Odessa Daily Мнения
7 причин, почему блокбастеры никогда не умрут
Odessa Daily
7 ноября 2013 в 14:06Правы ли Стивен Спилберг и Джордж Лукас, предрекающие скорый крах голливудской индустрии сверхдорогих кинокартин? Нет, Голливуд сильнее интернета – отвечает профессор Гарварда Анита Эльберс. Смерть индустрии блокбастеров давно предсказывают многие – от Криса Андерсона в книге «Длинный хвост» до самих участников кинопроцесса.
Летом с таким прогнозом неожиданно выступили Стивен Спилберг и Джордж Лукас: «Все идет к тому, что фильмов станет меньше, но один поход в кинотеатр обойдется вам в $50, $100 или даже $150. А такие фильмы, как «Линкольн», уйдут на телевидение. Как только три-четыре или даже полдюжины мегапроектов, сулящих большие сборы, обрушатся, произойдет крах индустрии, который снова изменит существующую парадигму… В настоящий момент существует одна модель – это когда студия инвестирует в один фильм $250 млн, чтобы практически сразу же сорвать большой приз, вместо того чтобы сделать несколько действительно интересных авторских проектов».
В недавно вышедшей книге «Blockbusters: Hit-making, Risk-taking, and the Big Business of Entertainment» профессор Гарварда Анита Эльберс убедительно показывает, что алармизм режиссеров преждевременен. Вот ее главные аргументы.
Блокбастеры – источник кадров
Блокбастеры оказывают значительное влияние на ротацию кадров в индустрии, что положительно сказывается на рынке в целом. Исследователь приводит такие данные. Каждый второй технический специалист в американском арт-хаусном кино начинал свою работу именно с крупных голливудских проектов. У 63% фильмов, победивших в последние годы на фестивалях независимого кино в США, главные операторы были привлечены именно с голливудского конвейера.
На рынке сложилась здоровая ситуация саморегулирования. Высокопрофессиональных кадров стало больше, чем может переварить дорогое производство: специалисты, обслуживающие кинопроцесс, зарабатывают несколько лет на больших проектах, потом уходят на несколько месяцев в кино с меньшими бюджетами, а затем снова возвращаются в блокбастеры. Рынок блокбастеров выступает своеобразным университетом – бесперебойным источником профессионалов для кинопроизводства любого уровня. В этом заинтересованы все участники рынка, потому отраслевое сообщество будет держаться за блокбастеры до последнего.
Правило «80–1»
Успех новых каналов дистрибуции не меняет структуру рынка, а лишь закрепляет лидерство «условного Голливуда» как в кино, так и в музыке. Растет доля контента, который практически не продается, а основные продажи все равно приходятся на суперзвезд и на производителей-гигантов. Эльберс приводит в пример музыкальную индустрию – по той же модели, по ее мнению, будет развиваться и кино: из восьми миллионов уникальных цифровых треков, реализованных в 2011 году (большинство через ITunes), 94% были проданы в количестве менее 100 копий, а 32% – вообще только в одном экземпляре. Таким образом, примерно 0,001% песен создает 15% всей выручки.
Схожая ситуация и с продажей музыкальных альбомов. В 2011 году их продали 878 тысяч штук, из которых 513 тысяч купили не более ста человек. Фактически в 2011 году всего 400 альбомов завоевали 40% всех продаж музыки. При этом среди десяти самых популярных музыкальных YouTube-каналов с оригинальным контентом – три наполняются и развиваются крупнейшими лейблами.
Эльберс отмечает, что это значительно меньше популярного правила «80–20», когда 20% товаров делают 80% выручки. «Для музыкальных альбомов сегодня справедливо правило "80–1", когда основную выручку дает всего 1% музыки, – говорит она. – Телевизионщики, киностудии и музыкальные лейблы уже это поняли и будут активизировать модель блокбастеров. Они требуют больших инвестиций, но зато окупают затраты даже на те проекты, которые продаются посредственно».
Второе дыхание product placement
В 2012–2013 годах открылось второе дыхание у рынка product placement. Негативная динамика сменилась положительной: корпорации снова увлеклись размещением неявной рекламы в кинофильмах. В этом году они потратят на нее на 23% больше, чем в прошлом, а в следующем году, по прогнозу, на 30% больше, чем в текущем.
Эльберс опросила десять директоров по маркетингу компаний – самых активных рекламодателей в кино, от Apple и Heineken до Mercedes и Coca-Cola. Все они указывают, что эффективность product placement значительно выросла. Связывается это с повышением технического качества фильмов (в том числе с развитием 3D). С одной стороны, зритель преодолел психологический порог: реклама в фильмах перестала раздражать и воспринимается как естественный элемент произведения. С другой – техническая насыщенность фильмов обеспечивает более гармоничное пространство для завуалированных и ненавязчивых рекламных вставок.
Зритель поверил в 3D
3D-технология, на которой многие уже успели поставить крест, за последний год совершила большой качественный рывок. Самый яркий пример – «Гравитация» Альфонсо Куарона, сделанная на выдающемся техническом уровне. По прогнозам отраслевых аналитиков, данные, которые приводит Эльберс, в ближайшие пять лет рынок 3D-фильмов вырастет более чем на 50%, что уже стимулирует повсеместную реконструкцию кинотеатров. И это тот случай, когда наличие дорогой инфраструктуры в свою очередь гарантирует долгосрочное планирование производства блокбастеров на пять-десять лет вперед.
Голливуд на аутсорсинге
Потенциальные лидеры новой экономики развлечений тем временем противопоставляют ветеранам-гигантам не новое содержание, а новые способы дистрибуции, что никак напрямую не влияет на расклад сил. Самый яркий пример – собственное кинопроизводство Netflix. Сериал «Карточный домик» признан успешным экспериментом с точки зрения модели распространения (в день выхода фильма через видеосервис можно было купить все серии сразу), но заодно оказался эффектной рекламой сериальных блокбастеров. Звездные актеры, режиссеры и продюсеры, большой бюджет, классическая рекламная кампания. Чтобы выпустить хит, новым производителям приходится брать классическое кинопроизводство на аутсорсинг.
Развивающиеся страны не хотят в новый мир
Американскому рынку, по подсчету Эльберс, понадобилось около 30 лет для того, чтобы появился устойчивый спрос на немейнстримовую кинопродукцию. Первые симптомы разочарования блокбастерами появились в США только в последние пять лет – именно с этим связана публичная рефлексия крупных режиссеров по поводу будущего киноиндустрии. Но Голливуд давно научился зарабатывать на внешнем рынке, и его доходы за пределами США будут с каждым годом только расти, в первую очередь за счет развивающихся стран со слабым внутренним кинопроизводством (в том числе за счет России, отдельно отмечает Эльберс).
«Новые герои рынка оказались не такими уж и гибкими. 3D-кинотеатр с доступными ценами доберется до таких стран быстрее, чем Netflix с адаптированной под экономическое положение региона тарифной политикой».
Молодая аудитория снова выбирает кинотеатры
По американским и европейским опросам, более половины активной молодой киноаудитории (до 27 лет) обязательно посещают 70% всех громких голливудских премьер – и этот показатель не снижается, как прогнозировалось еще несколько лет назад, а неуклонно растет.
В молодежной среде зарождается эффект «ротации мейнстрима»: обыденным мейнстримом становятся интернет-просмотры, а кинотеатры на этом фоне превращаются в модные центры досуга и развлечений. Рост интернет-аудитории в результате если и отражается на динамике рынка блокбастеров, то скорее положительно.
ПЕТР БИРГЕР
Редактор Slon.ru
Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
