Odessa Daily Бизнес
Законы Кабмина Яценюка: как изменится жизнь украинцев после Нового года
Odessa Daily
30 декабря 2014 в 10:06На внеочередном пленарном заседании в воскресенье, 28 декабря, которое плавно перешло в понедельник, 29 декабря, Верховная Рада не без труда приняла ряд важных законопроектов, которые с 1 января 2015 года тем или иным образом изменят жизнь большинства украинцев и повлияют на госбюджет, который был принят после них
"Обозреватель" проанализировал принятые документы с учетом внесенных депутатами правок и выделил перечень основных нововведений, которые ждут наших граждан в наступающем году.
В целом же можно констатировать, что большая часть новшеств, ряд из которых уже стали скандальными, может негативно повлиять на жизнь украинцев, вынудив их еще туже затянуть пояса. Особенно с учетом не слишком оптимистичного госбюджета-2015, который с трудом приняла коалиция.
Сразу оговоримся, что анализ будем проводить на основе имеющихся последних редакций законопроектов, размещенных на сайте Рады, и тех правок, которые были озвучены премьер-министром Арсением Яценюком в стенах парламента. Окончательные варианты законопроектов, в которых учтены все финальные "штрихи" совместной ночной работы Рады и Кабмина, ещё не обнародованы.
Первый документ, которому парламент "зажег зеленый свет", касается проведения в Украине налоговой реформы – депутаты со второй попытки проголосовали за внесение значительной части изменений в Налоговый кодекс Украины.
Изменениями, в частности, предусматривается:
1) сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9.
Оставили: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физлиц, НДС, акцизный налог, экологический налог, рентную плату, пошлину, налог на недвижимость, единый налог. Итого: 9.
Объединили с вышеуказанными налогами: сбор за регистрацию ТС, сбор за электроэнергию, фиксированный сельхозналог, налог на землю, плата за пользование недрами, сборы за пользование радиочастотным ресурсом, водой, лесными ресурсами. Итого: 8.
Отменили: туристический сбор, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбор на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, целевая надбавка на природный газ, рентная плата за транспортировку нефти и газа. Итого: 5.
2) добровольное декларирование доходов граждан.
Напомним, законопроектом № 1578 предлагается ввести с 1 января 2015 года единоразовое добровольное декларирование всех видов доходов граждан и их активов, даже если нельзя доказать законность их получения.
На самом деле, добровольность в данном случае - вопрос сомнительный.
Дело в том, что при отсутствии добровольного декларирования базой для последующего контроля за доходами и расходами будет считаться стоимость активов в размере 200 тыс. (на сегодня это около $ 12 тыс.).
Другими словами, если человек не захотел в добровольном порядке задекларировать все свои дома, дачи, автомобили, другие активы и сбережения, то их базовая стоимость будет автоматически приравниваться налоговиками к 200 тыс. грн. при проведении непрямых методов контроля. Это значит, что с этой суммы в 200 тыс. грн надо будет уплатить налог 30%.
Как раз в этом моменте многие эксперты увидели принуждение государства к декларированию гражданами всех своих доходов и активов, так как предложенные законопроектом основания для осуществления контрольной проверки с целью подтверждения доходов и активов плательщика будут применены к большинству граждан.
Кроме того, предусматривается, что в случае, если годовые расходы плательщика превышают его официальные доходы за отчетный период на 40 минимальных зарплат (48 720 грн), то это будет основанием для налоговиков провести проверку такого плательщика с целью выявления законности доходов, превышающих официальный заработок. Если человек не смог доказать легальность такого дохода, то будет взиматься налог в сумме 30% с разницы между официальным заработком и реальными расходами.
3) вводится ежеквартальное информирование контролирующих органов о сумме реализованных физическим лицам товаров (работ, услуг), стоимость неделимой единицы которых превышает 25 тыс.гривен, с целью осуществления контроля за доходами и расходами по непрямым методам.
4) изменился налог на недвижимость. Теперь налог будет начисляться на жилую недвижимость, площадь которой превышает 60 кв. м для квартир, и 120 кв. м - для домов. Органы местного самоуправления получили право определять размер такого налога в рамках от 0 грн до 24 гривен. В то же время, промышленные и производственно-хозяйственные помещения, киоски и рынки не будут облагаться налогом.
А вот тут совершенно непонятно, почему собственник квартиры общей площадью в 65 кв. м. обязан платить налог на недвижимость, а, например, для киоска сделано исключение "из общих правил".
5) несколько изменился предлагаемый ранее транспортный налог. По словам Яценюка, представлявшего законопроект в парламенте, с 1 января 2015 года ежегодному налогообложению будут подлежать все автомобили с объемом бензинового и дизельного двигателей более 3 тыс. куб. см, а также возрастом не более 5 лет. Напомним, в редакции законопроекта, принятого в первом чтении, объем дизельного двигателя устанавливался на уровне не более 2,5 тыс. куб. см. Ставка транспортного налога составляет 25 тыс. грн в год.
