Odessa Daily Новости
Скончался Михаил Кордонский
Odessa Daily
12 июля 2014 в 19:12В воскресенье [13.07.2014] в 14-00 Валиховский переулок [судмедэкспертиза] гражданская панихида. Просьба не нести венков и цветов; захоронение будет на 2-м еврейском кладбище (на Химической).
Миша был гениальным педагогом и воспитателем, особенно много сделал он для тех, кого принято называть "тяжелыми детьми". Но и обычные, хорошо адаптированные дети многому у него научились.До самого закрытия детского культурного центра на Сабанеевом мосту он вел там кружок "Версия", обучая детей верстке и иным компьютерным премудростям. Мои первые книжки были сверстаны именно им и его юными учениками. Его принципом было - настоящая социальная помощь - не подачки, а обучение. Поставить человека на ноги, сделать его независимым от традиционной благотворительности. В последний раз он говорил мне об этом за месяц до смерти.
При советской власти Миша был диссидентом, правда, специализировавшимся не на обычном самиздате (которым он тоже занимался, как же без этого?), а на фонотеке авторской песни - его коллекции позавидовал бы каждый. Когда КГБ потребовало от него "сдать материалы" он добровольно и послушно отдал свою фонотеку... скопировав ее предварительно.
Кроме того, уже тогда Миша был по уши в неформальной педагогике. У него была какая-то детская группа в Крыму и он на годы пропадал из Одессы.
Миша не был писателем. Но в соавторстве с он опубликовал две книги по неформальным группам и по "технологии группы". И это прекрасные исследования. Он же составил лучший, на мой взгляд, интернет-словарь подросткового сленга. И начал работу над новым словарем - но завершить ее уже не смог.
Миша был неформальным издателем. Как-то он подарил мне сделанную им распечатку моих ранних стихов. которую он поместил ... в папку посвященную шестидесятилетию Октября. Открывалась подборка стихотворением:
"Шестьдесят героических лет.
Деревца за чугунной оградой.
Чуть направо - Университет
обесточенной черной громадой..."
Большинство моих ранних одесских книжек прошло через его руки. Он верстал книги своих друзей - всегда бескорыстно. Он много работал с Александром Бирштейном, вместе они подготовили и издали репринт путеводителя по Одессе за 1898 год. Эту книгу Миша подарил мне в нашу последнюю, как оказалось, встречу.
Наши политические убеждения в последние годы были противоположны. Миша был влюблен в Россию и принимал ее целиком такой, как она есть. Он тяжело переживал то, что Украина отдаляется от России, ему не нравился пересмотр истории Великой отечественной войны. У него дома висела георгиевская ленточка.
Но это никак не мешало нам чувствовать взаимную близость.
Я уже писал, что Миша был стоиком. Он подготовился к концу, написал завещание, передал друзьям все материалы, которые хотел передать.
Личная жизнь у него не складывалась. Не бывает у таких людей сложившейся личной жизни.
Я знаю. что очень многие сейчас оплакивают его - в самом буквальном смысле слова, как плачу сейчас я.
Я знаю, что очень многие никогда его не забудут.
Борис Херсонский
Источник: www.facebook.com
Odessa Daily
сетлая память