Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.
Odessa Daily публикует проект Дунайской стратегии Одесской области, разработанный членом Комитета морехозяйственного комплекса, транспорта, связи и их технического надзора Общественного совета при Одесской облгосадминистрации Юрием Старчевским.
Дунайская стратегия Одесской области
Обоснование приоритета
Украинское Придунавье после распада СССР остается одной из болевых точек Украины и Одесской области. В целом на сегодняшний день это депрессивные районы Одесской области. Преимущественно преобладает аграрное производство. Характерно отсутствие чистых источников питьевой воды (подземные источники обильно загрязнены пестицидами и агрохимикатами). Эффективный транспортный потенциал, сформированный в СССР, практически разрушен. Ренийский порт в силу отсутствия украинской железной дороги (есть проходящая ветка через республику Молдову) работает неэффективно. Измаильский порт работает с неполной загрузкой реальной мощности. Порт Усть-Дунайск, в который при СССР было вложены огромные средства, практически не работает. Канал от Дуная к порту Усть-Дунайск полностью заилен. В 2005 году благодаря некоторым активистам-общественникам было остановлено строительство нового глубоководного судового хода «р. Дунай-Черное море» через гирло Быстрое. С 2007 года работы по поддержанию эффективной эксплуатации глубоководного судового хода возобновлены. Благодаря работе государственного предприятия ГП «Дельта-лоцман» на сегодняшний день глубоководный судовой ход «р. Дунай-Черное море» обеспечивает круглосуточное движение судов в обоих направлениях, при тарифах ниже, чем на румынских каналах, движение по которым возможно только в одном направлении и только днем.
Несмотря на отчаянное давление, проект по созданию украинского глубоководного судового хода «р. Дунай-Черное море» был возобновлен. Эта работа решением КМУ была поручена государственному предприятию «Дельта-лоцман». В ноябре 2010 года ГП «Дельта-лоцман» завершило строительство первого этапа ГСХ (обеспечение проходки судов до 5,5 метров и строительство ограждающей дамбы морского подходного канала длиной 2730 метров). Второй этап предполагает углубление канала до возможности прохода судов осадкой 7,2 метра. Благодаря созданию ограждающей дамбы, предназначеной для защиты морского подходного канала от наносов во время штормов, а также для безопасного входа в канал судов с моря при сильных северных и северо-восточных ветрах, движение на этом участке судового хода максимально безопасное. С момента возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная (апрель 2007 г.) через устье Быстрое прошло 6200 судов, что привело к значительной потере грузопотока через румынские судоходные каналы.
На протяжении восстановления судоходства по Дунаю со стороны соседей и их партнеров постоянно осуществляются попытки заблокировать судоходство и лишить Украину возможности стать активным участником реализации транспортного потенциала Дуная.
2005 г. – по иску украинского активиста украинский суд запрещает проведение работ по созданию глубоководного судового хода «р. Дунай-Черное море». После восстановления работ реализуется попытка заблокировать судоходство по Дунаю через конвенцию ЭСПОО (трансграничное загрязнение); на Дунайском инвестиционном форуме (2011) представители порта Констанцы (Румыния) публично дискредитировали инвестиционные возможности дунайских портов.
Мотивы блокирования украинского судоходства вполне понятны. ЕС планирует к 2017 году увеличить грузопоток по внутренним водным путям до 300 миллионов тонн в год. Для сравнения: украинские порты все вместе обработали за 2011 год 114 миллионов тонн грузов. Основная цель Евросоюза - модернизация транспортного коридора Северное море, пути Рейн-Майн-Дунай с Черным и Азовским морями, рекой Волгой и Каспийским морем. Это мотивировано огромной заинтересованностью Европы в транспортировке ресурсов и углеводородов из Прикаспийского региона и Азии. Однозначно, что Евросоюзу выгодно решить этот вопрос таким образом, чтобы вся транспортная артерия контролировалась евроструктурами. В этом вопросе Евросоюз и Румыния, которая стремительно наращивает свой региональный потенциал – союзники. Недаром Европейская комиссия объявила румынский порт Констанца восточными воротами Европейского союза. Потенциально этот порт может перевалить 100 – 120 миллионов тонн грузов. Для обеспечения судоходства по Дунаю по территории Румынии действуют Сулимский канал, шлюзованный канал «Чернаводы-Констанца», Георгиевский канал, строиться новый канал «Бухарест – Дунай».
При полномасштабном развитии транспортных возможностей Дуная на румынской территории (модернизация судоходных каналов, строительство новых каналов, информационный сервис, инфраструктура и т.п.) социально – экономическое развитие придунайских территорий будет значительно ухудшено.
Несмотря на значительные трудности, Украине удалось остаться активным игроком в реализации транспортного потенциала Дуная и активно наращивать потенциал в этом направлении. Кабинетом Министров Украины утвержден национальный проект «Дунайский коридор», предполагающий создание транспортно-логистической евразийской системы. Но все эти перспективы могут быть омрачены - в случае некорректных и ошибочных действий Украины в рамках новой инициативы Европейского союза.