6) налог на пассивные доходы повышается с 15 до 20%. К таким пассивным доходам отнесены проценты, роялти и инвестиционный доход. А налог на дивиденды предлагается установить на уровне 5% для предприятий, которые уплачивают налог на прибыль на общих основаниях, и 20% для предприятий, которые не уплачивают налог на прибыль.
7) зарплата в размере до 10 минимальных зарплат будет облагается по ставке 15% (сейчас 17%), а свыше 10 минимальных зарплат (12 180) – 20% (с суммы превышения)
8) налогом на доходы физлиц будут облагаться пенсии, размер которых превышает 3 размера минимальной зарплаты, то есть 3654 грн (15% с суммы превышения).
9) доход от игорного бизнеса дополнительно вместе с налогом на прибыль будет облагаться налогом в размере 10% (выпуск и проведение лотерей, азартные игры с использованием игровых автоматов) и 18 % (букмекерская деятельность, азартные игры (казино) за минусом дохода, выплаченному игроку). Но пока что законы, разрешающие азартные игры, не приняты.
10) с покупки наличной валюты надо будет заплатить 2% сбор в Пенсионный фонд, а для безналичных операций он отменяется. Напомним, на сегодня с операций по покупке валюты (как наличной, так и безналичной) взимается сбор в размере 0,5% с суммы покупки.
11) продлевается действие военного сбора (1,5%) до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины а база налогообложения по этому сбору расширяется на все доходы физлиц.
12) для наследников первой степени родства вводится налог на наследство по ставке 5%, если его стоимость превышает 1 млн грн. Для наследников не первой степени родства такой налог в 5% не зависит от размера наследства.
13) в доработанном законопроекте сохраняется льготный режим налогобложения для образования и медицины (первоначальный вариант документа предлагал его отменить).
14) вводится дополнительный акциз на реализацию пива, алкогольной и табачной продукции в розничной торговле (5% от объема реализации) и увеличивается плата за лицензию на торговлю алкоголем и табачными изделиями.
15) для малого и среднего бизнеса уменьшается ставка единого налога почти в 2 раза и вводится мораторий на проверки сроком на 2 года.
16) кардинально меняются категории плательщиков единого налога. Из шести групп остаются четыре. Новыми участниками упрощённой системы станут бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога.
17) что касается специальной процедуры администрирования НДС: предусматривается тестовый режим применения электронной системы администрирования НДС с 1 февраля до 1 июля 2015 года. Также предложено учитывать в формуле, по которой определяется размер суммы, на которую плательщик налога имеет право выписать и зарегистрировать налоговую накладную в едином реестре, всей суммы отрицательного значения НДС, которая сформировалась по состоянию на 1 февраля.
18) не будут возвращать НДС при экспорте зерна ни сельхозпроизводителям, ни трейдерам, но оставляют спецрежим налогообложения сельхозпроизводителей.
Следующим важным документом, одобренным Радой, есть законопроект № 1577 касательно отмены ряда социальных льгот.
Среди основных моментов данного проекта можно выделить:
1) из законов о высшем и среднем образовании исключаются пункты об установлении надбавок за ученые степени и ученые звания педагогическим работникам, выслугу лет, классное руководство, проверку тетрадей и другие.
2) исключены нормы о бесплатном обеспечении учеников учебниками. Такая льгота остается только для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями.
3) бесплатное питание для учеников 1-4 классов остается только для сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и детей, лишенных родительской заботы. Для всех остальных - на усмотрение местных властей.
4) устанавливается доплата родителями за питание детей в детсадах в размере не менее 60% от стоимости (для городов) и не менее 40% (для сельской местности).
5) законопроектом вводится платность занятий в детско-юношеских спортивных школах, а также сокращение должностей специалистов по физической культуре в дошкольных и других учебных заведениях.
6) льготы для работников сельских школ на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением будут доступны только тем, кто имеет размер среднемесячного дохода на уровне 1,4 прожиточных минимума (1 646,4 грн) для каждого из ее членов. Напомним, на 2015 год в проекте государственного бюджета заложен прожиточный минимум в размере 1176 грн.
7) исключаются нормы о возможности закрытия школ и детсадов в сельской местности только с согласия территориальных общин, а также нормы о запрете необоснованного закрытия дошкольных и внешкольных учреждений.
8) из закона об образовании убирается норма, которая позволяет открывать начальные школы в сельской местности независимо от количества учеников.
