Честно говоря, я с недавних пор затрудняюсь в определении понятия "современное искусство", не говоря уже про "контемпори-арт". Каждый вкладывает в них нужный себе смысл, в зависимости от ситуации - от более-менее классических ноток до полнейшего авангарда.
Выставку "Мохнатая шляпа" в галерее "Норма" язык не повернется отнести к чему-либо, кроме второго. Анонс, пришедший на электронную почту, звучал так: "Игорь Бруталинский (Албания) - находчивый предприниматель, торгующий автомобилями после аварий, которые приобретает в Германии. ... Именно в Украине Игорю приходит идея писать на нагловорованных у бомжей простынях. Оторванное двп от тумбочек на свалке и снятая шуба с буржуйки вечером на районе - вот и готов материал для работы. Минимум затрат - максимум бытовухи - это и мохнатая шляпа (балканская шляпа). Дополнительная информация: В душе художник. Нужно зарабатывать на жизнь. Делает нелегальные трансплантации почек и печени у малоимущих". Цитата приведена со смысловыми и грамматическими исправлениями. Слегка оправившись от впечатления, которое оставила такая визитная карточка, я попыталась представить себе, что конкретно может выставляться с подобными комментариями. Честно говоря, догадок у меня было более, чем достаточно. Но ни одна из них и близко не подошла к тому, что я увидела.
В нескольких словах, выставка представляет собой некое собрание произведений на, простите, нецензурно-генитальную тематику, написанных в духе примитивизма на подручных материалах. Антураж неубранного подвала лишь углублял впечатление от увиденного. Реакция более всего напоминает легкий шок. Есть от чего!
Самого художника нигде не было видно. Изображение воинственного молодого человека со скальпелем, размещенное на афише, могло принадлежать кому угодно. Более того, обратиться к окружающим за пояснением было и того сложнее. Никто ничего не знает, автора в лицо не видел, и вообще он вчера трагически погиб во время очередной операции. Тут нет ничего удивительного. Я бы такое тоже делала инкогнито. Художник Игорь Гусев, "человек, опекающий галерею "Норма", прокомментировал: "Для меня это тоже очень странно. Я не был готов к тому, что увижу, но намеренно шел на это. Нужно оживить одесскую пресность. Это современный взгляд человека на массовую культуру. Художника интересуют надписи, которые он видит на стенах. Это некоммерческий проект. Сегодня мир погряз в коммерциализации, гос- и бизнес-заказе. Хочется свежего взгляда".
На самом деле, если задаться вопросом о том, кто же действительно является автором всех этих картин - легко приходишь к выводу, что это все, скорее всего, мистификация. Уж слишком загадочные лица делают все искушенные, слишком нарочито выглядит образ художника. И вообще - вся выставка напоминает грандиозную инсталляцию на заданную тему, где все работы, антураж помещения, да и сам художник - части единого целого.
"Понятно, что это - работы одесского художника. Скорее всего, одного, хотя я не уверен. Этот человек имеет представления об основах рисунка, цветовой композиции и знает, что вообще из себя представляет современное искусство", - заметил арт-критик Михаил Рашковецкий.
Я же, так сказать, "переварив" впечатление от увиденного, задалась совсем другим вопросом. Извечным вопросом: как отличить инсталляцию в виде мусорного ведра от мусорного ведра? Я не провожу ненужных аналогий, да и понимаю, что искусство - это то, что должно быть как можно менее академичным и однобоким. Но где находится эта черта по имени "слишком", чтобы мы могли раз и навсегда отделить авангардных художников от позеров, которые пытаются представить хаос безыдейности за гениальное произведение? Нельзя бездумно поглощать все, что выставляется в галереях, убеждая себя в том, что если кто-то решил это опубликовать - значит это то, что нужно обозвать шедевральным. Скандал, эпатаж и истерика - это не синонимичные искусству понятия.
Естественно, некоммерческие проекты заслуживают того, чтобы быть увиденными. Но, простите, мы отстоим достаточно далеко от сексуальной революции, и, как по мне, изображение мужских половых признаков давно уже никого не эпатирует и ассоциируется скорее с учебником по анатомии человека, нежели с риском, опасностью, смелостью и запретом. Да, да, это касается и вас, любители поговорить на фекально-нецензурную тему.
Поэтому, решайте для самих себя, что искусство, а что - нет. Возможно, одна такая выставка - весьма полезна в качестве встряски для захмелевших от традиционности органов восприятия одесских арт-любителей и арт-ценителей. Только, пожалуйста, не больше. Не выпекайте хлеб из одного изюма. Валерия ГИСИЧ, Odessa Daily