Odessa DailyМнения

Эпоха мирных собраний в Украине может завершиться на следующей сессионной неделе

trudyvl11

10 сентября 2012 в 14:16
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Photobucket
Верховная Рада намерена принять скандальний законопроект № 2450 (проект Закона о порядке организации и проведения мирных мероприятий) во время следующей сессионной недели 18-21 сентября. Именно такое предложение 6 сентября вынес на голосование глава крупнейшей фракции Верховной Рады. Большинство депутатов поддержали его. 17 сентября данное предложение должно быть поддержано большинством лидеров фракций во время Согласительного совета депутатских фракций Верховной Рады.

В составленном по предложениям комитетов Верховной Рады проекте расписания заседаний парламента на 18-21 сентября проект Закона о порядке организации и проведения мирных мероприятий сейчас стоит девятым номером в проекте повестки дня 20 сентября. Таким образом, в четверг скандальный законопроект № 2450 может быть принят во втором чтении и в целом.

Отметим, что из-за того, что 6 сентября Верховная Рада сняла с рассмотрения связанный с 2450 законопроект № 10569, который несколько смягчал основной законопроект, сам 2450 теперь грозит еще и узакониванием большого количества оснований для милицейских репрессий протестующих.

Напомним, как сообщалось ранее, в июле более 150 общественных организаций и профсоюзов обращались к председателю Верховной Рады и председателям депутатских фракций парламента с просьбой не выставлять законопроект № 2450 на голосование до того, как его обновленная редакция не пройдет экспертизу Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).

Как сообщила на своей Facebook-странице народный депутат Леся Оробец, в августе парламентский Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности отправил законопроект № 2450 и связанный с ним законопроект № 10569 на экспертизу в Венецианскую комиссию. Однако данный факт был проигнорирован как во время Согласительного совета депутатских фракций Верховной Рады, так и 6 сентября, во время голосования за рассмотрение законопроекта №2450.

Что не так с 2450

1. Ч. 1 ст. 7 обновленной редакции законопроекта № 2450 от 03.07.2012 устанавливает единый срок извещения органов власти о проведении мирного собрания - не менее чем за 2 рабочих дня до проведения мирного собрания. Следует отметить, что на деле в Украине этот срок составит неделю - на практике с нерабочими и праздничными днями в сумме этот срок составит до 5-7 дней, а о мирных собраниях по понедельникам и вторникам придется сообщать за 3-4 дня. Здесь следует напомнить, что общее экспертное заключение Венецианской комиссии и Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ в 2009 году по первоначальной редакции законопроекта определяет срок уведомления в пять дней до начала мероприятия "необычно длинным".

К тому же, как показывает украинская практика, двух дней достаточно, чтобы суд под любым предлогом запретил проводить мирные собрания. Как свидетельствуют данные за 2011 год из Единого государственного реестра судебных решений Украины, 89,4% дел о мирных собраниях завершаются запретом их проведения. И это несмотря на то, что согласно мониторингу протестной активности Центра исследования общества за 2011 год, лишь 4% протестов в Украине или являются немирными (происходят с насильственными действиями в отношении людей), или сопутствуют нанесению непосредственного физического вреда имуществу.

Таким образом, 2 рабочих дня нового закона приведет к резкому увеличению судебных запретов протестов, а впоследствии могут стать бомбой замедленного действия, которая приведет к бюрократизации или вообще запрету спонтанных мирных протестов в Украине. Отметим, что согласно данным Центра исследования общества и Единого государственного реестра судебных решений Украины за 2011 год, количество проведенных в Украине протестов примерно в 11 раз больше, чем количество судебных запретов протестов.

К сожалению, законодатели проигнорировали альтернативную норму о дифференцированных сроках уведомления о проведении мирных собраний, созданную украинскими правозащитниками из Рабочей группы по разработке законопроектов относительно свободы мирных собраний. О поддержке разработанной украинскими правозащитниками нормы заявили более 150 общественных организаций, движений и профсоюзов. Минимальный срок извещения по этой норме - 12 часов. Схожую позицию высказывает Всеукраинская ассоциация общественных правозащитных организаций "Украинский Хельсинский союз по правам человека" - минимальный срок уведомления должен быть не более чем в одни сутки.

2. П. 4 ч. 2 ст. 9 законопроекта № 2450 устанавливает неисчерпаемый перечень мест, где можно запрещать проведение мирных собраний. Формулировка "Не допускается проведение мирного собрания: ... в других местах, определенных законом" (в отличие от применяемой в украинском законодательстве формулировки "определенных настоящим Законом") де-юре означает, что список запрещенных для проведения мирных собраний мест может быть дополнен во множестве других законов, а не исключительно в профильном. Таким образом, норма противоречит экспертным заключениям Венецианской комиссии за 2009 и 2010 годы относительно предыдущих редакций этого законопроекта.

