Odessa DailyМненияПроблемы местного самоуправления

Итоги опроса пассажиров и перевозчиков в Одессе и Одесской области

Лариса Акимова

6 июня 2016 в 11:07
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Общественная организация «Защитим Одессу вместе» при поддержке Фонда Видродження в рамках проекта «Стоп коррупция на транспорте» в течение января-мая 2016 года провела опросы перевозчиков, чиновников и пассажиров о ситуации в сфере общественного транспорта в городе Одессе и в Одесской области.

Итоги опроса пассажиров и перевозчиков в Одессе и Одесской области

Предоставляем вам предварительное заключение по итогам опросов. Автор, кандидат психологических наук Лариса Акимова.

1. По итогам опроса пассажиров в Одессе

 

1. Общие проблемы качества обслуживания пассажиров

 

В опросе приняло участие 1053 пассажира, пользующихся городскими  маршрутами.

 

Хорошую (удовлетворительную оценку) качеству транспортных услуг дают 28% опрошенных.

Плохую (неудовлетворительную) – 41% опрошенных.

Не дают однозначного ответа, выбирая вариант «нечто среднее» – 31% опрошенных.

 

Пассажирами было заявлено 314 проблем.

 

По данным проведенного опроса пассажиров городского транспорта (маршрутных такси и автобусов) наиболее важными проблемами в их обслуживании являются проблемы обеспечения комфорта и безопасности перевозок.

Комфорт и безопасность вносят вклад в неудовлетворенность обслуживанием в большей степени, чем транспортные затраты.

Чувство неудовлетворенности обслуживанием вызывают четыре группы проблем:

- проблема организационного фактора (связана с эксплуатацией транспортного средства) - переполненность автобусов и антисанитарное их состояние, которые связываются с недостаточностью наличия подвижного состава, экономии на его комфортабельности и содержания, проблемами с организацией движения имеющегося подвижного состава;

- проблема ненадежности движения городского транспорта. Образ ненадежности формируется за счет недостаточной информированности или ее полного отсутствия о расписании движения. График движения существует в большей степени для водителей в силу конкурентных отношений или на маршруте или между маршрутами, но не для пассажира. Водитель руководствуется выгодой для себя в гораздо большей степени, нежели принципами организации надежного, безопасного комфортного движения транспорта; 

- проблема человеческого фактора. В первую очередь это грубость водителя, его профессиональные навыки вождения. Существенное значение оказывает также опосредованный человеческий фактор в лице техников, которые обслуживают машины, водителя, который следит за состоянием транспортного средства.

- обеспечение обслуживания – стоимость проезда и способ взимания платы за проезд. Стоимость складывает не только с экономических затрат на перевозку, но и включает ряд других компонентов неэкономического характера – предоставление удобства, комфорта, информации, безопасности, оптимального времени в пути и др.

 

Отдельно следует указать проблему технической готовности подвижного состава, на которую указывают пассажиры в 82% случаях от других заявленных индивидуальных проблем (из 314 поданных по инициативе пассажиров).

В число первостепенных проблем, заявленных пассажирами, входят – соблюдение правил дорожного движения водителями, включая так называемые «гонки на маршруте» чередующиеся с простоями на ключевых остановках; наличие кондуктора или оборудованного устройства для взимания платы за проезд.

Значимой для пассажира является проблема воровства в транспорте (карманники и др.) и обратная связь в случаях утраты их собственности.

 

Амбивалентные высказывая в отношении схемы движения высказали 69% пассажиров.

Удовлетворенность схемой движения вызывает возможность преодолеть большое расстояние в одной маршрутке.

Неудовлетворенность – недостаточная информация о времени в пути (в том числе стояние в пробках в часы пик), расписании движения, удаленности остановок от точки посадки/высадки.

При отсутствии удовлетворенности схемой движения пассажиры не готовы к ее изменениям.

 

2. Общие проблемы посадки и высадки пассажиров

Для пассажира большую ценность имеет время в пути следования, и он является требовательным по отношению к снижению временных затрат.

По отношению к времени в пути следования, время, затраченное на путь до остановки имеет гораздо меньшую ценность.

Для снижения затрат времени в пути пассажир демонстрирует готовность производить посадку и высадку на остановках.

Если затраты времени в пути не сократятся (наличие третьих факторов, например пробки на дорогах и др.) отказ от удобства – посадки и высадки в нужном месте – вызовет недовольство.

