор Odessa Daily
Odessa Daily
Однозначно, дорожные службы должны отвечать за качество дорог и, соответственно, вырабатывать меры борьбы со всеми факторами, влияющими на их качество. ГАИ относятся к органам охраны правопорядка и должны бороться с нарушениями существующего порядка эксплуатации дорог. И – всё!
А на каком основании Горсовет вынес решение взимать с каждого владельца гаража по 5 грн с кв. метра площади? Нам их разве охраняют или ремонтируют? Здесь деньги взимают за то, наверное, что машина стоит, и НЕ движется. С населения берут деньги за уборку двора, так гараж занимает во дворе место, и эта площадь тем самым исключается из площади уборки. За это деньги плати?