В перечень мест, где запрещено проводить мирные собрания, также включены места, к которым есть свободный доступ, но при этом ограничены определенные виды деятельности (вырубка леса, ведения хозяйственной деятельности и т.п.). Данные новеллы противоречат совместному заключению Венецианской комиссии и Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ 2010 года.

3. Ч. 1 ст. 14 законопроекта № 2450 устанавливает императивную обязанность протестующего "безотлагательно уведомлять орган внутренних дел или соответствующий орган местного самоуправления о дате, времени, месте, цели проведения спонтанного мирного собрания, а также о мерах, которые необходимо принять для обеспечения проведения спонтанного мирного собрания". Данная обязанность противоречит сути стихийных собраний и фактически превращает их в обычные мирные собрания, в отношении которых существует обязанность подачи уведомлений о проведении.

Отметим, что хотя ст. 39 Конституции Украины и говорит, что "граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления", это автоматически не означает, что проведение мирных собраний без уведомления противоречит Конституции. Ст. 22 Конституции Украины говорит, что "права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими".

4. Сегодня в Украине действует ст. 185-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая фактически устанавливает ответственность не за противоправные деяния, которые нарушают права и свободы других лиц (право на жизнь, собственность), а за невыполнение в ходе проведения мирных собраний процедур, которые к тому же не установлены законом. Законопроект № 2450, если его примет парламент и подпишет Президент, такие процедуры узаконит.

Таким образом, принятие законопроекта без внесения изменений в антиконституционную по своей сути статью 185-1 Кодекса об административных правонарушениях приведет к задержаниям организаторов и участников собраний сотрудниками милиции, взысканию с них демотивирующих штрафов (от десяти до ста необлагаемых минимумов), длительных исправительных работ (от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка) или длительного административного ареста (на срок до пятнадцати суток). Причем все эти санкции будут применяться к организатору или участнику протестов относительно, в частности, таких расплывчатых "правонарушений" из ст. 5, 7 и 9 закона 2450, как: не имел при себе во время проведения мирного собрания документ, удостоверяющий личность; требовал от каждого из участников митинга соблюдения общественного порядка; допустил неточность в сообщении о проведении протеста (в частности, не угадал реальное количество протестующих, или не указал цель проведения собрания, или несвоевременно сообщил органы власти о проведении мероприятия); захватил из дома "устройства или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей"(карандаши?); не обеспечил совместно с участниками мирного собрания и органами внутренних дел проезд транспортных средств оперативных и специальных служб; не успел направить многолюдную демонстрацию, когда она отстранилась от заявленного маршрута; и др. Иными словами, в случае принятия законопроекта № 2450 без внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях - репрессировать участника или организатора протеста можно будет де-факто за что угодно.

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно подчеркивал, что участники мирных собраний не должны опасаться преследований со стороны государства за свое участие в них. Этот принцип был сформулирован в деле "Езелин против Франции" и получил развитие, в частности, в постановлениях по делам "Бачковский и другие против Польши" и "Алексеев против России". По делу "Бачковский и другие против Польши" Европейский Суд пришел к выводу, что даже сама угроза преследования за участие в несогласованном митинге является нарушением статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Учитывая это, есть все основания утверждать, что наличие ст. 185-1 Кодекса об административных правонарушениях является нарушением права, гарантированного ст. 11 Конвенции и ст. 39 Конституции Украины.

Соответственно, среди украинских правозащитников бытует мнение, что стоит вообще отменить административную ответственность за нарушение порядка организации и проведения мирного собрания. Более 150 общественных организаций, профсоюзов и движений выступили против принятия законопроекта № 2450 без внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях. А Всеукраинская ассоциация общественных правозащитных организаций "Украинский Хельсинский союз по правам человека" (УХСПЧ) вообще выступает за отмену административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения мирного собрания.

5. Всеукраинская ассоциация общественных правозащитных организаций "Украинский Хельсинский союз по правам человека" утверждает, что закон не должен содержать положение, которое бы позволяло ограничить свободу, если "собрание имеет целью препятствование реализации прав и свобод других лиц" (п. 7 ч. 3 ст. 16 законопроекта № 2450), поскольку в украинских реалиях это создает возможность без каких-либо реальных оснований запретить проводить любое мирное собрание, и в соответствии с позицией Европейского суда нивелирует содержание ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Иными словами, наличие в законе соответствующего положения будет нарушением ст. 39 Конституции Украины и ст. 11 Европейской Конвенции.