 

3. Наиболее важные проблемы реформы перевозок пассажиров в Одессе

 

Внесено на рассмотрение 375 проблем, которые необходимо решить при реформировании пассажирских перевозок в Одессе.

Внесено 404 предложения по вариантам «обилечивания», включая наличие постоянного билета

 

В число значимых направлений реформирования пассажирских перевозок входят:

- разработка основного и дополнительного (выходные, праздничные дни, особые мероприятия) графика движения на маршрутах;

- сокращение временных затрат пассажира на прибытие в пункт назначения;

- создание оптимальной формы расчета за проезд. Пассажиры считают, что водитель не должен собирать выручку и выполнять функцию контроля оплаты проезда и расчета с перевозчиком;

- обеспечение безопасности перевозок;

- обеспечение компенсации ущерба пассажиру в случаях аварий и др. форм нанесений вреда;

- быстрота и точность информирования о месте положения, способе прибытия в конечный пункт назначения и времени в пути;

- времяпровождение в поездке (полезность использования времени в поездке).

 

4. Выбор перевозчиков для обслуживания  маршрутов

Внесено 174 предложения по выбору перевозчика

 

Оптимальный способ выбора перевозчика с точки зрения пассажира  - свободная конкуренция на маршруте.

(Входит в противоречие с мнением перевозчика, который считает свободную конкуренцию самой неприемлемой формой выбора).

Пассажир исходит из концепции, что свободная конкуренция приведет к улучшению качества обслуживания, а перевозчик – ухудшит.

 

Также пассажир исходит из идеи, что выбирая перевозчика, он ограничит доступ к перевозкам «плохих» перевозчиков.

 

С точки зрения пассажира закрепление за перевозчиком маршрута - это ограничение его свободы выбора.

 

5. Общественный контроль за качеством работы перевозчика

 

92% пассажиров считают создание сайта для автоматической подачи жалоб на работу маршрутов необходимым условием, обеспечивающим контроль предоставления качественных услуг в сфере пассажирских перевозок.

За другие формы общественного контроля, в частности проведение общественных слушаний по работе маршрута перед объявлением конкурса на маршрут, ежеквартальные электронные общественные слушания по работе маршрутов, создание института общественных инспекторов высказывает от 62% до 65% опрошенных.

Несмотря на высокий процент высказываний в пользу общественного контроля качества пассажирских перевозок у пассажира нет психологической готовности к общественному контролю, так как 31% опрошенных отдали предпочтение конформной тенденции в ответах. Общественный контроль склонен действовать, руководствуясь принципом выгоды, нежели принципом организации комфортного, безопасного и качественного обслуживания.

Кроме того у пассажиров нет четких и прозрачных представлений о том, как должна быть организована работа транспорта и как должен быть организован общественный контроль работы транспорта. Работа транспорта мыслиться пассажиром на основе концептуализации своих желаний, удобств и представлений без системного учета всех реальных организационных факторов.

Основным мотивом высокой поддержки общественного контроля является навязывание пассажиру тех услуг, которые имеются, при отсутствии уважения к нему как пользователю этих услуг, которые он обязан оплатить.

2. По итогам опроса перевозчиков в Одессе

В опросе приняло участие 10 перевозчиков (все!), осуществляющих пассажирские перевозки в г. Одессе.

 

1. Общие проблемы отрасли

 

По данным проведенного опроса перевозчиков г. Одессы наиболее важной проблемой является проблема взаимоотношений перевозчика с организатором перевозок.

Речь идет о неэффективности выполнения организатором перевозок своих обязанностей в отношении организации перевозок.

Опрос показывает, что существует латентная, скрытая причина неэффективности, которая умалчивается и явная причина, которая оглашается (высказывается).

В числе заявляемых причин неэффективности можно выделить:

- невыполнение организатором перевозок обязательств по обслуживанию и ремонту дорог;

- низкой эффективности системы регулирования финансовых взаимоотношений. Отсутствием системы регулирования финансовых потоков поступающих от пассажиров за оплату проезда и финансовых потоков, поступающих от компенсации за перевозку льготного контингента.

Без ответа остался вопрос освещения возможности введения постоянных билетов.

 

Вторая проблема лежит в плоскости законодательной базы: транспортного и налогового законодательства. Здесь отмечается не оправдывающая себя система налогообложения и лицензирования работы перевозчика.

 

Третья проблема – оборудование остановок, протяженности и схемы маршрутов следования. Она является как составной частью первой, так и самостоятельной проблемой.