9) касательно льгот для граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Предлагается оставить все льготы в полном объеме для 1 и 2 категорий граждан, кроме путевок на санаторно-курортное лечение для 2 категории. Для остальных категорий - льготы остаются в пределах тех денег, которые выделены на эти цели в госбюджете.
10) максимальный размер зарплаты в Украине для сотрудников бюджетных учреждений не будет превышать 7 минимальных зарплат. Но эта норма не распространяется на участников АТО, на военных, на Антикоррупционное бюро, Национальное агентство по борьбе с коррупцией.
11) зарплаты для сотрудников госкомпаний ограничиваются размером на уровне не больше 10 минимальных зарплат.
12) вводится норма касательно индексации заработных плат, а именно: предлагается установить, что по результатам первого полугодия 2015 года Кабмин примет решение об индексации зарплат.
13) количество работников прокуратуры сокращается с 20 до 15 тысяч. Отменяется норма о выплате выходного пособия прокурорам по выходу на пенсию. Они будут получать при увольнении такую же помощь, как и все остальные госслужащие.
14) урезается содержание судей и депутатов, сокращаются размеры выплат при выходе на пенсию, а депутатам урезают расходы на содержание помощников.
15) количество сотрудников МВД предложено сократить на 20 тысяч (со 172 до 152 тыс.), а финансирование министерства (как и Министерства обороны и Национальной гвардии) останется неизменным.
Вместе с тем, следует отметить, что в окончательной редакции законопроекта № 1577 убрали некоторые нормы, которые успели вызвать широкий общественный резонанс.
В частности, в украинском законодательстве остается норма касательно бесплатного среднего образования и не меняется порядок оплаты труда учителей и преподавателей (как и для других категорий работников бюджетной сферы).
Также правительство согласилось оставить без изменений все социальные гарантии, предусмотренные законами "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите", "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты "(для участников боевых действий и инвалидов войны).
Остается норма об обеспечении питанием всех больных в медицинских учреждениях. То же самое касается питания детей в учебных заведениях, расположенных в четвертой чернобыльской зоне.
Кроме того, до первого июня 2015 года льготный проезд сохраняется без изменений. Потом эта льгота предоставляется только инвалидам 1-2 группы, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, лишенным родительской заботы, ученикам из малообеспеченных семей и лиц, которые их сопровождают, и которые сопровождают инвалидов 1 группы, а также участникам боевых действий.
Для всех остальных категорий – на усмотрение местных властей при наличии в местном бюджете денег.
Кстати, с этой позиции характерной особенностью законопроекта № 1577 есть то, что он предлагает передать органам местного самоуправления возможность обеспечивать реализацию и ряда других социальных льгот, гарантии предоставления которых на сегодня установлены на уровне законов, то есть государство обязано их предоставить.
Теперь правительство предлагает снять с себя такое обязательство, наделив местные власти правом принимать решения о предоставлении той или иной льготы. Ключевое здесь – право, а не обязанность. Учитывая же финансовые возможности многих местных бюджетов, можно говорить о том, что многие социальные льготы с 1 января 2015 года будут вовсе упразднены.
Ещё один важный документ - законопроект № 1573, согласно которому ставка единого социального взноса (ЕСВ) снижается с 41% до 16,4%.
Механизм, по которому будет происходить снижения ЕСВ, был озвучен Яценюком в ходе представления этого законопроекта в парламенте.
Как заявил премьер, предусматривается:
- с 01.01.2015 - при начислении заработной платы и доходов физическим лицам и/или при начислении вознаграждения, к ставке ЕСВ применяется коэффициент 0,4
- с 01.01.2016 - при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения, к ставке ЕСВ применяется коэффициент 0,6.
Заплатить ЕСВ в размере 16,4 % (41%*0,4) на фонд оплаты труда с 1 января 2015 года работодатель сможет, если выполнит одновременно следующие условия:
условие 1. Общая база начисления ЕСВ за месяц в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год.
Если же превышения нет, то вместо коэффициента 0,4 применяется коэффициент, равный соотношению общей среднеарифметической базы начисления ЕСВ плательщика в 2014 году на общую базу начисления ЕСВ за месяц, за который проводятся начисления.
Данный коэффициент не может быть меньше 0,4.
условие 2. Увеличение средней зарплаты по предприятию не менее, чем на 30 % (по сравнению со средней зарплатой за 2014 год).
условие 3. После применения коэффициента 0,4 средний платеж на одно застрахованное лицо - не меньше 700 грн.
условие 4. Средняя зарплата на предприятии – не меньше 3 минимальных зарплат.
Одновременно законопроектом № 1573 усиливается ответственность за выплату заработной платы в "конвертах" и нарушения трудового законодательства.
Источник: finance.obozrevatel.com
Odessa Daily