Odessa Daily Афиша Одессы
Украинское кино: сломанный мост через пропасть
Ирина Лобусова
4 августа 2014 в 15:33После окончания кинофестиваля прошло достаточно много дней. Так много, что впечатления от некоторых фильмов успели стереться из памяти. Но есть одна тема, заслуживающая особого, отдельного разговора- это украинское кино.
И тяжелейшая ситуация, в которой оказалось не только украинское кино, но и вся культура Украины в целом.
Уже после кинофестиваля мне довелось побеседовать с одним украинским продюсером. Главной темой нашего разговора, конечно же, было закрытие его проекта, всех его проектов, проектов всех его коллег, а так же всевозможных кинопроектов в Киеве сейчас в частности. В перерывах между собственными делами затронули тему, уже звучащую в СМИ несколько месяцев: о запрете российских фильмов на некоторых телеканалах. И он сказал: « если телеканалы откажутся от российских сериалов, значит, все время придется показывать пустой экран. Ну просто пустой экран- белый или черный, цветовая заставка меняется по выбору. Кто даст рекламу в такой «черный квадрат»? Ты будешь 1, 5 часа смотреть в пустой черный экран? Кто вообще станет смотреть в пустой экран? Запретить такие фильмы- просто убить всю индустрию».
Смысл в том, что украинского кино НЕТ. Украинских сериалов НЕТ, а те, что есть, либо настолько затратные, что компании не выгодно заниматься их производством и прокатом, либо настолько низкого уровня, что их никто не желает покупать. А если все- таки ставят в эфир, то они не отбивают свои затраты- ни рекламным временем, ни рейтингами, ни покупкой данного продукта другими компаниями из других стран.
Раскрою «секрет», о котором люди, занятые в кинопроизводстве, знают и так. Как правило, все удачные украинские работы- это ко-продукция. Чаще всего с Россией, но есть и с другими странами. Всегда- совместная продукция. Так было еще тогда, когда отношения с Россией были прекрасными- до войны. Что уж говорить теперь… Теперь- тема другого разговора.
На кинофестивале было много украинских фильмов. Фильм же Олеся Санина «Поводырь» стал настоящим открытием! Оказалось, что на Украине могут снимать и хорошее, и коммерческое кино, да еще такого высокого уровня! Да еще за гроши ( бюджет- 2 млн долларов), которых в современном кинопроизводстве мира просто не существует! Там гроши- 3- 4 млн евро. Поэтому иностранцы на фестивале реально не понимали, как за 2 млн долларов можно снять такой фильм. И им можно было поверить.
Казалось бы, повод для радости- украинское кино показало себя, поднялось на большую высоту. Денег бы побольше, да льгот, до госфинансирования- как в России, да тупых чиновников вообще убрать ( чтоб в съемочный процесс никто кроме продюсерской группы не вмешивался)- как в Голливуде, да аппаратуры, да специалистов- и украинское кино стало бы на один уровень с европейским. Например, немецким, французским. А может- и выше, кто знает. Но уж сто процентов выше, чем дурацкие российские «Сталинград», «Елки», и прочая нечисть! Потенциал ведь огромен, он всегда был, он есть. Недаром фильм, снятый на одесской киностудии в 1929 году, вошел в список лучших фильмов мира!
Так могло бы быть. Но так не будет. Поэтому кинофестивальный брифинг по окончании церемонии награждения украинской премии растянулся до глубокой ночи. И он был страшно печальный. Он был гораздо печальней, чем сводки с боев. Потому, что все прекрасно поняли: Украина хоронит то, на чем поднялись США, на чем сейчас поднимается Россия- кино. Только КИНО. И ничего больше! Украина хоронит, уничтожает свое кино, а заодно с ним- свою культуру и возможность подняться на другой экономический уровень, потому, что ни одна отрасль бизнеса не способна быть настолько процветающей, как киноиндустрия. Это правда. Вторая бизнес- отрасль США- это киноиндустрия. Благодаря Голливуду Америка стала богатейшей, процветающей страной. Такой, какой мы знаем ее сейчас.