 

Четвертая проблема – обеспечение безопасности движения и взаимоотношения со структурами, контролирующими безопасность

 

Пятая проблема – внедрение в отрасль инновационных технологий безналичного расчета за проезд.

 

2. Взаимоотношения с организатором перевозок

 

Перевозчики удовлетворены работой организатора перевозок.

Как положительную работу исполнительной власти оценивают 92%

Отрицательно – 0%

Воздержались от ответа 8%

Результаты прямого опроса входят с противоречием с результатами перекрестных косвенных вопросов. Ответы последних содержат высказывания о низкой эффективности работы организатора перевозок.

 

Ожидания перевозчиков в отношении политики, проводимой организатором перевозок связаны с:

- разработкой прозрачных условий, включая разработку нормативов возмещения затрат  по перевозки социального контингента;

- разработкой форм контроля за соблюдением договоров на перевозки. Контроль осуществляется за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами подписавшими договор;

- разработкой системы установления персональной ответственности должностных лиц за нарушения транспортного законодательства;

- разработкой системы нормативной базы оценки качества предоставления услуг смежными структурами, а именно автовокзалами и автостанциями;

- проблемой делегирования полномочий общественности (общественным организациям) по контролю за выполнением законодательных, регуляторных, договорных норм общественности. А также принятие общественными организациями медиаторной функции в случае споров, возникающих как между сторонами, заключившими договор, так и между одной из сторон и пассажирами, как субъектами оказания транспортных услуг.

 

3. Выбор перевозчиков для обслуживания «коммерческих» маршрутов.

 

Из трех предлагаемых для оценки процедур отбора перевозчиков на маршрут наиболее приемлемой перевозчиками признается процедура «Конкурс на маршрут: один маршрут  – один перевозчик. Исключительное право на перевозки для одного перевозчика» (1 ранг);

Второй - признается процедура «Конкурс на каждый рейс: один рейс – один перевозчик. На маршруте несколько перевозчиков» (2 ранг);

Третьей – «Свободная конкуренция различных перевозчиков на маршруте без ограничения числа рейсов и перевозчиков» (3 ранг). Данная процедура является самой непопулярной среди перевозчиков.

 

4. Организация конкурса по выборам «Рабочего органа».

 

В 40% случаев перевозчики считают, что институт «Рабочего органа» не нужно упразднять.

В 10% случаев – нужно упразднять

50% опрошенных воздержались от ответа.

 

В числе проблем по выбору «Рабочего органа» отмечают проблему процедуры отвода членов конкурсного комитета перевозчиками.

 

Далее в порядке уменьшения значимости:

- проблема мониторинга за проведением конкурса по выборам «Рабочего органа»;

- проблему введение в состав конкурсного комитета по выборам «Рабочего органа» представителей общественных организаций транспортной отрасли;

- проблему введение в состав конкурсного комитета по выборам «Рабочего органа» представителей общественных организаций, представляющих интересы пассажиров;

 

Перевозчики считают себя обособленной консолидируемой группой. Сдержанно и даже враждебно относятся к общественности как группе, которая представляет интересы пассажиров.

 

5. Организация конкурса на маршруты и отдельные оборотные рейсы маршрутов

 

Структура проблем

1. Проблема справедливого отбора победителя.

Для реализации составляющей справедливого отбора победителя перевозчики считают целесообразным разработку и утверждение типовых конкурсных условий единых для всех перевозчиков.

 

2. Проблема ответственности «Рабочего органа» за принятия решений в целом  и отдельно его членов за свою работу в нем. Ответственности контроль достоверности информации, которую предоставляет перевозчик.

Решение данной проблемы может быть обеспечено:

- финансовой ответственностью «Рабочего органа» за не достоверность информации, представленной конкурсному комитету;

- реализацией процедуры отвода членов конкурсного комитета перевозчиками;

- реализацией процедуры ротации представителей в конкурсном комитете.

 

3. Проблема публичности и доступности информации предоставляемой перевозчиком «Рабочему органу» и конкурсному комитету. Одним из условий реализации доступности информации, по мнению перевозчиков должна стать стрим (видео) трансляция.

 

6. Договор на перевозки с победителями конкурса

 

Проблема соблюдения перевозчиком условий договора, в который должны быть включены:

- условия по количеству рейсов в день, выполняемых перевозчиком в соответствии принятым социальным нормативам;

- условия по выполнению графика движения в соответствии с принятыми качественными и социальными нормативами

 

Проблема соблюдения организатором перевозок обязательств, указанных в договоре. 

