Odessa DailyРодители

Детские конфликты

Odessa Daily

3 августа 2015 в 10:34

Борьба за лидерство… Попытка самоутверждения… Неадекватность… Причин у детских конфликтов и ссор много. Родителю, которому часто приходится быть и посредником в разрешении конфликтов между детьми, защитником своего ребенка важно знать и понимать намерения детей.

Детские конфликты

Конфликты между детьми – это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована.

О конфликте можно говорить только тогда, когда происходит столкновение интересов, когда стороны отказываются от попыток взаимопонимания и занимают по отношению друг к другу деструктивную позицию. Например, начинают ссориться или драться.

Заботливый родитель, обращая внимание на детские ссоры, самостоятельно и вместе с ребенком пытается разобраться в причинах, пройти по сложному психологическому лабиринту возникших обид и недоразумений. Он старается найти пути и способы, позволяющие максимально быстро перейти из состояния ссоры в состояние примирения, что дает ребенку бесценный опыт социального взросления в сотрудничестве со взрослым.

Конфликтность у детей проявляется по-разному. И здесь играет роль внутренняя позиция ребенка. Ребенок с внутренней позицией «Я всегда прав», отличается самой высокой конфликтностью. Такие дети:
–          Никогда не играют одни, им нужен партнер;
–          Жестко доминируют в общении со сверстниками, отвергают предложения других детей;
–          Ревнуют и негативно относятся к успехам других детей;
–          Стремятся превзойти всех детей и в центре всеобщего внимания.  
Детям с позицией «Я лучше других», свойственно:
–          Навязывание  своей воли партнеру по игре;
–          Негативная реакция на сопротивление партнера;
–          Поведение превосходства;
–          Высокомерное отношение к сверстникам.
Дети с позицией «Я взрослый, я главный»:
–          Претендуют на главную роль во всем, показывают свою значимость;
–          В основном, критикуют сверстников, показывая свою значимость.
Позиция «Я за себя постою» проявляется в том, что:  
–          Сверстники для этих детей значимы, но они очень осторожны в контактах, боятся ущемления своих прав;
–          Требуют признания со стороны и взрослых, и сверстников;
–          Обычно чувствуют себя недооцененными;
–          Стремятся к сотрудничеству, так как оно для них путь к самовыражению;
–          Ценят в сверстниках интерес к себе.
Наименее конфликты дети с позицией «Я хороший».
–          Стремятся к равноправному сотрудничеству;
–          Заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;
–          При любой удачи привлекают к себе внимание и хотят, чтобы окружающие оценили их успех. 

В основе детских конфликтов может лежать борьба за лидерство; попытка самоутверждения; отыгрывание каких-то унижений; психологическая неадекватность; неспособность предъявить внутреннее переживание; неспособность слышать и понимать, а также множество других психологических нюансов, которые должен иметь в виду родитель, пытающийся разобраться в причинах конфликта. Детям, которых отличает повышенная агрессивность, требуется специальная психологическая помощь. Требуется работа с их страхами (которые чаще всего и оборачиваются повышенной агрессивностью), с их семейными проблемами. Довольно часто повышенная конфликтность – это признак высокой неуверенности в себе, маскирующейся столь специфическим образом. И чтобы уменьшить риск конфликтов, требуется работа на повышение уверенности в себе. 

Лариса Акимова

Метки: ребенок; конфликт; родитель