Odessa DailyАфиша Одессы

«Детство Бетховена»: спектакль о мире и гении

Ирина Лобусова

15 октября 2016 в 12:45

В рамках недель немецкой культуры в Украине театр «Девять муз» представил обновленный спектакль «Детство Бетховена». Интересной особенностью спектакля стало то, что первое действие звучало полностью на немецком языке.

«Детство Бетховена»:  спектакль о мире и гении

С этой очень сложной, но одновременно интересной задачей отлично справились и взрослые, и маленькие актеры. Несмотря на всю трудность поставленной режиссером спектакля Натальей Романовской задачи, актеры блестяще прожили отрезок сценической жизни на чужом языке, понимая всю красоту и звучность, а, главное, эмоции  и сюжетные линии в немецком тексте. Это действительно смотрелось очень здорово- когда, произнося реплики на чужом языке, актеры передавали всю глубину понимания текста мимикой, эмоциями, пластикой. Задача невероятно трудная: каждый человек, даже не являясь актером, прекрасно понимает, как сложно произносить текст на другом языке, не являясь носителем языка. Иногда такая задача является непосильной. Но только не для актеров, живущих жизнью маленького Бетховена в спектакле! Глубокое понимание текста, умение чувствовать реплики, передача эмоций своего персонажа и реагирование на слова партнера по мизансцене- все это органично вписалось в канву спектакля, и даже самый искушенный зритель не догадался бы о том, как сложно играть спектакль на немецком языке, особенно, если не знаешь его в совершенстве.

Немецкая речь в устах персонажей драмы про детство маленького гения ( а спектакль все- таки является драмой, сложным драматическим произведением, в котором затронуты очень серьезные темы) словно подчеркивала всю серьезность задачи, поставленной режиссером . Задачи рассказать о том, как в тяжелых жизненных обстоятельствах, буквально вопреки всему, зарождается великий творческий путь гения, который впоследствии покорит весь окружающий мир. И до сих пор, сквозь века, продолжит триумфальное шествие по планете.

Бетховен- это достояние всего мира, но немецкий язык, родной язык композитора, являлся той основой, той начальной, исконной ступенью будущей сложной и великой жизни, которая сделала музыку великого композитора достоянием любого общества.

Детство Бетховена, начавшееся в немецкой семье, в немецком обществе, очень отличалось от жизни более благополучных соплеменников. Именно с детства маленький Бетховен впитывал в себя традиционные культурные ценности своей страны, главной из которых являлась немецкая музыка, звучавшая в его родном доме.

Противостояние буржуазного общества и противоречивого внутреннего мира гения, отрицающего все рамки и условности, было заложено в великом композиторе с самого детства.  С той поры, когда маленький мальчик впервые столкнулся с тяготами и бедами окружающей его жизни.  С одной стороны- бедность, пьянство отца, тяжелая болезнь матери, необходимость с детских лет самому зарабатывать себе на жизнь. С другой- роскошь, праздность и надменность светского общества, равнодушного к бедам других, готового принять только то, что укладывается в обыденные рамки и не требует серьезных раздумий.

 В новом звучании спектакля этот контраст ярко подчеркнули исторические танцы в исполнении студии  исторического танца "Carpe Diem", роскошь нарядов, грациозность движений, и полнейшее равнодушие к судьбе маленького несчастного мальчика, которого общество не готово было впустить в бальную залу. Введение в спектакль танцев той эпохи стало сильным режиссерским ходом, еще больше подчеркивающим драматичность происходящего.

Драматичность, заложенную в основе трудной судьбы будущего композитора. Ведь недаром Мефистофель, один из персонажей спектакля, произносит знаковую реплику- ключевую фразу: «это начинается не гроза. Это начинается жизнь».

И пусть жизнь на подмостках сцены- но на короткое время действия спектакля она является настоящей жизнью для всех участников драмы «Детства Бетховена». Ведь с первых минут начала спектакля отлично видно, что маленькие актеры не играют, ничего не выдумывают- они живут, погружаясь в особый мир, в котором серьезную запоминающуюся роль играют их персонажи.

«Детство Бетховена» - это притча о гении и нищете, о свете и погружении в темноту, о конфликте гения с пламенным сердцем с жестоким, равнодушным миром, чью горечь великий композитор узнал с самых ранних лет жизни.

По словам режиссера, сказанным перед спектаклем, без немецкой культуры немыслима вся наша жизнь. И это истинная правда. Разве может существовать культура всего мира без таких имен, как Гете, Шиллер, Бах, Бетховен? Каким бы ужасающе скучным был без этих имен окружающий мир! И маленькой частью этой культуры является спектакль «Детство Бетховена», пытающийся ответить на важный вопрос- как в мире появляются гении, подобные великому Бетховену? Ответ, который каждый зритель, внимательно смотревший весь спектакль, обязательно найдет в своем сердце.

Ирина Лобусова

 

Метки: спектакль; наталья романовская; бетховен

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100