 

7.  Сфера безопасности перевозок

 

Наибольшей угрозой безопасности пассажирских перевозок является качество дорог, которые не соответствуют принятым стандартам и условиям пассажирских перевозок.

Далее в порядке снижения интенсивности угроз:

- профессионализм водителей и технического персонала, обслуживающего транспортные средства;

- формы контроля за состоянием здоровья водителей;

- система наказаний за нарушения правил дорожного движения водителями; нарушений условий осуществления перевозок перевозчиками;

- соблюдение перевозчиком нормативных требований по организации рабочего дня водителей.

 

8. Сфера качества перевозок

 

По мнению перевозчиков проблема качества перевозок связана с:

- составляющей обслуживания дорог;

- законодательной составляющей (транспортной и налоговой);

- организацией выхода перевозчика на рынок услуг и контролем за деятельностью перевозчика на маршруте;

- деятельность полиции (ГАИ) по контролю за правилами дорожного движения.

 

Пути повышения качества перевозок согласно мнению перевозчиков:

- культура общения водителя и пассажира;

- соблюдение графиков движения;

- загрузкой автобусов соответственно нормативам;

- перевозкой контингента с нарушенной мобильностью;

- ситуацией с оборудованием остановок на маршруте и оборудованием конечных пунктов маршрутов.

3. По итогам опроса пассажиров в Одесской области

1. Общие проблемы качества обслуживания пассажиров

 

В опросе приняло участие 100 пассажиров, пользующихся маршрутами по Одесской области.

 

Хорошую (удовлетворительную оценку) качеству транспортных услуг дают 30% опрошенных.

Плохую (неудовлетворительную) – 50% опрошенных.

Не дают однозначного ответа, выбирая вариант «нечто среднее» – 20% опрошенных.

 

По мнению пассажиров, проблема качества обслуживания связана с деятельностью перевозчика на рынке услуг.

 

Пассажирами было заявлено 17 проблем, которые, по их мнению, необходимо решить для улучшения качества перевозок. Данное количество указывает на низкую социальную активность.

 

По данным проведенного опроса пассажиров, пользующихся услугами перевозчиков в области, наиболее значимой проблемой является проблема доступности пользования транспортом. Проблема доступности для пассажиров включает две составляющие. Первая - это состояние дорог. Состояние дорог – проблема, которая является составной частью как доступности пользования транспортом, так и безопасности. Вторая составляющая – это стоимость проезда.

Основными проблемами, вносящими вклад в формирование неудовлетворенности обслуживанием - проблемы комфорта, значительных временных затрат, ненадежности движения.

Проблема безопасности перевозок пассажирами поднимается исключительно в связи с техническим состоянием транспортных средств.

Низкий уровень комфортности вызывает переполненность автобусов и их антисанитарное и техническое состояние, состояние автостанций, автовокзалов и уровень обслуживания в них.

Значительные временные затраты на поездку вызывают у пассажиров нежелание пользоваться легальными перевозчиками и снижают уровень комфортности при пользовании транспортными услугами. По мнению пассажиров, недопустимых для них временных затрат можно было бы избежать при хорошей организации предварительной продажи билетов (в том числе через интернет), соблюдения графиков движения и скоростных режимов, «хороших автобусах», профессиональных квалифицированных водителях.

Актуальной для пассажиров проблемой является надежность движения. Образ ненадежности формируется за счет несоблюдении графика движения, скоростных режимов движения, отсутствия достаточной информации о расписании движения транспорта. Существенный вклад в проблему ненадежности вносит неадекватное (чаще меньшее, чем большее) количество рейсов на маршруте.

Профессиональные и личностные качества водителей составляют проблему человеческого фактора, который с одной стороны снижает уровень комфортности, например грубость водителей, с другой уровень надежности и безопасности (несоблюдение графика движения и скоростных режимов). 

 

2. Нелегальные перевозки

 

Против незаконных перевозок высказываются 55% опрошенных.

Никогда не пользуются незаконными перевозками 24% опрошенных.

Поддерживают незаконные перевозки 8% опрошенных.

Безразличную позицию в отношении незаконных перевозок высказывают 13%

Несмотря на то, что пассажиры в своем большинстве не поддерживают нелегальные перевозки, они ими пользуются.