6. "Украинский Хельсинский союз по правам человека" считает, что опасным для украинских реалий является п. 6 ч. 3 ст. 16 законопроекта № 2450, который предусматривает, что основанием для ограничения права на мирные собрания может быть "установление решением Кабинета Министров Украины на соответствующей территории карантина согласно закону о защите населения от инфекционных болезней, если оно предусматривает возможность ограничения судом свободы мирных собраний в целях защиты населения от эпидемии (вспышки) особо опасной инфекционной болезни".

Данная норма законопроекта противоречит ст. 92 Конституции Украины, которая устанавливает, что права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод определяются исключительно законами.

7. "Украинский Хельсинский союз по правам человека" также утверждает, что закон не должен возлагать на организаторов и участников митинга дополнительных обязательств, кроме прямо предусмотренных ст. 39 Конституции Украины - чтобы это собрание носило мирный характер, а органы исполнительный власти или органы местного самоуправления были извещены о его проведении. Однако ч. 3 ст. 5 законопроекта № 2450 устанавливает ряд обязательств для организаторов мирных собраний, неоправданных с точки зрения ст. 39 Конституции Украины, ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также с учетом практики реализации права на свободу мирных собраний, которая сложилась в Украине. Эти положения законопроекта переводят на организаторов и участников мирных собраний обязанности государства и вообще нарушающт принцип верховенства права.

Что не так с 10569 (связанный с 2450 законопроект, снятый парламентом с рассмотрения 06.09.2012)

1. Сегодня в Украине действует ст. 185-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, фактически устанавливающая ответственность не за противоправные деяния, которые нарушают права и свободы других лиц (право на жизнь, собственность), а за невыполнение в ходе проведения мирных собраний процедур, которые к тому же не установлены законом. Снятый с рассмотрения законопроект № 10569 был призван уменьшить репрессивность этой статьи, но не отменить ее.

2. Существующие положения Кодекса административного судопроизводства (ст. 182) устанавливают барьер для злоупотреблений со стороны власти, поскольку признают неприемлемыми для рассмотрения исковые заявления об ограничении свободы мирных собраний, которые поступили в суд в день проведения мирного собрания. Законопроект № 10569 предоставляет возможность рассмотрения такого типа дел в любой момент - в случае возникновения обстоятельств, обусловливающих необходимость обращения в суд. Это откроет путь для злоупотреблений со стороны власти.

Аналитика подготовлена организациями-участниками Всеукраинской инициативы "За мирный протест!", zmina.org.ua

Територія

К-ть проведених протестів (ЦДС)

К-ть судових заборон протестів (ЄДРСР)

Приблизне відношення
Україна 2277 203 2277/203 = 11
Крим (та м.Севастополь) 160 (67 – м.Сімферополь)

35 (Крим без м.Севастополь)

+ 12 (м.Севастополь) = 47

160/47 = 3
Вінницька обл. 47 (38 – м.Вінниця) 0
Волинська обл. 49 (39 – м.Луцьк) 2 49/2 = 25
Дніпропетровська обл. 56 (33 – м.Дніпрпетровськ) 19 56/19 = 3
Донецька обл. 155 (102 – м.Донецьк) 9 155/9 = 17
Житомирська обл. 58 (54 – м.Житомир) 0
Закарпатська обл. 21 (14 – м.Ужгород) 0
Запорізька обл. 72 (60 – м.Запоріжжя) 12 72/12 = 6
Івано-Франківська обл. 67 (55 – м.Івано-Франківськ) 0
Київська обл. 11 13 11/13 = 1
м.Київ 406 12 406/12 = 34
Кіровоградська обл. 33 (27 – м.Кіровград) 0
Луганська обл. 99 (64 – м.Луганськ) 6 99/6 = 17
Львівська обл. 146 (130 – м.Львів) 0
Миколаївська обл. 67 (65 – м.Миколаїв) 0+3* 67/3* = 22*
Одеська обл. 100 (97 – м.Одеса) 27 100/27 = 4
Полтавська обл. 80 (66 – м.Полтава) 14 80/14 = 6
Рівненська обл. 34 (30 – м.Рівне) 0
Сумська обл. 66 (61 – м.Суми) 1 66/1 = 66
Тернопільська обл. 74 (64 – м.Тернопіль) 1 74/1 = 74
Харківська обл. 191 (183 – м.Харків) 17 191/17 = 11
Херсонська обл. 58 (57 – м.Херсон) 9 58/12 = 5
Хмельницька обл. 62 (54 – м.Хмельницький) 0
Черкаська обл. 70 (55 – м.Черкаси) 10 70/10 = 7
Чернівецька обл. 39 (38 – м.Чернівці) 3 39/3 = 13
Чернігівська обл. 53 (49 – м.Чернігів) 1 53/1 = 53

2011 рік
* – к-ть судвих заброн, які не потрапили в ЄДРСР (за інфрмацією з додаткових джере

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100