Odessa DailyМнения

Блокада Донбасса: кто за этим стоит?

Odessa Daily

21 марта 2017 в 23:25
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

То, что начиналось как полумаргинальная народная акция, превратилось в один из основных фактов украинской политики буквально за месяц. Если бы не финт президента Петра Порошенко, она могла бы привести к досрочным выборам и изменению политического ландшафта.

Блокада Донбасса: кто за этим стоит?

Про торговлю с оккупантами солдаты и волонтеры заговорили практически сразу после подписания так называемого минского перемирия. В сентябре 2014 года и Украина, и Россия решили перейти от полномасштабных боевых действий к позиционным обстрелам с редкими обострениями. У каждой были свои причины – украинской армии нужно было превратиться из набора отдельных боеспособных подразделений в единый военный механизм, а российскому руководству –  вывести с территории страны потрепанные регулярные войска.

 

Украина практически не отказывалась от услуг энергетических компаний олигарха Рината Ахметова. В пресс-службе компании рассказывали, что даже во время жестоких боев сотни вагонов с углем-антрацитом пересекали линию фронта и обеспечивали электричеством украинцев как на оккупированных, так и на освобожденных территориях. Так уж построена энергосистема восточной Украины – отключить оккупантам ток или воду крайне трудно.

 

Закупки угля продолжались несмотря на отдельные очаги обострения боевых действий с конца 2014 года, при этом цены на электроэнергию продолжали расти, а весной 2016 года стоимость угля начали считать по так называемой формуле “Роттердам+” – цена для закупок устанавливалась по индексам европейской биржи. При этом электроэнергию продолжали покупать на предприятиях олигарха Ахметова, который использовал уголь с оккупированных территорий. Это обеспечивало отсутствие веерных отключений хотя бы в столице, хотя в некоторых регионах Украины зимой 2016 года без них работать не смогли.

 

Ни для кого на фронте не было секретом, что Ахметов и некоторые другие крупные предприятия востока Украины продолжают везти через линию фронта уголь, железную руду и ряд других товаров. Составы с вагонами согласовывались в Антитеррористическом центр при СБУ и законно ездили из оккупированных территорий на освобожденные. В то же время отряды спецназначения ловили грузовики с контрабандным товаром, которые мелкие предприниматели везли в Донецк и Луганск. Борьба с контрабандой шла при поддержке администрации президента – благодаря усилиям Порошенко были созданы мобильные группы перехвата контрабанды, куда вошли волонтеры. На “горячем” было поймано несколько боевых командиров, которые контролировали выгодные пути поставки. Ахметов и ряд других крупных бизнесменов настаивали на том, что платят в украинский бюджет налоги и насыщают оккупированные территории гривневой массой – обналичивать зарплаты ездили в освобожденные города.

 

Подобное двоемыслие могло устраивать и украинскую власть, которая получала уголь и налоги,  и Кремль, который мог уменьшить финансирование Донецка и Луганска. Даже так называемые лидеры боевиков не оставались внакладе – по всей видимости, Ахметов так или иначе финансировал как минимум главарей.
 

Разумеется, недовольными остались солдаты и ветераны восточной войны – боевики, по рассказам фронтовиков, даже прекращали артиллерийские обстрелы, чтобы пропустить вагоны с углем. Аэроразведка подтверждала – торговля с оккупированными территориями не прекращается.

 

В ноябре 2016 года бывший командир добровольческого батальона “Донбасс”, а сегодня  народный депутат Семен Семенченко заявил – если боевики не отдадут всех пленных (а это около сотни человек), они перекроют железную дорогу. По официальным данным, это никак не повлияло на сговорчивость пророссийских боевиков – уже около года стороны не могут договориться об освобождении пленных по схеме “все на все”.

 

В конце января на железнодорожных путях и трассах начали появляться так называемые “редуты” – вначале на одном участке, затем на втором, а потом и на третьем. От правоохранителей организаторов и активистов блокады “прикрывали” народные депутаты Семен Семенченко и Егор Соболев из “Самопомощи”, а также Владимир Парасюк. Попытки разгона редутов правоохранителями были встречены общественным мнением в штыки – в СМИ впервые громко заговорили о том, что украинские граждане платят олигарху Ахметову за украинский уголь такие деньги, как будто он везет его из Нидерландов. Также после начала блокады на предприятия Ахметова на оккупированных территориях вывесили флаги “республик” – по-слухам, их взяла под контроль Россия.

 

Чем дольше продолжалась блокада, тем сильнее рисковал президент Петр Порошенко. Народные депутаты от “Самопомощи” предлагали украинцам простое решение - перекрыть уголь и руду из оккупированных территорий, побить правоохранителей, которые мешают блокаде, и провести досрочные выборы. И тогда Порошенко сделал то, за что последние два месяца критиковал своих оппонентов – полностью перекрыл грузовое транспортное сообщение с оккупированными территориями. Резко изменилась и риторика у приверженцев президента – политологов, журналистов и энергетических экспертов.

 

Чем эта ситуация обернется для украинской энергетики сказать пока сложно. Зима уже закончилась, а значит потребности в угле значительно меньше. Более того, возможно решительные действия граждан, а потом и президента, заставят украинские энергокомпании по-настоящему переориентироваться на закупки угля за границей или провести модернизацию и работать на том типе угля, который добывают на контролируемой территории Украины.

 

Политические итоги двух блокад анализировать проще – война между президентом Петром Порошенко и лидером партии “Самопомощь” Андреем Садовым будет продолжаться и усиливаться. И судя по риторике обеих сторон применяться будут все методы.
 

Максим Пшибышевский, военный корреспондент

Источник: pau.org.ua

Метки: Теги; Порошенко; Донбасс; самопомощь; парасюк

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100