Нелегальный перевозчик обеспечивает доступность транспортных услуг для пассажира в силу, как стоимости проезда, так и удобства по своевременности отправки и времени в пути, отношению к пассажиру.

Вместе с тем нелегальный перевозчик не несет никакой ответственности за безопасность перевозки. Но для пассажира вопрос безопасности компенсируется доступностью и удобностью его услуг. Для пассажира области основную угрозу безопасности составляет в большей степени криминальный элемент и  коррупция, нежели безопасность самого движения. По мнению пассажира, данную форму безопасности не может обеспечить не только нелегальный, но и легальный перевозчик.

Для пассажира вопрос безопасности движения обеспечивается классификацией и профессионализмом водителя, отчислениями на содержания дорожной инфраструктуры согласно принципа справедливости, страхованием жизни.

66% опрошенных признают, что нелегальные перевозки являются составляющей общей системы коррупции.

 

3. Наиболее важные проблемы реформы перевозок пассажиров в Одесской области

 

Внесено на рассмотрение 22 проблемы по реформированию пассажирских перевозок, включая проблему формы и способа оплаты проезда.

 

В число значимых направлений реформирования пассажирских перевозок входят:

- решение вопроса об использовании транспорта различной пассажировместимости на различных маршрутах;

- санитарно-гигиеническое и техническое состояние подвижного состава;

- вопрос о формах и способах расчета за проезд, а также стоимости проезда;

- вопрос схемы и графиков движения с учетом постоянства/сезонности, рабочих/выходных/праздничных дней;

- вопрос комфортабельности транспортных средств и предоставляемых в них услуг.

 

Отдельно следует поднять решить проблему состояния дорог, мест ожидания транспортных средств, посадки и высадки пассажиров по пути следования и на конечных остановках.

4. Выбор перевозчиков для обслуживания  маршрутов

Внесено 9 предложений по выбору перевозчика

 

Оптимальный способ выбора перевозчика с точки зрения пассажира  - свободная конкуренция на маршруте.

(Входит в противоречие с мнением перевозчика, который считает свободную конкуренцию самой неприемлемой формой выбора).

Пассажир исходит из концепции, что свободная конкуренция приведет к улучшению качества обслуживания, а перевозчик – ухудшит.

 

Также пассажир исходит из идеи, что выбирая перевозчика, он ограничит доступ на рынок услуг «плохих» перевозчиков.

 

С точки зрения пассажира закрепление за перевозчиком маршрута - это ограничение его свободы выбора.

 

5. Общественный контроль за качеством работы перевозчика

 

65% пассажиров считают создание сайта для автоматической подачи предложений и жалоб по работе маршрутов необходимым условием, обеспечивающим контроль предоставления качественных услуг в сфере пассажирских перевозок.

За другие формы общественного контроля, в частности проведение общественных слушаний по работе маршрута перед объявлением конкурса на маршрут, ежеквартальные электронные общественные слушания по работе маршрутов, создание института общественных инспекторов высказывает от 42% до 48% опрошенных.

 

Обращает на себя внимание отношение к общественному контролю пассажиров области. Так 60% опрошенных по области пассажиров изъявили желание быть общественными контролерами, в то время как по городу 17%. При этом социальная активность пассажиров по городу в разы выше, чем по области.

Наиболее вероятная мотивация стать общественным контролером – низкий уровень занятости и доходов граждан.

На основании имеющихся данных следует говорить о высоком риске возникновения злоупотреблений и конфликтного поведения среди изъявивших желания быть общественными контролерами в области.

4. По итогам опроса перевозчиков в Одесской области

 

В опросе приняло участие 14 перевозчиков, пользующихся маршрутами по Одесской области.

 

1. Общие проблемы отрасли

По данным проведенного опроса перевозчиков Одесской области наиболее важной проблемой является проблема «неучитываемых потерь», т.е. тех помех, о которых все знают, но которые никто нигде никак не учитывает и не компенсирует перевозчику.

Данная проблема, согласно данным опроса перевозчиков имеет трехвекторную направленность:

1. затраты на перевозку льготного контингента, которые перевозчик не может предусмотреть, и которые не компенсируются перевозчику, несмотря на то, что такая компенсация предусматривается;

2. затраты, связанные с износом транспорта, его техническим обслуживанием в связи с несоответствующим состоянием дорог общего пользования;

3. снижение объема перевозок в связи с работой на рынке нелегальных перевозчиков.