24 июня 2011 года Европейским парламентом была утвержденная Стратегия ЕС для Дунайского региона. Дунайская стратегия является политическим документом, который дает государствам Придунавья (членам и не членам ЕС) и институциям ЕС ориентиры для обеспечения инфраструктурного, экологического, социально-экономического и институционального развития региона. Для реализации этой стратегии Евросоюз планирует выделить до 100 миллиардов евро на развитие Дунайского региона по следующим направлениям: транспорт, энергетика, образование, рабочие места, безопасность и т.п. Реализация Стратегии коснется стран ЕС (Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Словения, Болгария и Румыния), стран-соседей ЕС (Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Республика Молдова и Украина) и опосредованно стран всего Черноморского бассейна.
Стратегия ЕС для Дунайского региона предполагает решение следующих приоритетных задач:
1. Объединение Дунайского региона:
- улучшение мобильности и мультимодальности; - развитие внутренних водных путей; - развитие автодорожного, железнодорожного и воздушного сообщений; - развитие альтернативной энергетики; - поддержка культуры и туризма, контактов между людьми;
2. Защита окружающей среды в Дунайском регионе:
- восстановление и сохранение качества водных ресурсов; - управление рисками в области охраны окружающей среды; - сохранение биологического разнообразия, ландшафтов, качества воздуха и почв;
3. Создание процветающего Дунайского региона:
- распространение знаний в обществе посредством внедрения исследовательских, образовательных и информационных технологий; - поддержка конкурентоспособности предприятий, в том числе кластерное развитие региона.
Для реализации Дунайской стратегии ЕС постановлением КМУ № 994 создан Координационный центр, в состав которого входят первый вице-премьер, заместители практически всех министров, таможенной, пограничной служб, Госинвестпроекта и т.д., в том числе первый заместитель председателя Одесской областной государственной администрации.
На сегодняшний день от Координационного центра по реализации на территории Украины Стратегии ЕС для Дунайского региона официально Евросоюзу предоставлено всего 4 проекта, которые предполагается реализовывать в рамках Дунайской стратегии ЕС.
1. Создание речных информационных служб на украинском участке р. Дунай 2. Создание интегрированной системы сбора и утилизации отходов судов на украинском участке р. Дунай 3. Развитие судоходства по р. Тиса, строительство речного порта в Закарпатской области 4. Строительство автомобильной паромной переправы «Измаил (Украина) – Тульча (Румыния)» и берегового автомобильного комплекса.
Сравнение количества поданных проектов с потенциалом всей Стратегии ЕС для дунайского региона показывает глубокую управленческую депрессию государственного аппарата Украины. Где остальные транспортные проекты, проекты по экологии, культуре, трансграничному экономическому сотрудничеству, безопасности, науке и образованию?
Объем поданных проектов – это удар по будущему Одесской области, придунайские территории которой могут быть кардинально преобразованы до уровня ведущих стран ЕС при полноценном использовании Стратегии ЕС, и введены в еще большее депрессивное состояние в случае безответственной и непрофессиональной позиции.
Одесская область может стать одним из главных участников реализации огромного транспортного потенциала Дуная. Это восстановление речного флота, флота, строительство нового аванпорта, новых автомобильных дорог и паромных переправ, что в целом повлечет за собой значительные положительные социально-экономические трансформации в регионе.
Необходимые действия в рамках Общественного совета при Одесской облгосадминистрации
1. Провести слушания по данному вопросу на Президиуме ОС при ООГА. Выслушать доклад члена Комитета морехозяйственного комплекса, транспорта, связи и их технического надзора Старчевского Ю.И. Рекомендуется выступить представителям следующих комитетов: Комитет внешнеэкономических отношений и евроинтеграции, Комитет экономического развития, Комитет по вопросам экологии, Комитет по вопросам образования, Комитет по вопросам культуры.
2. Направить председателю Координационного центра по реализации Стратегии ЕС для Дунайского региона в Украине Кабинета Министров Украины и председателю Одесской областной государственной администрации запрос о проектах, предложенных Евросоюзу Украиной в рамках реализации Дунайской стратегии.
3. Организовать и провести рабочую встречу представителей ОС при ООГА и общественных советов придунайских районов Одесской области для выработки общей позиции по данному вопросу.
4. Провести мониторинг работы профильных управлений и делегировать представителей ОС при ООГА в рабочие группы Комитета экономических реформ для усиления их деятельности по придунайским районам Одесской области в рамках требований Дунайской стратегии.
5. Провести разъяснительную и организационную работу с экономическими субъектами, действующими на территории придунайских территорий Одесской области о возможности получения европейских грантов на реализацию проектов в рамках стратегии ЕС (использовать механизм соцзаказа программы развития гражданского общества в Одесской области).
6. Обеспечить постоянный мониторинг финансирования в рамках Дунайской стратегии румынских проектов для организации реакции общественного сектора Одесской области и Украины в случае непаритетного распределения средства в рамках Дунайской стратегии.
7. Обеспечить контроль за эффективностью работы управления внешнеэкономических связей и европейской интеграции, других управлений по вопросу реализации в Одесской области Стратегии ЕС для Дунайского региона.
8. В случае неэффективных действий органов исполнительной власти по вопросу реализации Дунайской стратегии ЕС предусмотреть альтернативные кадровые решения путем направлений официальных рекомендаций главе Одесской областной государственной администрации с уведомлением первых лиц государства (ВРУ, КМУ, АП, СНБО).
Юрий Старчевский, Комитет морехозяйственного комплекса, транспорта, связи и их технического надзора Общественного совета при Одесской областной государственной администрации