Odessa Daily Мнения
Трагедия 2 мая, как зеркало разрушенной системы кадров
Odessa Daily
11 июня 2015 в 14:16Дискуссии на любую одесскую тему обязательно упоминают трагедию 2 мая. Это не удивительно – мало того, что рана, нанесенная Одессе прошлой весной, глубока и беспрецедентна, к ее квалифицированному лечению до сих пор не приступили.
Результаты расследования и отсутствие до сегодняшнего дня хотя бы одного судебного приговора ни в коей мере не могут удовлетворить одесскую громаду. Однако боль от этой раны имеет и положительную сторону. Именно 2 мая вскрыло гнойники нашей государственной системы на всю глубину. Общество воочию убедилось, что некомпетентность и полнейшая разруха царят не только в силовых ведомствах, но и во всей государственной структуре вплоть до абсурдной законодательной базы. Так, например, законом Украины «О судебной экспертизе» все судебно-медицинские бюро, имеющие статус коммунальных, а не государственных предприятий, попросту выведены из правового поля. А их, ни много ни мало – 26 областных учреждений!
Рассчитывать на то, что в ближайшее время законодатель наведет порядок в легитимности судебных экспертиз, а исполнительная власть возьмется за вопрос развития объективности и достоверности заключений экспертов, не стоит. Слишком много «горящих» вопросов сейчас стоит перед властью: люстрация, война, налоговые реформы, реформы милиции. Скорее всего, вопрос о судебных экспертизах будет отдан на откуп тем же лицам, которые успешно проваливали его на протяжении многих десятков лет и в независимой Украине, и в не к ночи помянутом СССР. Волшебное слово «профессионалы», которое так любят употреблять ленивые, безразличные, а порой и просто необразованные люди, законсервирует ситуацию, когда критерием качества результата является стаж работы или наличие бесполезных научных трудов.
Совершенной дикостью является ситуация, когда свежеиспеченного выпускника отправляют в институт усовершенствования врачей на три месяца – на так называемую «специализацию», где ему преподают люди, либо давно оторванные от судебно-медицинской практики, либо вообще не имевшие к ней отношения. Спустя три месяца его поздравляют званием эксперта, и он начинает самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность, как того требует УПК. Конечно, существует «наставничество» – к начинающему эксперту приставляют более опытного коллегу, который его курирует, читает заключения, иногда проверяет и много ругает. Эта игра очень скоро надоедает обеим сторонам, и неофит пускается в свободное плавание. Поначалу ему дают так называемые «простые случаи», вернее сказать, – то, что не хочет брать его более квалифицированный наставник. В молодого коллегу вбиваются старые стереотипы, шаблоны, по которым он изо дня в день кроит и шьет свои заключения. И так до тех пор, пока стаж его работы не позволит ему самому считаться «профессионалом». В общем, с таким стандартным совковым подходом сталкивались в начале своей карьеры все. Так ковались кадры работниками серпа и молота, так они куются и сейчас. И поменять что-то в этой кузнице невозможно. Нужно закрывать саму кузницу и отправлять кузнецов на пенсию.
Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации является создание независимых экспертных учреждений на коммерческой или меценатской основе, которые могли бы стать альтернативой существующим структурам. Таких учреждений, занимающихся одним и тем же кругом вопросов, может быть и несколько в одном городе – здоровая конкуренция настоящим специалистам не повредит. Правоохранители и суды будут иметь возможность выбора учреждения и эксперта по профессиональным качествам. Специалист же, соответственно, будет иметь серьезный стимул улучшать свои знания реально, а не отбытием разного рода курсов повышения квалификации и написанием ничтожных с точки зрения информативности отчетов.
Никакая реформа органов правосудия не будет иметь успеха, если свои выводы служители Фемиды будут основывать на ложных или неполных доказательствах. Это такой же вопрос общественной безопасности, как и охрана порядка или неукоснительное соблюдение права гражданина на защиту.
В ближайших выпусках мы планируем опубликовать цикл материалов, касающихся как судебно-медицинской науки, так и раскрывающие работу КП «Одесское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».
Владимир Саркисян
Odessa Daily