 

Вторая проблема – давление обслуживающих структур вместо согласованного взаимодействия и сотрудничества.

Выделяются давления структур:

- фискальных (система налогооблажения, высокие проценты по кредитам, лизингу, высокие таможенные  пошлины);

- работа смежных структур (отчисление средств автовокзалами и автостанциями, качество обслуживания в них пассажиров);

- работа организатора перевозок в отношении стратегий повышения конкуренции между перевозчиками. Организатор перевозок исходит из представления о том, что повышение конкуренции между перевозчиками повысит качество обслуживания.

Перевозчик связывает условия, повышающие конкуренцию с дополнительными моральными и материальными затратами, которые он должен понести. Повышение конкуренции перевозчик оценивает как снижение уровня доверия к нему, повышения напряженности в отношениях, повышения уровня рисков в компенсации затрат. 

 

Третья проблема – коррупционная составляющая в работе отрасли. Проявляется в требовании безоплатных услуг со стороны различных контролирующих и силовых органов власти, затраты по противостоянию криминальности в целях защиты своей безопасности.

 

Четвертая проблема – внедрение в отрасль инновационных технологий.

Информирование население о схемах движения и расписании движения через интернет.

Технологии безналичной продажи билетов, в том числе через интернет.

 

2. Взаимоотношения с организатором перевозок

 

В целом перевозчики удовлетворены работой областных властей по организации перевозок.

Как положительную работу исполнительной власти оценивают 50%

Отрицательно – 8%

Воздержались от ответа 32%

Высокий процент воздержавшихся связан с недоверием нам, как общественной организации проводящей опрос.

 

Ожидания перевозчиков в отношении политики, проводимой организатором перевозок связаны с:

- разработкой прозрачных условий, включая разработку нормативов возмещения затрат  по перевозке социального контингента;

- разработкой форм контроля за соблюдением договоров на перевозки. Контроль осуществляется за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами подписавшими договор;

- разработкой системы установления персональной ответственности должностных лиц за нарушения транспортного законодательства;

- разработкой системы нормативной базы оценки качества предоставления услуг смежными структурами, а именно автовокзалами и автостанциями;

- проблемой делегирования полномочий общественности (общественным организациям) по контролю за выполнением законодательных, регуляторных, договорных норм общественности. А также принятие общественными организациями медиаторной функции в случае споров, возникающих как между сторонами, заключившими договор, так и между одной из сторон и пассажирами, как субъектами оказания транспортных услуг.

 

3. Выбор перевозчиков для обслуживания «коммерческих» маршрутов.

 

Из трех предлагаемых для оценки процедур отбора перевозчиков на маршрут наиболее приемлемой перевозчиками признается процедура «Конкурс на маршрут: один маршрут  – один перевозчик. Исключительное право на перевозки для одного перевозчика» (1 ранг);

Второй - признается процедура «Конкурс на каждый рейс: один рейс – один перевозчик. На маршруте несколько перевозчиков» (2 ранг);

Третьей – «Свободная конкуренция различных перевозчиков на маршруте без ограничения числа рейсов и перевозчиков» (3 ранг). Данная процедура является самой непопулярной среди перевозчиков.

 

4. Организация конкурса по выборам «Рабочего органа».

 

В 33% случаев перевозчики считают, что институт «Рабочего органа» не нужно упразднять.

В 17% случаев – нужно упразднять

50% опрошенных воздержались от ответа.

 

В числе проблем по выбору «Рабочего органа» отмечают проблему процедуры отвода членов конкурсного комитета перевозчиками.

 

Далее в порядке уменьшения значимости:

- проблему введение в состав конкурсного комитета по выборам «Рабочего органа» представителей общественных организаций транспортной отрасли;

- проблему введение в состав конкурсного комитета по выборам «Рабочего органа» представителей общественных организаций, представляющих интересы пассажиров;

- проблема мониторинга за проведением конкурса по выборам «Рабочего органа».

 

Перевозчики считают себя обособленной консолидируемой группой. Сдержанно и даже враждебно относятся к общественности как группе, которая представляет интересы пассажиров.

 

5. Организация конкурса на маршруты и отдельные оборотные рейсы маршрутов

 

Структура проблем

1. Проблема прозрачности выявления победителя конкурса с включением составляющей справедливого отбора победителя.

Для реализации составляющей справедливого отбора победителя перевозчики считают целесообразным начислять дополнительные баллы (или льготы) за выполнение перевозчиком внутрирайонных рейсов.