Сейчас эту истину поняла и Россия, научившись штамповать фильмы достаточно профессионально и быстро- за 10 дней. На съемки же «Поводыря», на запуск этого проекта режиссер потратил 16 лет. И все из- за проклятых денег и тупости чиновников, безграмотных настолько, что они не понимают самых элементарных вещей- о том, что при правильном подходе кино может быть золотой жилой. Оно развивает не только культуру, но и экономику, повышает не только уровень культуры, но и уровень жизни.
На 5 кинофестивале было украинское кино. На 6- возможно, уже не будет. Ситуация с украинским кино даже не печальная. Она убийственная. Она катастрофическая- в полном смысле этого слова. И что будет дальше- известно только одному Богу.
С марта месяца нет главы Госкино. С марта месяца эта должность вакантна потому, что никто не хочет на нее идти. Более того: на сегодняшний день ни у одного кинопроекта нет никакого госфинансирования. Все финансирование снято. Висят все проекты. Режиссеры, начавшие съемки, не могут их закончить, так как инвесторы забирают деньги. Со стороны Госкино некому подписывать контракты. Никто из продюсеров не в состоянии утвердить финансирование. Частные инвесторы не желают вкладывать деньги в украинское кино. Они прекрасно понимают, что в сегодняшних условиях они не только не получат прибыль, она даже не вернут свои деньги.
Сделать еще один «Поводырь» в Украине практически невозможно. Рынка в Украине нет, не будет, он не работает, и работать не будет. Это делает абсолютно невозможным развитие в Украине индустриального кино. Украинское кино может просуществовать только малобюджетным. Индустриальное кино с большими вложениями на украинском рынке не отобьется никогда. Так как на Украине нет никакого рынка.
Результат: мы будем терять культурный потенциал. В результате наш культурный слой задавят чужие культуры. Если раньше существовала возможность создавать проекты совместно с Россией, то теперь этой возможности нет. Государство, не желающее тратить деньги на науку и культуру, будет тратить деньги на войну. Один из украинских продюсеров сказал очень важную вещь: «стоимость «Поводыря»- это половина стоимости БТР. А если бы как можно больше людей посмотрели этот фильм, кто знает, может, войны бы и не было». С моей точки зрения, золотые слова! Кто не хочет тратить деньги на хорошее кино и развивать свою страну, тот будет вынужден тратить деньги на БМП и БТР-ы.
Катастрофа с украинским кино имеет еще одну сторону проблемы. Это потеря специалистов. Половина кинопрофессионалов будет вынуждена уезжать в другие страны. В Украину они уже не вернутся. Вторая половина будет вынуждена ради выживания вливаться в другие виды бизнеса и в другие профессии. В кино они уже не вернутся. Результат: еще парочка лет- и кино в Украине снимать будет некому. Новое поколение просто не будет знать, как это делать.
Разрыв связей в киноиндустрии- это потеря профессионализма. А в мире есть очень ограниченное количество мест, в которых может устроиться на работу специалист в области киноиндустрии. Россия с удовольствием брала на работу украинских киношников. Никому не секрет, что большинство украинских специалистов, связанных с кино, работали в российской киноиндустрии. Это был бесценный опыт, значительное развитие профессионализма и хорошие деньги. Всем понятно, как развилось в последнее время российское кино. Есть чему поучиться.
Теперь Россия очень настороженно и избранно берет на работу в кино. А многие украинцы не хотят ехать в Россию. Сейчас- это проблема. Что будет дальше? Для России- ничего. А для украинских специалистов- проблемы. Разрыв культурных связей станет катастрофой для отрасли. И уничтожит этот разрыв как раз культуру. Без кино не будет культуры. Без культуры не будет цивилизованной страны. Без культуры не будет финансового процветания. А значит- все рухнет в пугающую черную пропасть.
К сожалению, есть реальный факт: люди сидят без работы, так как в Украине «кина нет». Это профессионалы, которые любят свою профессию. А значит, возможно только одно из двух: либо они покинут Украину, либо они покинут кино. И в том, и в другом случае снимать кино на Украине будет некому. Третьего не существует. К сожалению, это горькая правда жизни.
И если ситуация в украинском кино не изменится в ближайшее время, последствия такой ситуации станут катастрофическими. Мы не понимаем это сейчас. Но будет очень страшно и поздно, когда поймем потом.
Кино- это надежный мост, который способен перевести человечество через пропасть. Украинский мост сломан. Но, может быть, его удастся починить? И чем скорее- тем лучше.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова