Odessa Daily Бизнес
Рынки сельскохозяйственной продукции должны «позеленеть»
Odessa Daily
16 августа 2013 в 14:29В Украине длится работа по подготовке Национального проекта «Зеленые рынки». Им предусматривается ввод принципиально новой системы реализации сельскохозяйственной продукции, которая максимально учтет интересы ее производителей и потребителей. О подготовке нацпроекту, особенностях и весе «зеленых» рынков рассказывает руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры« Проекта USAID « АгроІнвест» Николай ГРИЦЕНКО.

- Что собой являет система «зеленых» рынков и какая в ней потребность?
- «Зеленые" рынки - это условное название. Она происходит от названия Национального проекта. А в целом система "зеленых" рынков на правительственном уровне определенная как система продовольственных рынков Украины.
Разработка и реализация Национального проекта «Зеленые рынки» предусматривает комплексный подход до формирования сети сбыта сельскохозяйственной продукции, начиная от формирования центров заготовки, первичной переработки, хранения. Следующий этап - формирование местных, фермерских, региональных рынков и оптовых рынков, которые сегодня активно строятся в Украине.
Новая система направлена на формирование современных каналов качественного и эффективного сбыта свежей сельскохозяйственной продукции, в первую очередь той, которая производится фермерскими и личными крестьянскими хозяйствами. Более всего идет речь о плодоовощной и ягодной продукции. Также не исключается свежая мясо-молочная продукция. Так же, как и в странах Европы, в эту систему не входят рынки технических культур и зерна.
- На каком этапе готовности находится система «зеленых» рынков и когда она заработает?
- Проект «АгроІнвест» оказывает техническую помощь правительственным структурам, в частности, Министерству аграрной политики и продовольствия, Государственному агентству из инвестиций и управления национальными проектами из разработки стартового этапа Национального проекта «Зеленые рынки». Сегодня разрабатывается предыдущее технико-экономическое обоснование нацпроекту. В июле был завершен первый этап этой работы, а недавно - 9 августа - второй.
Предусматривается, что в августе-сентябре будет полностью завершено обоснование этого проекта и мы выйдем на правительственное решение относительно утверждения его общей концепции.
- Кто на государственном уровне продвигает идею «зеленых» рынков?
- активнее всего продвигают этот проект Государственное агентство из инвестиций и управления национальными проектами и, безусловно, Министерство аграрной политики и продовольствия. Для более четкой координации работы создана межведомственная рабочая группа. В ее состав вошли представители не только упомянутых структур, но и Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Проекта «АгроІнвест».
Разработку предыдущего технико-экономического обоснования Национального проекта «Зеленые рынки»и его утверждения включены к Национальному плану действий на 2013 год относительно внедрения президентской программы экономических реформ на 2010-2014 года. Поэтому работа, которую мы сейчас совместно выполняем, принадлежит к числу весьма весомых, к таким, которые имеют общенациональное значение.
- Какая роль в подготовке Национального проекта «Зеленые рынки» отводится «АгроІнвесту»?
- Одним из направлений работы «АгроІнвесту" как проекту международной технической помощи есть поддержка развития рыночной инфраструктуры в Украине. У нас есть соответствующие эксперты в этой сфере. И именно поэтому Министерство аграрной политики и продовольствия, Государственное агентство из инвестиций и управления национальными проектами обратились к нашему Проекту с просьбой оказать техническую и финансовую поддержку в
обосновании и разработке предыдущего технико-экономического обоснования Национального проекта «Зеленые рынки».
- Как регионы отреагировали на идею относительно подготовки и дальнейшей реализации Национального проекта "Зеленые рынки»?
- На первом этапе было проведено исследование готовности регионов относительно их участия в этом проекте. Подавляющее большинство из них проявило заинтересованность к нему. Более того - регионы подали свои конкретные предложения. Они касаются локальных инвестиционных проектов как составляющей Национального проекта «Зеленые рынки». Мы
предусматриваем, что преимущественно эти предложения будут учтены.
Вместе с тем, несколько областей не заинтересовались этим проектом. В частности, Житомирская область сообщила, что она не нуждается в развитии инфраструктуры или элементов Национального проекта «Зеленые рынки». Хотя, по нашему мнению, здесь или не поняли идеи «зеленых» рынков, или не захотели тратить время на подготовку своих предложений.
Национальный проект «Зеленые рынки» - это не только рынки сельскохозяйственной продукции, но и объекты аграрной логистики - овощехранилища, картоплесховища, мощности для первичной переработки, для хранения. Поэтому я не могу поверить, что Житомирская область имеет все это в достаточном количестве. Надеюсь, что на следующем этапе она будет действовать более прагматично.
- В чьих интересах более всего будут работать «зеленые» рынки - мелких и средних сельхозпроизводителей или агрохолдингов?
- Национальный проект «Зеленые рынки» направленный на улучшение системы сбыта сельскохозяйственной продукции и, по моему мнению, этот проект в первую очередь будет направлен на привлечение мелких и средних сельскохозяйственных производителей к прозрачным каналам сбыта выработанной ими продукции и постепенное уменьшение неофициальных каналов - так называемых "продажа из поля". Это должно быть основой проекта, ведь львиная доля свежей продукции - плодоовощной, ягодной и мясо-молочной - производится именно этой категорией производителей и преимущественно она сбывается за
наличные, на стихийных рынках, без надлежащего контроля ее качества и беспечности.
Большие производители мало занимаются производством плодоовощной или свежей продукции. Они предоставляют преимущество техническим и зерновым культурам, а там другой рынок и он уже сформирован. К тому же большие производители плодоовощной продукции сегодня имеют прямые каналы ее сбыта.
- Способны "зеленые" рынки усилить экспортные возможности отечественного АПК и укрепить его позиции на внутреннем рынке?
- Это одно из важных направлений деятельности Национального проекта "Зеленые рынки". Мы надеемся, что при его успешной реализации наши мелкие производители смогут выйти на экспорт продукции. Сегодня они не способны этого сделать. Потому что нет платформ для формирования товарных партий экспортной продукции. Это касается и плодоовощной продукции, в том числе, и картофелю, который мы выращиваем с излишком. А когда появятся такие площадки или платформы в рамках Национального проекта "Зеленые рынки", то сможем усилить наш экспортный потенциал.
Цель Национального проекта также заключается в том, чтобы обеспечить внутренний рынок безопасной сельскохозяйственной продукцией, уменьшить теневые каналы ее сбыта.
-Будет иметь новая система реализации сельскохозяйственной продукции достаточное законодательное обеспечение?
- Да, будут иметь. Сейчас решается вопрос подготовки проекта закона "О рынках сельскохозяйственной продукции". Это может быть улучшение действующего закона "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции" или разработка нового закона.
Наше виденье - закон "О рынках сельскохозяйственной продукции" должен охватить все сегменты рынков - опту, фермерские, местные рынки, логистические объекты. Это должно быть комплексный закон, который будет регулировать формирование рыночной инфраструктуры, и
каждый сегмент рынков будет иметь в нем свое место.
Максим НАЗАРЕНКО
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
Odessa Daily