Odessa Daily Мнения
Возвращенный марксизм
Odessa Daily
23 сентября 2013 в 14:01C 5 по 9 сентября в Москве прошла 26 международная книжная выставка-ярмарка. Среди примерно 1200 книг, представленных на ней, была и книга известного политолога Сергея Ильченко «Другим путем!».
Маркс на обложке –это не совсем обычно для нашего времени …. Сергей, о чём твоя книга?
О марксизме, о его смысловом ядре, которое сегодня скрыто под бесчисленными наносами. По сути, марксизм сначала был извращен и превратно перетолкован в России, а затем попал под строжайший запрет в СССР. Его заменила имитация, смесь уваровской триады «православие-самодержавие-народность» с примитивнейшим экономизмом. Эта традиция извращения и непонимания длится до наших дней. Отмыть марксизм от всего постороннего, что прилипло к нему за прошедшие полтора столетия, исправить накопившиеся ошибки и искажения, сделать его созвучным нашему времени – словом, отремонтировать и ввести в обращение превосходный инструмент познания и прогнозирования современного мира - вот это и было моей главной задачей.
Сегодня левое движение переживает кризис, порожденый именно отсутствием адекватной теории. Все заглушает бесплодная дискуссия, где одна сторона кричит, что «марксизм мертв», и капитализму нет альтернативы, а другая – что именно в СССР и был, самый что ни на есть социалистический, социализм. Эта битва мертвецов уводит левую мысль в глухой тупик, в котором она, по большей части, сегодня и пребывает. В действительности, и капитализм вовсе не безальтернативен, и никакого социализма в СССР не было, да и не могло быть. Социализм, как переходной между капитализмом и коммунизмом этап развития общества, не был пока реализован вообще нигде. Для этого ещё не созрели необходимые условия – ещё Маркс писал о том, что до тех пор, пока капитализм не реализует все заложенные в него возможности, ни о каком социализме не может быть и речи. А капитализм только сейчас, и только в самых развитых капиталистических странах, мало-помалу подходит к пределу своих возможностей. Постсовесткого пространства это вообще не касается. Мы все ещё пребываем на докапиталистическом этапе развития.
А что же было в СССР?
Была реакция на неудавшийся переход России к капитализму и порожденная ей феодальная реставрация. Затем - индустриальное «дозревание» до новой попытки перехода в капитализм и крах феодального СССР. Сейчас – сложный переходной этап к капитализму.
В начале XX века уже раздавались голоса, что, мол, капитализм достиг своих пределов, и его крах неизбежен – но он жив и сегодня. На чем основан твой вывод, что к пределу развития капитализм подходит именно сейчас?
Научный багаж Маркса и Энгельса, по сути, основан на уровне научного знания начала XIX века. Можно только поражаться тому, как многое им удалось с такого низкого старта. Но, вместе с тем, многие явления не могли быть ими даже осознаны, и тем более - адекватно объяснены. За неимением лучшего определения я назову это ошибками, но они были неизбежны, удивительно, что их было так мало.
Одна из таких ошибок – представление о пролетариате, как о могильщике капитализма. Ничего подобного, пролетариат вместе с буржуазией является могильщиком феодализма, а при капитализме он переходит на реформистские позиции, что мы и наблюдаем в развитых капиталистических странах. Кстати, пролетариат в марксовом понимании возникает только на излете феодального общества, когда оно дозревает для перехода в капитализм. Он, собственно и взрывает его, обеспечивая этот переход. Пролетарская революция – это именно антифеодальная революция. И в наших условиях пролетариат мало-помалу складывается именно сейчас - естественно, там, где есть промышленность. А СССР его не было вовсе. Было своего рода «индустриальное крестьянство» - совершенно иной класс, никоим образом не пролетариат.
Вторая ошибка, допущенная уже Лениным – представление о госкапитализме как переходном общественном устройстве, порождающем социализм. Вообще в марксизме вопросы перехода между общественными формациями, и, прежде всего, от феодализма к капитализму были разработаны крайне поверхностно, а посткапиталистическое развитие общества вообще было темной областью, если, конечно, не брать в расчет конъюнктурную халтуру из Института Марксизма-ленинизма.
Все эти темные, а зачастую – преднамеренно запутанные вопросы и рассмотрены в моей книге. Конечно, её объем не позволил исследовать их исчерпывающе, но теоретическое осмысление в целом выстроено. Оно и позволило увидеть механизмы исчерпания капитализма, тот технологический барьер, в который он мало-помалу упирается.
Вообще же хочу сказать, что в книге больше проблем и вопросов, чем готовых ответов. По сути, это новый Коммунистический Манифест, заявка на будущее и огромное новое поле для левой мысли – по-настоящему левой, то есть ставящей своей целью социальную эволюцию человечества за пределы капитализма.
Сергей, ты по образованию – физик, по нынешней профессии – журналист и политолог, но не философ, и в прошлом не был ни в КПСС, ни в ПКРМ… Не боишься, что в тебя полетят камни от дипломированных знатоков ?
То, что я не был ни в КПСС ни в ПКРМ – это, конечно, удача, мне повезло не наступить, и не запачкаться. Не все были столь везучи. Впрочем, подобное тянется к подобному, эти партии втягивали в себя вполне определенный тип людей, а меня они, напротив, отторгали. А камни не полетят – их нет. У записных «марксистов» и «антимарксистов» маловато амуниций, чтобы спорить со мной предметно. Будет молчание, изредка брань, а спора по существу книги, конечно же, не будет. Во всяком случае, в Молдове. Здесь просто нет оппонентов чей интеллектуальный вес достаточен для дискуссии со мной.
Что касается осмысленной дискуссии вокруг книги, то я был бы ей только рад. Очень надеюсь в этом плане на российскую и украинскую аудитории. Книгой ещё в рукописи заинтересовались и в Латинской Америке, идет работа над испанским переводом. Мечтаю перевести её на румынский язык. Не для Молдовы, конечно, здесь она не нужна, а для Румынии. Там сложилось мощное профсоюзное движение, рабочие эффективно отстаивают свои права, там моя книга была бы и к месту и ко времени. Надеюсь на помощь волонтеров-переводчиков. В случае с испанским языком они нашлись, возможно, и с румынским получится.
Ну, а относительно дипломов, степеней и прочих формальных знаков в том же духе, я процитирую Виктора Пелевина, то место из романа «Чапаев и Пустота», где Кавабата рассказывает Сердюку про Орден Октябрьской звезды.
«Этот орден никому никогда не давали. Просто некоторые люди вдруг понимали, что уже могут его носить. Еще точнее, всегда могли».
Так вот, мне хватает своего понимания того, что я могу. Все, что сверх этого –уже излишество.
Где можно прочесть твою книгу?
В электронном виде она доступна на сайте Флибуста. На бумаге её можно заказать в российских интернет-магазинах, ищется Гуглем, цена вопроса с пересылкой порядка 150-170 леев. Немного книг я привез с собой, готов просто подарить их библиотекам, тем, которые выразят такое желание. Связаться со мной можно в Фейсбуке. Как видишь, все просто. Было бы желание.
И, последний вопрос: коммунизм будет?
Да, если человечество сумеет не скатиться в новое Средневековье – а это тоже возможно. И он не будет похож на сытый раёк, не знающий борьбы и конфликтов.
Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
