Odessa Daily Афиша Одессы
«Встречи в Одессе»: праздник театра
Ирина Лобусова
9 сентября 2014 в 15:56Пятый вечер закончился в воскресенье. Сквозь бурные овации после окончания последнего спектакля чувствовалась легкая грусть. Немного грустно было расставаться с фестивалем, который каждый вечер дарил своим зрителям столько радости, положительных эмоций и новых открытий. Теперь уже можно признать: несмотря на сложные времена, праздник театра состоялся.
Театральный фестиваль «Встречи в Одессе» стал для зрителей самым настоящим праздником. И свидетельство тому- отсутствие билетов в кассе на все спектакли, каждый вечер переполненный зал. Может быть, потому, что в тяжелые и страшные времена, когда беда подступает буквально вплотную к любому дому, хочется сплотиться вокруг чего- то светлого и радостного, чего- то, что заполняет обыкновенную земную жизнь высшим смыслом и дарит ответы на вопросы практически всем- от творческих личностей до обыкновенных людей. Всем этим как раз и является театр. Недаром существуют реальные исторические примеры , когда во времена самых страшных и кровопролитных войн, в периоды самой жестокой оккупации никогда не закрывались двери театров и люди шли в театр как к последнему горящему огню надежды, шли ради своего разума, ради своей души.
Ведь именно театр способен подарить не только философские раздумья о смысле жизни, не только утешение или развлечение, а то, без чего не может жить мыслящее человеческое существо- ощущение внутренней свободы.
Театр всегда занимал особое место среди всех искусств, являясь как бы краеугольным камнем, без которого существование искусства вообще невозможно. Даже в самые тяжелые политические, военные и экономические потрясения люди идут в театр. Ведь театр дарит надежду- до тех пор, пока в мире и в обществе существует культура, есть надежда, что все закончится хорошо.
Театр- всегда драгоценный подарок для своих зрителей. И 9 театральный фестиваль «Встречи в Одессе» стал таким подарком, который был просто необходим и городу, и одесситам. Недаром Одесса является культурной столицей Украины. Ни в коем случае не провинцией ( никогда, ни в одно время в Одессе не было ничего провинциального). Самая настоящая столица. И подтверждением этому становится то, что на сцене одесского фестиваля мечтают выступить самые лучшие столичные театры. Ведь одесситы- лучший, уникальный зритель, и если спектакль прошел в Одессе, значит, он является достойным.
Театральный фестиваль «Встречи в Одессе» стал уже доброй традицией одесской осени. Несмотря на то, что на пресс- конференции организаторы говорили о более скромном масштабе 9 фестиваля, чем в предыдущие годы, в результате он получился очень достойным. Пять вечеров фестиваля сделали его более камерным, уютным, вдумчивым ( если здесь возможно употребить такие слова). Зритель получил возможность вдумчиво наблюдать за разнообразными жанрами спектаклей, представленных на сцене, без смысловой и информационной перегрузки ( когда всего так много, что и не знаешь, на что пойти).
В этом году была возможность посмотреть все 5 спектаклей, что является не такой уж сложной задачей для зрителя, так как ни один из 5 спектаклей ничем не напоминал другой. Каждый нес в себе что- то новое, каждый словно открывал иную грань мира, и любители театра получили самое настоящее эстетическое удовольствие, ведь среди этих 5 спектаклей не было скучных, бездарных и плохих.
Ни один из них не был таким, с которого бы стал уходить зритель. Кстати, точно так же, как сейчас в нашем местном Одесском русском театре не существует плохих спектаклей. То, что произошло в последнее время с нашим Русским театром, я называю самым настоящим чудом. Мне не верят, когда я рассказываю о полных залах и проданных билетах людям из других городов. Когда я повела в Русский театр своих гостей из Днепропетровска, они были в шоке! Они никогда не верили, что местный театр может собирать полный зал и пользоваться таким успехом. По их словам, в их местных театрах сидят «полторы калеки- и точка».
То же самое сказали и знакомые из Санкт- Петербурга. Посмотрев спектакль «Одесса у океана», они пришли просто в дикий восторг. А потом долго рассказывали, что билеты на спектакли такого уровня у них стоят очень дорого, это доступно не каждому. А дешевые- плохие, на них никто не хочет ходить.
Театральный фестиваль еще раз поддержал это чудо, когда все 5 вечеров зал был заполнен практически до предела, почти не оставалось пустых мест.
На открытии Русский театр показал свой спектакль по рассказам Чехова «Уездная канитель» - спектакль еще молодой, премьера которого состоялась совсем недавно. И это задало определенную серьезную атмосферу- как знак того, что все, что будет происходить на сцене, даже самую веселую комедию, следует воспринимать серьезно. Уникальность спектакля, раскрывающего новую грань таланта великого Чехова, представляющего Чехова- мистика, давно оценили зрители. А потому спектакль стал очень удачным открытием.
Но настоящий триумф ожидал спектакль, представленный на следующий день- рок- оперу Юрия Рыбчинского «Белая ворона». Спектакль стал необыкновенно актуальным, особенно сейчас. И как было трудно представить, что это произведение было написано в 80- е годы, задолго до Майдана и до всего, что пришлось пережить, и что переживаем сейчас. Фигура Жанны Д’Арк всегда являлась символической не только для французов, но и для всех народов, которые мечтают о свободе. Поэтому премьера «Белой вороны» кишиневского театра «С улицы роз» ( именно премьера, ведь в Кишиневе спектакль будет представлен 12 сентября) стала воистину триумфальной. Попали, как говорится, в самую точку! Здесь и сейчас.
«Антикризисная» комедия одного из организаторов фестиваля, известного одесского драматурга Александра Марданя «Американская рулетка», представленная театром из Белой Церкви, вызвала огромный интерес у зрителей. Особенно идея пьесы о том, что главное- верить и не опускать руки! Это так же прозвучало необыкновенно актуально и современно.
Театр из Днепродзержинска представил спектакль «Метод Грёнхольма». На сцене был почти детектив. За происходящим действием зрители следили с большим напряжением, так как перед глазами разворачивалась самая настоящая «психологическая бойня». С которой, увы, мы сталкиваемся гораздо чаще, чем хотелось бы.
Заключительным спектаклем стала эксцентричная комедия по «Женитьбе» Гоголя, представленная молодежным учебным театром Киевского университета театра, кино и телевидения им. Карпенко- Карого. На сцене разворачивалось феерическое, веселое действо, представленное молодыми актерами, балансирующими между тонким психологизмом гоголевской комедии и откровенной клоунадой, фарсом. А потому спектакль получился достаточно специфическим, хотя многие зрители аплодировали артистам с большим энтузиазмом. И опять- таки плюсом стало то, что каждый из зрителей спектакля мог составить о нем свое мнение- возможно, отличное от всех остальных.
Праздник театра одесской осенью получился увлекательным и серьезным, камерным и открытым, зажигательным и вдумчивым, подарив массу новых впечатлений тем, кто пришел в зрительный зал. Каждый раз, переступая порог театрального зала, я вспоминаю слова известного британского режиссера Стивена Фрирза, которые он произнес здесь, в Одессе, на Одесском кинофестивале. Он сказал так: « я всегда говорю своим студентам: хотите заниматься кино- идите в театр».
Точнее и вернее- не скажешь. Я бы расширила этот список. Хотите добиться успеха в бизнесе, в любимой профессии, в жизни, научиться жить не так, как раньше- идите в театр. То, что способен подарить вам театр, вы не найдете больше нигде. А потому- идите в театр! На уже знакомые спектакли и будущие премьеры. Вы этого достойны.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова