Odessa DailyМненияАвтокефалия Украинской церкви

Владимир Пастухов (Москва): Томос нестабильности  —  очень «своевременная» гражданская война

Odessa Daily

17 октября 2018 в 15:38
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Отделение потенциальной украинской патриархии от русской патриархии — не одно и то же, что отделение Украинской Православной церкви от Русской Православной церкви, хотя это и взаимосвязанные процессы.

Владимир Пастухов (Москва): Томос нестабильности  —  очень «своевременная» гражданская война

Вектор движения пастырей не обязательно полностью совпадает с вектором движения паствы. И если первый предугадать легко (пока в деле об украинском Томосе нет никаких неожиданностей с обеих сторон), то второй пока трудно предсказать. Не исключено, что «церковный развод» будет оценен украинской паствой в разных регионах страны не столь однозначно, как это представляется сегодня в правительственных кабинетах, и образуется значимое число сторонников сохранения связей с московской церковью.

Страсти по Томосу

Мало кто сомневается в том, что подавление сопротивления «нового церковного меньшинства» будет в практической плоскости осуществляться не самыми интеллигентными способами. И как минимум отдельных инцидентов с насильственным захватом при молчаливом попустительстве властей приходов, не пожелавших добровольно порвать связи с Московским патриархатом, вряд ли удастся избежать. Таким образом, несмотря на то, что позиция большинства украинской паствы не вызывает сомнений, — она в сегодняшних условиях несомненно поддержит отделение, — возникновение серьезного гражданского конфликта с весьма существенным меньшинством видится вероятным исходом этого предприятия.

Особенность этого нового гражданского конфликта будет состоять в том, что у него не будет столь четкой региональной локализации как, например, у войны на Донбассе. Он может охватить почти всю территорию Украины за исключением, пожалуй, только ее самых крайних западных областей, где число сторонников московской церкви будет мизерным. На первый взгляд кажется, что сопротивление церковного меньшинства будет непродолжительным и его удастся достаточно быстро преодолеть, особенно если будет в полную мощь задействован административный и пропагандистский ресурс. Но в действительности глубинные настроения украинской паствы — особенно за пределами крупных населенных пунктов — мало кому доподлинно известны. Поэтому не исключены сюрпризы.

Европейский вектор развития, частью которого является стремление к Томосу, может оказаться укорененным в украинских «низах» в гораздо меньшей степени, чем в украинских «верхах». Духовное воздействие Майдана на украинские массы остается пока более поверхностным, чем этого бы хотелось его лидерам и бенефициарам. В основной своей части эта масса, как и в России, остается «советской» и ее реакции не всегда предсказуемы. Но если все последнее время, пока революционная активность шла на спад, участие этой массы в украинской политической жизни было достаточно ограниченным, то после того, как состоится активное вторжение политики в конфессиональный спор, ситуация может измениться. Масса снова придет в движение, и это движение может выявить в ней более глубокий раскол, чем это сегодня предполагается. Это не добавит стабильности украинскому обществу, и так живущему весьма «нескучной» жизнью.Они такие разные — и все-таки они вместе

Парадоксальным образом, новая «маленькая победоносная гражданская война» кажется сегодня одинаково привлекательной влиятельным политическим силам как в Москве, так и в Киеве. Рейтинги российской и украинской власти совершили почти синхронный нырок вниз. Причем, несмотря на все то, что разъединяет российские и украинские правящие круги, причины у этого «нырка» схожие — экономическая стагнация, вынуждающая правительства принимать непопулярные решения в области социальной политики, неспособность обуздать коррупцию и усталость населения от войны, которая постепенно теряет свою эффективность как мобилизующее и дезинфицирующее оппозицию средство. При этом положение украинского руководства даже более технически уязвимо, так как выборы у него совсем на носу и, в отличие от Москвы, все знают имя единственного альтернативного кандидата, которая терпеливо ждет, пока, наконец, власть свалится ей в руки.

В таких обстоятельствах соблазн подтолкнуть процессы, заставить украинское общество снова гудеть, как встревоженный улей, очень велик по обе линии украинского фронта. Они такие разные — и все-таки они вместе в своем стремлении извлечь сиюминутную политическую выгоду из управляемого, как им кажется, гражданского конфликта. Мотивы разные, но алгоритм действия похожий. Москва будет стремиться максимально раздуть пожар с целью добиться дестабилизации украинского правительства, а украинское правительство надеется, что этот пожар, прежде чем добраться до верхних этажей власти, сожжет в подвале потенциальных конкурентов.

Все это делает будущее как Украины, так и России весьма тревожным. Потенциал нового противостояния, похоже, сильно недооценен. В Киеве полагают, что страсти по Томосу быстро улягутся, а вся история будет иметь легкий освежающий политический эффект. Но, принимая во внимание, с каким воодушевлением Кремль взялся за дело, как оперативно собрался Совет безопасности (опередив даже Священный синод), все может быть и иначе. Начало конфликта на Донбассе тоже казалось шутовской затеей, пока на арену не вышли «силовые акробаты» из московского цирка. Даже самый дохлый тлеющий огонь можно превратить в пионерский костер, если щедро полить его соляркой. А похоже, к этому все и идет.

Если прогнозы в массе своей невоцерковленных аналитиков на быстрое и безболезненное исчерпание церковного конфликта не оправдаются, и Россия, и Украина очень скоро могут быть отброшены на четыре года назад, к той черте, когда обе страны балансировали в шаге от начала полномасштабной, а не локальной войны. Только сегодняшняя ситуация может оказаться гораздо серьезней, потому что за прошедшие несколько лет все санкционные тормоза были стерты, мир вообще живет в другой реальности и то, что кого-то могло остановить тогда, уже не остановит сегодня. Когда затрагиваются такие глубинные пласты сознания как религиозная идентичность — это всегда непредсказуемо и очень опасно. Особенно, если люди с зажженными свечами молятся, стоя на пороховой бочке.

Неизбежно, но не вовремя

Четыре года необъявленной войны, которую российская армия ведет на территории Украины, поддерживая на плаву выродившиеся в примитивную махновщину сепаратистские режимы, сделали отделение Украинской церкви от Московского патриархата практически неизбежным. По сути, это не столько выбор Украинской церкви, сколько выбор Московской патриархии, которая полностью солидаризовалась со светскими властями и в конфликте между русской и украинской паствами однозначно приняла одну сторону, став таким образом частью конфликта.

Вопрос об отделении был лишь вопросом времени, и тем не менее, время оказалось выбрано крайне неудачно. Искусственное стимулирование Томоса, на который руководство Украины сделало политическую ставку в преддверии грядущих президентских выборов, представляется ошибкой. Это опасная игра, за которую можно получить красную карточку истории, если ситуацию на политическом поле не удастся удержать под контролем. Возможно, кому-то и кажется, что Томос — это что-то вроде безвизового въезда в Европу, который можно подарить народу в качестве предвыборного аванса. Но в нынешней ситуации он больше похож на бесплатный пропуск на гражданскую войну. Главный вопрос сегодня не в том, быть отделению или нет, а в том, насколько оно своевременно. Это как с захоронением Ленина — тонкая материя: вроде вчера было рано, а сегодня уже поздно.

Курсив наш. Этот человек остался для меня символом комсомола. Всю мою реальную комсомольскую жизнь (лет до 23 - окончание института), он оставался главой этой организации. Но, не взирая на это, статья, на мой взгляд, требующая внимания. 

Источник: echo.msk.ru

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100