Odessa DailyАфиша Одессы

«Энеида» в «Театральном лицее»: размышления после спектакля

Ирина Лобусова

28 января 2016 в 16:25

В Одесском «Театральном лицее» состоялся премьерный спектакль- «Энеида» по Котляревскому. Отрывок из знаменитого произведения украинской литературы поставил бессменный руководитель коллектива А. И. Падука- Голот.

«Энеида» в «Театральном лицее»: размышления после спектакля

Вот уже долгие годы «Театральный лицей» является одним из самых интересных и успешных коллективов Одессы. И каждый раз новый спектакль  ожидают с нетерпением и не ослабевающим интересом. Не стандартный творческий подход, всегда яркие, талантливые интерпретации известных литературных произведений, искрометная, зажигательная игра юных учеников лицея-  все это каждый раз заставляет говорить о новых постановках как о серьезном событии в культурной, театральной жизни города. Не разочаровал лицей и в этот раз. Всех, пришедших на премьеру, ждал яркий и серьезный спектакль, говорить о котором будут еще долгое время.

Надо сказать, что для театральной постановки режиссер спектакля выбрал очень тяжелый и серьезный материал. «Энеида» Котляревского- сложное, неоднозначное, многослойное произведение, достаточно серьезное и в то же время необычайно яркое ( в первую очередь для актерской игры). Таким же сложным, многослойным, многожанровым получился и сам спектакль.

С первых же минут действа, развернутого на сцене, зрители погрузились в мистическую, чарующую атмосферу  народной истории, загадки которой вызывают не ослабеваемый интерес и теперь. Недаром ярким, потрясающим аккордом в самом начале спектакля стала песня на стихи великого украинца Григория Сковороды- великого философа, мистика, узнавать подробнее о загадочном творчестве которого начинают только сейчас.

Строки, исполненные глубокого лиризма и яркой философской мысли ( особенно запоминаются две строки- «умереть бы мне не без ума» и «совесть как чистый хрусталь») настраивают на глубокий лад самого спектакля, заставляя видеть в нем не только развлечение, но и изысканную пищу для ума. И действительно:  спектакль остается в памяти, заставляет думать. Он возвращается в мыслях. И через день, два начинаешь воспринимать его как- то по- другому, открывая в нем потаенные ключи.

Символы, которые с первых же минут появляются на сцене, заставляют понимать, что речь пойдет о некоем мистическом действе, многослойная символичность которого питается глубокими корнями народной истории.

«Энеида»- произведение необычайно актуальное в современности, и такое же загадочное, как и личность ее автора, Котляревского. Истоки украинской «Энеиды» кроются в мистическом произведении Вергилия  и не менее загадочной «Божественной комедии» великого итальянца Данте Алигьери. Символичность, своеобразная философия, мистическая загадочность, умноженная на великолепный украинский юмор, породили на свет великое литературное  произведение, которое с интересом читается теперь, и которое будут изучать еще долгие годы.

Не менее загадочна и интересна личность автора, оставившего значительный след в украинской литературе. Военный, офицер, долгие годы занимающийся благотворительностью, Котляревский не только был благородным представителем украинского дворянства ( не путать с дворянством российским, имеющим совсем другие корни. Украинское дворянство чаще всего заслуживалось личным мужеством и доблестью, им награждали отличившихся казаков), но и человеком, тщательно скрывающим свою жизнь ( как и большинство рожденных под знакомы Девы).

Котляревскому приписывают членство в одной из самых древних и таинственных организаций- считается, что он принадлежал к масонской ложе. А свое самое значительное произведение, «Энеиду»,  тайком от друзей и от всех писал…ровно 30 лет. Острое, сатирическое произведение не было издано при его жизни. Но, опубликованное после смерти писателя, подвергалось жестоким нападкам цензуры. И было за что. Котляревский жестоко высмеивал всю грязь своего времени- взятки, лицемерие, подлость, сутяжничество, цинизм. А в спутниках главного героя Энея вывел отважных казаков- запорожцев, певших о гетьмане Сагайдачном. С руки Екатерины Второй, уничтожившей Запорожскую Сечь как дух вольности и борьбы Украины, любое упоминание о казаках- запорожцах для властьимущих было словно красная тряпка для быка.

 И в наше время «Энеида» звучит не менее актуально. Те же взятки, пьянство, распущенность, цинизм, подлость, и ( если перевести на современный язык) коррупция в высших сферах власти. Явления вечные, оттого не менее печальные. Есть, что высмеивать.

Но спектакль- о другом. И самым главным достоинством спектакля является глубокий, трагический акцент на одну из сюжетных линий, второстепенных в литературном произведении Котляревского. Отрывок на сцене акцентирует основное внимание на глубокой, трагической любви Дидоны, которая при литературном прочтении книги проходит как бы стороной.

Огромная заслуга в этом Татьяны Пятковской, блестящая игра которой открывает перед зрителями всю глубину трагедии женщины, с которой так жестоко и несправедливо поступил главный герой. И не важно, что он пожертвовал ею ради высшей цели. Страдания Дидоны придают такой яркий, трагический и глубокий акцент всему спектаклю, что поневоле начинаешь воспринимать всю историю несколько по- другому.

Философская, символическая глубина образа Дидоны, ее самоубийство является не только ключевым моментом, но и той самой основой, которая проникает в сердце, заставляя вспоминать о спектакле. И для тех зрителей, которые хорошо знают текст «Энеиды», такое новое прочтение становится приятной, интересной неожиданностью.  Так же ярки образы, воплощенные на сцене ученицами лицея Марией Кабакчей и Богданой Ренк. Они так же остаются в зрительской памяти.

Хотелось бы отметить и еще один важный момент. Это- живость, яркость и необычайная творческая радость, которой исполнены абсолютно все ребята, создающие спектакль на сцене. Они счастливы играть, они живут своей ролью, и от этого зал просто заряжается радостью и положительной энергией.  А ведь хорошая эмоциональная зарядка- необычайная ценность и редкость. Такое явление уже практически не существует на академической профессиональной сцене. В большинстве театров актеры работают, получают зарплату, но не живут. Ученики же лицея- живут на сцене, заставляя вспоминать великий роман «Театр» Сомерсета Моэма, и отрывок о том, что сцена и есть жизнь, на сцене можно жить своей собственной жизнью.

Но в постановке есть исключение. В главной роли Энея- профессиональный актер Украинского театра Владимир Романко. Такой выбор режиссера, поручившего главный персонаж профессионалу, был обусловлен не только сложностью образа Энея, но и тем, что исполнитель главной роли весьма органично вписался в творческий коллектив, заставляя учеников, только обучающихся актерскому мастерству, тянуться за собой. Эней получился блестящим! Точно так же, как и второй персонаж актера, Зевс, не менее колоритный, чем яркий главный образ.

 Cпектакль очень нравится зрителям. Наверное, еще и потому, что пришло время заново открывать великие имена украинской истории и литературы. Гордиться своей историей, в которой хранятся такие литературные произведения. Так, как это делают руководитель и ученики «Театрального лицея».

Ирина Лобусова

 

Метки: спектакль; энеида; театральный лицей; котляревский

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100