Odessa Daily Родители
Детские конфликты
Odessa Daily
3 августа 2015 в 10:34Борьба за лидерство… Попытка самоутверждения… Неадекватность… Причин у детских конфликтов и ссор много. Родителю, которому часто приходится быть и посредником в разрешении конфликтов между детьми, защитником своего ребенка важно знать и понимать намерения детей.
Конфликты между детьми – это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.
О конфликте можно говорить только тогда, когда происходит столкновение интересов, когда стороны отказываются от попыток взаимопонимания и занимают по отношению друг к другу деструктивную позицию. Например, начинают ссориться или драться.
Заботливый родитель, обращая внимание на детские ссоры, самостоятельно и вместе с ребенком пытается разобраться в причинах, пройти по сложному психологическому лабиринту возникших обид и недоразумений. Он старается найти пути и способы, позволяющие максимально быстро перейти из состояния ссоры в состояние примирения, что дает ребенку бесценный опыт социального взросления в сотрудничестве со взрослым.
Конфликтность у детей проявляется по-разному. И здесь играет роль внутренняя позиция ребенка. Ребенок с внутренней позицией «Я всегда прав», отличается самой высокой конфликтностью. Такие дети:
– Никогда не играют одни, им нужен партнер;
– Жестко доминируют в общении со сверстниками, отвергают предложения других детей;
– Ревнуют и негативно относятся к успехам других детей;
– Стремятся превзойти всех детей и в центре всеобщего внимания.
Детям с позицией «Я лучше других», свойственно:
– Навязывание своей воли партнеру по игре;
– Негативная реакция на сопротивление партнера;
– Поведение превосходства;
– Высокомерное отношение к сверстникам.
Дети с позицией «Я взрослый, я главный»:
– Претендуют на главную роль во всем, показывают свою значимость;
– В основном, критикуют сверстников, показывая свою значимость.
Позиция «Я за себя постою» проявляется в том, что:
– Сверстники для этих детей значимы, но они очень осторожны в контактах, боятся ущемления своих прав;
– Требуют признания со стороны и взрослых, и сверстников;
– Обычно чувствуют себя недооцененными;
– Стремятся к сотрудничеству, так как оно для них путь к самовыражению;
– Ценят в сверстниках интерес к себе.
Наименее конфликты дети с позицией «Я хороший».
– Стремятся к равноправному сотрудничеству;
– Заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;
– При любой удачи привлекают к себе внимание и хотят, чтобы окружающие оценили их успех.
В основе детских конфликтов может лежать борьба за лидерство; попытка самоутверждения; отыгрывание каких-то унижений; психологическая неадекватность; неспособность предъявить внутреннее переживание; неспособность слышать и понимать, а также множество других психологических нюансов, которые должен иметь в виду родитель, пытающийся разобраться в причинах конфликта. Детям, которых отличает повышенная агрессивность, требуется специальная психологическая помощь. Требуется работа с их страхами (которые чаще всего и оборачиваются повышенной агрессивностью), с их семейными проблемами. Довольно часто повышенная конфликтность – это признак высокой неуверенности в себе, маскирующейся столь специфическим образом. И чтобы уменьшить риск конфликтов, требуется работа на повышение уверенности в себе.
Лариса Акимова
Odessa Daily