Odessa Daily Мнения
Вчера в Мариуполе был суд над Жаком
Odessa Daily
1 апреля 2015 в 14:34Над Виктором Каминским, настоящим Героем нашей освободительной войны. Над тем, кто на самом деле сам бы должен Судить - кто имеет на это право, заслужил, и заслуживает каждым своим поступком...
...Была весна 2014-го, и как Жака мы его еще не знали - он был Витя-Водолаз, веселый парень, бердянский бизнесмен, который по собственному почину пошел охранять наши украинские митинги от тех, других, которые митинговали на площади перед Бердянским горсоветом под российскими флагами. Их было совсем немного в самом начале, таких ребят - человек 20-25. Большинство из нас выступали, разворачивали украинские флаги, кричали "Героям слава", пытаясь перекричать "Слава России", несущееся из ИХ динамиков (у них динамики были, у нас - нет, вернее, динамики были сперва у нас, а потом они их "отжали"...) Витя и его товарищи ничего не кричали - они, в камуфляже и с желто-голубыми повязками на рукавах, молча стояли в оцеплении, дублируя оцепление милицейское. Мы понятия не имели, на чьей стороне окажется милиция, начнись серьезная заваруха - точней, мы опасались, что далеко не на нашей. Поэтому рассчитывали только на Витю-Водолаза и таких, как он...
В своей обычной, гражданской бердянской жизни Витя всегда очень стильно одевался. Даже пытаясь анализировать, не поймешь, за счет чего достигался эффект этой стильности - но когда он врывался в помещение (а он всегда врывается, а не входит, и зависит это не от скорости движения, а снова от чего-то неуловимого и неформулируемого) - сразу думалось: была бы я мужчиной, поучилась бы у него завязывать вот так вот шарф, чтобы один этот шарф сражал наповал...
...У Жака (когда я увидела его в следующий раз, летом, он был уже Жаком, ротным командиром батальона "Донбасс") никаких стильно повязанных шарфов не было. Я бы его, наверное, не узнала в первый раз, не предупреди он о своем приезде...
Жак приезжал прямо ОТТУДА, а вы теперь знаете, как выглядят люди, приезжающие прямо ОТТУДА. При полной амуниции, с черным, измазанным сажей лицом, не снимая каски (некогда), он заскакивал минут на пять, завозил нам пять-шесть человек своих бойцов на предмет помыться-переночевать, и ехал домой, к семье.
Мы, девчонки "Домика", бросались обшаривать холодильники, всем миром собирали на стол, слушали рассказы ребят, стелили белье на кровати (сами они, как мы потом поняли, ничего не стелили, если просто положить им комплект - падали, не раздеваясь, поверх покрывал).
На рассвете, таком раннем, что мы редко могли проснуться и проводить, отмывшийся от сажи Жак заезжал и снова забирал свою команду ТУДА - с тем, чтобы снова привезти через несколько дней, или неделю, или две.
Ребята выводили своих товарищей из Иловайского котла.
Команда Жака была командой спасателей.
Они выводили бойцов маленькими группами, тайными тропами. Вывели почти 400 (четыреста) человек.
Мы знаем о сотнях погибших под Иловайском... О расстрелянной колонне знаем, которая шла открыто, получив якобы "гарантии" безопасности...
Те, кого вывел не верящий в "гарантии" Жак, остались живы.
"Когда генералы, обвешавшись белыми ленточками, ОТТУДА драпали, Жак ехал ТУДА, им навстречу, и вытаскивал обычных бойцов, которых эти генералы там оставили". Это слова нашего Виталика Сармата, только неделю назад вернувшегося из сепарского плена, где провел полгода...
И вот теперь Жака судят.
Судят? Жака?
Честно - когда мы вчера утром дернули на этот суд в Мариуполь, я довольно смутно представляла, за что его судят. Даже предполагала, что теоретически он, может, что-нибудь и натворил, противоречащее букве закона - в конце концов, БУКВЕ закона противоречило многое, что наши ребята и на Майдане прошлой зимой делали, но дело же не в букве. По ДУХУ-то Жак по-любому был прав, что бы ни сделал, тут сомнений нет... И вообще - если каждый из нас начнет перечислять всех современных деятелей, которых следовало бы посадить, но на которых при этом никто даже и не думает заводить уголовных дел... Пальцев на руках и ногах не хватит, собьешься их считать, этих деятелей. Даже публичных. А если не публичных прибавить?
Только вот смысл того, что происходило вчера на суде, превзошел самые смелые предположения о Витиной невиновности - по духу ли, по букве, по всему...
Суть дела, в самых общих чертах: подозреваемый Виктор Каминский находился под городом Маруполем, с той восточной стороны, откуда к нам Россия прет, на таком-то блокпосту, при оружии в количестве таком-то, таком-то и таком-то (список с номерами следует).
Вы можете разобраться в сути обвинения? Хоть один вменяемый человек может понять, в чем обвиняют Жака и из-за чего он вчера чуть было не попал в камеру предварительного заключения? (Ограничились домашним арестом. Пока. До следующего раунда суда.)
Командир боевого подразделения с оружием находился в одной из самых на сегодня горячих точек на войне.
В чем состав преступления? Дух закона не нарушен - естественно, но разве здесь есть нарушения его буквы? Вы можете хотя бы приблизительно догадаться, какие вопросы может задавать судья, показывая следователю с прокурором, до чего они не удосужились докопаться?
(Да, дело лепили "на коленке" и обвинители выглядели более чем жалко: предъявили ксерокопию приказа об увольнении Каминского из батальона "Донбасс" задним числом, концом января датированного, за подписью, которая сличения с оригиналом не выдерживает даже в первом приближении, и заявили, что гражданскому лицу оружия не положено, поэтому Каминский социально опасен, и его содержание под стражей необходимо.)
Нет, какие бы ни были настроения у судей, по такому обвинению взять Жака под стражу было просто нереально. Потому - домашний арест, два месяца до следующего суда - "до выяснения обстоятельств" дела, которое в эти два месяца будет дофабриковываться гораздо тщательнее.
А вот в каких местах его можно красиво дофабриковать, судья показала своими четкими профессиональными вопросами к подозреваемому и свидетелям.
И эти вопросы сшибают с ног. Эти вопросы так четко показывают, что каждый патриот, воюющий за Украину весь этот год, постоянно рискует не только жизнью, но и свободой. Что государственная машина в любой момент может обернуть любое его действие, направленное на защиту Родины, против него самого.
Вот, например...
- Подозреваемый, расскажите об автомобиле, едучи в котором вы были задержаны. Чей это автомобиль?
- Это автомобиль нашей роты, который подарили нам волонтеры.
- Где он зарегистрирован? Где документы на этот автомобиль?
- Понимаете, волонтеры чаще всего не могут по деньгам потянуть автомобиль с регистрацией, поэтому сейчас, во время войны, большинство машин, на которых ездят бойцы...
- Во время войны? Какой войны? На Украине - (да-да, именно "НА Украине", хотя все заседание ведется, как положено, на украинском языке) - на Украине нет никакой войны! Слава Богу... Есть АТО, а это не война! И законы не отменены. В законе говорится, что каждый автомобиль должен иметь регистрацию. Подозреваемый Каминский, вы что, не уважаете законы Украины?..
Или вот.
- Подозреваемый, что вы делали в тот момент, когда вас задержали?
- Сопровождал группу журналистов ICTV, едущих в Широкино.
- Зачем вы это делали?
- По просьбе...
- По просьбе? Что за армия, в которой просьбы? В армии должен быть приказ. У вас был приказ от командования сопровождать эту группу? Нет? Почему вы дискредитируете украинскую армию, действуя без приказа?..
Или вот.
- Свидетельница, вы утверждаете, что Каминский всегда заботился о мирных людях. - Виктория с мужем приехали на суд аж из Лисичанска. Рассказывали, что Жак был первым, кого они увидели, когда наши военные освободили их город. Что он объяснял им, только вышедшим из подвала, куда нельзя ходить, чтобы не нарваться на растяжку. Что оставил свой телефон, чтобы они могли ему звонить с любыми вопросами... - Вы утверждаете, что он заботился о людях. Но он ведь ехал по Мариуполю с оружием. Когда он в мирном городе находится с оружием - разве это забота о людях? Здесь видишь человека в форме и с оружием - и не знаешь, куда прятаться...
На суде нельзя выступать с места, если тебя не вызвали свидетелем.
Господи, как хотелось сказать - ну, тогда скиньтесь и сами купите нашим ребятам автомобили с регистрацией, если волонтеры не тянут...
Как хотелось сказать, что ни один журналист, дожидаясь специального приказа высшего командования о его сопровождении, вообще не попал бы в зону боевых действий и не смог бы рассказать нам о том, что там происходит.
Хотелось спросить, куда боец должен деть свое оружие, возвращаясь из зоны боевых действий на мирную территорию. На передовой оставить, чтобы его враг забрал?
И - главное - как хотелось объяснить, что их город остается мирным - и то очень относительно мирным - именно потому, что такие, как Жак, находятся там с оружием, а не без...
Фразу "у нас нет никакой войны" я, естественно, комментировать не буду. И еще не буду комментировать вот это, сказанное всем нам с порога:
- Вы что, когда заходили, не видели, что на здании суда висит флаг Украины? Так зачем вы принесли с собой еще флаги в зал суда? Вы что, хотите таким образом оказать давление на суд?...
Нет, черного и белого здесь нет. Прокурора судья тоже троллила достаточно жестоко. А потом, уже после суда, кто-то из наших слышал от нее фразу про обвинителей: "жалобщики... в мусорные баки надо таких жалобщиков..."
Только это все лирика. А физика - в том, что будет еще один суд, основной. И двухмесячное "дорасследование" обстоятельств.
И еще физика в том, что после суда в зал зашел человек с шевроном СБУ. И жестоко вычертовал прокурора со следователем за то, что они мямлили и провалили дело.
А по дороге выяснилось, что прямо сразу после суда по блокпостам разослали ориентировку на Жака - чтобы задержать, видимо, за нарушение режима "домашнего ареста" (на суд он телепортироваться должен был, или как?)
Но до дому ему добраться, к счастью, удалось, и теперь он "не нарушает"...
И вот еще в чем физика, и, вероятнее всего, основная. После раскола батальона "Донбасс" и разводом с Семенченко Жак с благославления Авакова создает роту "Шторм" - отдельное подразделение на базе "Донбасса" - базирующееся у нас, в Бердянске.
И кому-то это очень сильно не нравится.
Честно - мы не знаем, кому. Предположений масса, но это лишь предположения. Но вот то, что инструментов для проявления своего недовольства у этого "кого-то" выше крыши, показало то, что происходило вчера.
На суде были бердянцы, мариупольцы, друзья Жака из батальонов "Донбасс" и "Днепр-1", и еще та пара из Лисичанска, о которой я уже рассказывала...
Человек тридцать было.
Я надеюсь, что через два месяца будет больше.
Друзья... Я пока не знаю точного числа, но запланируйте себе поездку к Жаку на суд хотя бы приблизительно. С ИХ стороны это показательный процесс над бойцом, - пусть он будет показательным и с нашей стороны тоже. Показательным - от слова "показать". Показать, сколько людей готовы протестовать против того, чтобы закрывали таких, как Жак. При том, что на свободе ходит столько мрази, достойной того, чтобы ее закрыли...
Анна Величко
Источник: www.facebook.com
Odessa Daily