Odessa DailyБизнес

Крупнотоннажные суда в украинских портах: каждый день "на вес золота"

Odessa Daily

31 июля 2013 в 07:53

Новое портовое законодательство "развязало руки" портам и бизнесу, позволив интенсифицировать проекты дноуглубления и развития терминалов. Скорость обработки крупнотоннажных судов возрастет, по утверждению руководства портов, в разы

Крупнотоннажные суда в украинских портах: каждый день на вес золота

Украинские порты постепенно привыкают принимать "кейпсайзы" (суда грузоподъемностью более 200 тыс. тонн). При этом "панамаксы" (до 80 тыс. тонн) уже считаются данностью. Пришло время научиться быстро обрабатывать "крутнотоннажники", чтобы конкурировать с зарубежными портами. Интенсивность загрузки\разгрузки "кейпсайзов" должна в ближайшие годы вырасти в разы – с учетом того, что такие суда сегодня догружаются на рейде, что увеличивает время обработки судна до 10-14 и более дней. Украинские порты ставят "базовую" цель – 5 дней.

"Минимальная скорость обработки судна, которую мы намерены достичь с завершением всех ныне сооружаемых перевалочных комплексов в порту "Южный", составляет 40 тысяч тонн грузов в сутки", – заявил 24 июля на пресс-конференции директор порта Александр Лагоша, отметив, что 50 тысяч – также "не предел".

"Техническое перевооружение перегрузочных мощностей позволит уменьшить время обработки судна, а дноуглубление и реконструкция причалов – обрабатывать "кепсайзы" до полной грузовместимости. Это, безусловно, является для нас одной из первоочередных задач", – заявлают в Одесском порту. "Реализация нашей инвестиционной программы позволит обеспечить прием у причалов большегрузных судов типа "кейпсайз" грузоподъемностью до 200 тыс. тонн и контейнеровозов "пост-панамакс-плюс" вместимостью 8 000 TEU – и значительно ускорить их обработку", – подтверждают в порту Ильичевском.

Главный конкурент украинских портов в борьбе за грузопотоки – Новороссийский МТП – объявил, что сооружаемый сегодня рудный терминал будет обладать интенсивностью загрузки судов в 50 тыс. тонн в сутки. Это означает, что судно типа "кейпсайз" будет обрабатываться у причала, в среднем, за пять дней.

То, что "время – деньги", убедительно доказывает современная логистика – и сегодня важно не только привлекать грузопотоки, но и быстро их обслуживать. А тот момент, что роль "крупнотоннажников" типа "кейпсайз" в судоходстве будет только расти, уже не подлежит сомнению.

"Панамаксы" у стенки

В Украине принимать крупнотоннажные суда упомянутых классов способны только порты "Большой Одессы" (Одесса, Южный, Ильичевск) и Севастополь. Одесский морской торговый порт (ОМТП), основные терминалы которого обладают глубинами у причалов до 13 метров, вполне способен обслуживать "панамаксы", что называется, "у стенки". "Кейпсайзы", в случае необходимости загрузки до допустимой осадки, дорабатываются на рейде.

"Судопогрузочные машины обеспечивают интенсивность погрузки зерновых от 18 тыс. до 25 тыс. тонн в сутки. Для металлов и металлопродукции этот показатель варьируется от 8 тыс. до 20 тыс. тонн в сутки (в зависимости от рода груза), для чугуна – 25 тыс. тонн, для контейнеров – 20-25 единиц одним краном в час", – сообщила Центру транспортных стратегий глава пресс-службы ОМТП Елена Гиряева. То есть, в стандартных условиях "без осложнений" зерновоз грузоподъемностью 60-80 тыс. тонн будет обработан в течение 3-5 суток, в те же сроки – балкер с металлом в 50-60 тыс. тонн. Что касается контейнеров, то, к примеру, "ГПК-Украина", принимая у причалов "панамаксы" (4000-7000 TEU), стремится выходить за рамки показателей интенсивности в 55 контейнеров в час (в некоторых случаях доводя до 70-100 единиц).

Среднее время обработки "панамакса" в Ильичевском порту (ИМТП) – от 5 суток. Как сообщил ЦТС представитель пресс-службы порта, интенсивность погрузки чугуна составляет 15 тыс. тонн в сутки, угля – 12 тыс. тонн, зерновых – 10-12 тыс. тонн.

Зерновой терминал "Бориваж" (Южненский порт) заявляет об интенсивности погрузки в 20-22 тыс. тонн в сутки, а стивидорная компания "Авлита" (Севастопольский порт) начала обработку "панамаксов" в 2011 году с показателями на уровне 25 тыс. тонн в сутки: зерновозы Pruva и Delphinus провели у причалов около 3 суток.

Впрочем, подобные темпы обработки "панамаксов" не являются чем-то особенным. Конкуренты на Черном и Балтийском морях могут похвастаться не меньшей эффективностью. "Новороссийский зерновой терминал" обрабатывает зерновоз подобного класса, по утверждению собственной пресс-службы, за 72 часа (24-26 тыс. тонн в сутки). Вентспилский порт грузит навалочные грузы с показателем в 25 тыс. тонн в сутки. А, к примеру, стивидорная компания Rigas Centralis terminals (порт Рига), принявшая в августе балкер Ubc Onsan, загрузила на борт 112 тыс. тонн угля за 3,5 суток (более 30 тыс. тонн в сутки).

Загрузить "Кейпсайзы"

Время обработки "кейпсайзов" в Украине – в разы больше, чем "панамаксов". В первую очередь – из-за невозможности загрузить их полностью у причала. Это не совсем то, чем можно "брать" грузовладельцев. Пройдет еще несколько лет – и сам факт обработки такого тоннажа в Черном море перестанет радовать, и потребуется нечто большее. И украинские портовики понимают, что такие суда нужно полностью грузить "у стенки", чтобы не отстать от мировой экономики.

Реализация упомянутой инвестиционной программы в Ильичевском порту позволит сократить время обработки "кейпсайзов" до 5 суток, – подчеркнула пресс-служба ИМТП. Компания "Портинвест", реализующая проект угольно-рудного терминала в "Южном", намерена также сократить время обработки "кейпсайзов" до 5 дней, о чем недавно заявил заместитель гендиректора компании Алексей Родионов.

То есть, целью украинских портов является обработка "кейпсайзов" у стенки причала до допустимой осадки, а также сокращение необходимого для этого времени до 5 суток. Дальнейшее же ускорение обработки "панамаксов" возможно теперь (когда суда этого класса полностью грузятся "у стенки") только благодаря техническому усовершенствованию портовых терминалов и организации производственного процесса.

Это серьезно повысит конкурентоспособность украинских портов, хотя пока и не позволит "ворваться" в мировую экономику "на белом коне", так как эти показатели еще далеки до недосягаемых мировых примеров: как свидетельствует пресс-служба порта Роттердам, угольный терминал ЕМО способен разгрузить судно с интенсивностью 175 тыс. тонн в сутки, а терминал EBS, в свою очередь, заявляет о способности разгружать балкеры со скоростью в 70 тыс. тонн в сутки. Можно также вспомнить контейнерные терминалы Гонконга, которые загружают/разгружают контейнеровозы по 8000 TEU за 10 часов.

Источник: cfts.org.ua

Метки: порт Южный

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100