Odessa DailyМненияПроблемы местного самоуправления

Дискуссия о коррупции

Леонид Штекель

3 февраля 2016 в 13:46
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Дискуссия о коррупции в Украине сейчас стала чуть ли не трендом политической жизни. Однако здесь, увы, происходит активная подмена понятий, в силу чего картина получается очень далекая от действительности.

Дискуссия о коррупции

Одной из важнейших сторон проблемы является то, что анализ ситуации ведется по европейским лекалам, которые часто носят популистско-социалистический характер и имеют очень отдаленное отношение и к реальной коррупции, и к самой философии политической экономии постсоветского пространства.

Проблема европейского понимания коррупции лежит в плоскости толкования самого термина «демократия». Понятие «демократия», с точки зрения господствующего европейского (континентального) права – это, прежде всего, вопрос «прав граждан». А понятие «демократия» с точки зрения англо-американского права – это, прежде всего, вопрос «прав собственности».

В силу этого различия, европейская традиция предусматривает наличие неких правительственных институтов, которые выступают в роли «хранителя прав граждан», а англо-американская традиция рассматривает собственников как главных гарантов. В первом случае правительство обязано участвовать в соблюдении прав граждан и в борьбе с коррупцией, во втором – правительство обязано НЕ МЕШАТЬ людям соблюдать их права.

Именно поэтому в международных таблицах уровня коррупции (созданных именно по европейским критериям) наиболее традиционные страны Северной Европы выступают главными бенефициантами этих рейтингов.

Однако разное понимание коррупции в рамках континентального и англо-американского права меркнет в условиях пост советского пространства. У нас все это выглядит абсолютно иначе, чем и в Европе, и в Америке.

Главная проблема постсоветского пространства – его имитационный характер. У нас, например, слово «Закон» не имеет ничего общего ни с европейским, ни с англо-американским терминами. Это не уже устоявшаяся система правоотношений, закрепленная в ряде логических норм и подлежащая прецедентному толкованию судами, как это происходит в рамках англо-американского права. И не рационально обоснованная научная концепция на базе римского права, также трактуемая судами – как большинство континентальных законов. Наши законы – это система лоббистских построений, популистских деклараций и казуистика ведомственных интриг.

Специфика большей части действующего украинского законодательства, как, впрочем, и части российского (там, кстати, больше рационального, в отличие от украинских законов) такова, что они вообще в прямом виде действовать не могут. Без так называемых «коррупционных схем» эти законы способны не просто «стоять на полке», нет!.. Они способны погубить экономику страны. И пусть это звучит дико, но в части нашего законодательства, украинская коррупция порою выступает единственным гарантом жизнеспособности экономики.

В наших условиях, увы, приходится говорить о «полезной коррупции», о «нейтральной коррупции» и о «вредной коррупции». И это надо прекрасно понимать: если бы в один миг вся коррупция в Украине бы исчезла, то страна быстро провалилась бы тартарары. И знаменитая фраза о том, что «строгость советских законов компенсируется необязательностью их исполнения» – это всего лишь упрощение нашей ситуации: исполнять наши законы опасно для жизни и экономики. Разумеется, не все и не всегда, но в каждом конкретном случае приходится «танцевать», как слон в посудной лавке, на маленьком пятачке прав и возможностей.

На мой взгляд, важнейшим вопросом является не уровень «восприятия коррупции», а конкретные сферы интересов разных социально-политических групп. Надо в каждом конкретном случае понимать: какие действуют реальные законодательно-нормативные механизмы касательно этой группы, где и в чем они порождают «взяткоемкость», какие должны быть реальные отношения в этой сфере, и как можно вернуться к ним.

Я бы сказал, что главная наша задача – это не борьба с коррупцией, а возврат к здравому смыслу. Ведь наше законодательство и здравый смысл обитают в абсолютно разных измерениях. И те, кто приближен к власти, собирают с этой разницы гигантскую дань.

Мне кажется, что вся эта философия прекрасно осознается нашим обществом. Во-первых, люди инстинктивно понимают, как им действовать в той или иной ситуации. И претензии у них возникают не от коррупции в целом, а от невозможности изменить те или иные установленные «правила игры». Во-вторых, люди молчат на все эти грандиозные антикоррупционные разоблачения, так как не видят для себя возможности изменить эти самые «правила игры».

Когда-то Мао Цзэдун бросил громкий лозунг: «Бить по штабам!». Не вообще бить врага, а именно «по штабам». Этот кровавый популист знал толк в лозунгах. Вот так и удар по коррупции – надо бить «здравым смыслом» по «правилам игры». Все остальное – от лукавого!

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100