Одним из условий реализации прозрачности является получение информации по итогам конкурса «публичного» статуса, в том числе подсчет набранных баллов каждым перевозчиком, участвующим в конкурсе.

 

2. Проблема ответственности «Рабочего органа» за принятия решений в целом  и отдельно его членов за свою работу в нем.

Решение данной проблемы может быть обеспечено:

- реализацией процедуры отвода членов конкурсного комитета перевозчиками;

- финансовой ответственностью «Рабочего органа» за не достоверность информации, представленной конкурсному комитету;

- реализацией процедуры ротации представителей в конкурсном комитете.

 

3. Проблема мониторинга за деятельностью «Рабочего органа» общественными транспортными организациями и общественными организациями, представляющими интересы пассажиров.

 

По мнению перевозчиков в условия конкурса необходимо внести следующие дополнительные условия:

- начисление баллов за расположение базы (стоянки) по выпуску в диапазоне 5-10 км;

- ходатайство районной администрации, районного совета;

- обязательное участие в конкурсе представителя перевозчика;

- отмена 100-км зоны на внутрирайонных маршрутах.

 

6. Договор на перевозки с победителями конкурса

 

Проблема реализации прав и ответственности за невыполнение обязательств сторонами, заключающими договор на перевозку: областными, районными, местными органами исполнительной власти  и перевозчиком.

 

Обязательства со стороны областных, районных, местных органов самоуправления должны включать:

-  утверждение типового договора с перевозчиком в Одесском регионе;

- ответственность организатора перевозок за нарушение им условий договора.

Обязательства со стороны перевозчиков должны включать:

- выполнение графика движения в соответствии с принятыми социальным и качественным нормативами;

- минимальное количество рейсов в соответствии с социальными нормативами.

 

Перевозчики предлагают:

- вносить изменения в увеличение/уменьшение кол-ва рейсов посезонно без привлечения конкурса.

 

 

7.  Сфера безопасности перевозок

Наибольшей угрозой безопасности пассажирских перевозок является качество дорог. А также состояние дорог под действием погодных условий: снег, дождь.

Далее в порядке снижения интенсивности угроз:

- низкая эффективность системы наказаний за нарушение правил перевозок со стороны органов, осуществляющих контроль безопасности движения – Укртрансбезопасности, полиции (автоинспекции), организатора перевозок;

- нарушения скоростных режимов движения;

- нарушение санитарно-гигиенических норм, обеспечивающих оптимальный уровень работоспособности водителей;

- нарушение технических нормативов, обеспечивающих эксплуатацию транспортных средств. 

 

8. Сфера качества перевозок

 

По мнению перевозчиков, проблема качества перевозок связана с:

- составляющей обслуживания дорог;

- законодательной составляющей;

- коррупционной составляющей;

- организацией выхода перевозчика на рынок услуги, контролем за его деятельностью.

 

Пути повышения качества перевозок согласно мнению перевозчиков:

- соблюдение расписания движения;

- повышение сервиса обслуживания на автовокзалах и автостанциях;

- удобное для пассажиров расположение остановок не нарушающее правила дорожного движения, включая их доступность;

- загрузка автобусов соответственно нормативам;

- культура общения водителя и пассажира;

- надежности расписания движения особенно на внутрирайонных перевозках;

- прозрачность продажи билетов (наличная и безналичная продажа, предварительная продажа билетов через Интернет).

 

9. Нелегальные перевозки

 

Устойчивое присутствие на рынке нелегальных перевозчиков связано:

- с проблемами в законодательстве о транспорте и налоговом законодательстве;

- с неэффективной работой Укртрансинспекции, полиции, организатора перевозок по вытеснению с рынка транспортных услуг нелегальных перевозчиков;

- коррупционной заинтересованностью контролирующих ведомств в присутствии на рынке пассажирских перевозок нелегальных перевозчиков;

- предоставление нелегальными перевозчиками качества услуг, которые  приемлемы и удобны для пассажира.

 

Одобряемые перевозчиками направления вытеснения с рынка нелегальных перевозчиков:

- активная и эффективная организация деятельности структур, контролирующих перевозки: Укртрансбезопасности, полиции, организатора перевозок;

- внесение законодательных инициатив, направленных на исключение с рынка нелегальных перевозчиков;

- установление персональной ответственности за нелегальные перевозки;

- легализация нелегальных перевозчиков. 

Лариса Акимова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100