Odessa Daily Афиша Одессы
Рерих и Украина – прекрасное сочетание
Odessa Daily
3 марта 2015 в 14:111 марта в Доме-Музее имени Николая Константиновича Рериха прошел круглый стол на тему: Рерих и Украина.
Возросшая актуальность темы творческих связей Николая Константиновича Рериха с Украиной сейчас, по-видимому, усилена поисками путей возрождения национальной культуры. Философские взгляды Н.К. Рериха, неутомимого борца за сохранение культурных ценностей, близки украинскому народу, веками стремящемуся сберечь свое национальное духовное достояние.
Николай Рерих родился и вырос в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С раннего детства потянувшись к истории, Николай любил читать о далекой старине Киевской Руси: образы князя Святослава и княгини Ольги, Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба волновали сердце мальчика. Очарованный красотою «Слова о полку Игореве».
Художественный талант Николая первым заметил и оценил Михаил Осипович Микешин, близкий друг его отца., мастер украинской национальной школы, был выдающимся скульптором, графиком и художником. Автор проектов памятников Б. Хмельницкому в Киеве, прекрасным иллюстратором произведений Т.Г. Шевченко и Н.В. Гоголя.
С.П. Яремич писал: «Через Микешина Рерих сроднился с артистическим миром, сроднился с его атмосферой и, что еще важнее, через Микешина он постиг и страстно полюбил украинского поэта Т.Г. Шевченко, одного из величайших певцов степи и простора, какой когда-либо существовал на свете»
Весной 1858 г., в доме ректора Академии художеств, скульптора и живописца Федора Петровича Толстого молодой Микешин познакомился с Тарасом Григорьевичем Шевченко. Ставший другом и почитателем Великого Кобзаря, Михаил Осипович до конца жизни оставался хранителем его мастерской в Академии художеств. Кроме того, Микешин был одним из основателей общества им. Т.Г. Шевченко в Петербурге, где собирался, как писал Н.К. Рерих, «целый круг украинцев и почитателей Украины и ее славного певца. На таких собраниях председательствовал Константин Федорович Рерих. Четыре года понадобилось энтузиастам, чтобы в 1898 году Общество им. Т.Г. Шевченко было официально учреждено. У его истоков, кроме К.Ф. Рериха и М.О. Микешина, стояли писатель Д. Мордовцев и один из основателей Петербургской консерватории А. Маркевич. Членами Общества в разное время были Д.И. Менделеев, В.Г. Короленко, И.Е. Репин и другие представители интеллигенции. Как записано в «Уставе Общества почитателей Т.Г. Шевченко», оно имело целью «для увековечивания памяти о великом художнике и поэте Тарасе Григорьевиче Шевченко, изыскивать средства к устройству музея и школ, а также оказывать вспомоществования как нуждающимся родным покойного поэта, так и нуждающимся уроженцам Малороссии, посвящающим себя на поприще искусства и науки»
В 1895 году умер М.О. Микешин, оставив молодому Рериху такой завет: «Поедешь в Канев на могилу Тараса Григорьевича – поклонись ему низко от меня и скажи, что любил и уважал я его, как родного отца» Через год Николай Рерих, путешествуя по Днепру выполнил завет учителя.
Впоследствии Н.К. Рерих имел причастность ко второму изданию «Кобзаря» в 1908 году в Петербурге. По словам Юрия Рериха, старшего сына Николая Константиновича, «Кобзарь» был одной из любимых книг его отца и часто читался в семейном кругу
... Тема Киевской Руси с юности и на всю жизнь увлекла Николая Рериха. В 1895 году, во время своего путешествия по Днепру, он побывал в Киеве, посетил Киево-Печерскую лавру и полюбил Киев на всю жизнь. «Я люблю этот город, – напишет он несколько лет спустя в письме к историку и писателю А.В. Половцову, – в нем меньше каменных коробок, меньше вялости, больше простора и шири сравнительно с нашим милым Петербургом» А вот как вспоминает Николай Рерих о своем пребывании в Киеве в статье «Украйна»: «Был яркий праздничный день, я пошел на базар. Тогда базар был истинно гоголевским сходбищем. Прекрасные плахты, мониста, шитые сорочки, ленты, ну и шаровары, "як сыне море”. Накупил плахт, всякой всячины, наслушался звонкой певучей речи и навсегда сохранил память о бандуристах» В другой статье «Матери городов» Рерих уже как исследователь отмечает: «Поразительные тона эмалей; тонкость и изящество миниатюр; простор и спокойствие храмов; чудеса металлических изделий; обилие тканей; лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту; иначе все оставленное ими не было бы так прекрасно»
На протяжении жизни Н.К. Рерих будет вновь и вновь обращаться к истории Киевской Руси, тщательно изучая и анализируя ее различные вехи. На его полотнах предстанет во всей глубине целая галерея древнерусских образов: «Плач Ярославны» (акад. эск., 1893), «Святополк окаянный» (1893), «Поход» (1899), «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (1900), «Город строят» (1902), «Славянская деревня» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Борис и Глеб (Видение в ладье)» (1904), «Славяне на Днепре» (1905), «Борис и Глеб» «Собирают дань» (эскиз, 1908), «Князь Игорь (Затмение)» (эскиз фриза для дома Бажанова, 1909), «Баян» (1910), «Св. Ольга» (эскиз росписи, 1915), «Волокут волоком» (1915), «Святой Глеб» (1920), «Радовашеся Ярослав Граду Киеву» (1938), «Поход Игоря» (1941), «Ярослав Мудрый» (1941), «Святые Борис и Глеб» (1942)
Изображая древнюю историю Украины на полотнах, Николай Рерих, как мыслитель обращается к ней в своих статьях и очерках. Размышляя о культурных связях славянских народов, он мечтает о том, что раскопки в районе Днепра помогут многое открыть из истории не только Украины, но и человечества. «Не может ли возникнуть вопрос, – писал он, – каким образом Киев в самом начале истории уже оказывается таким исключительным центром культуры и искусства? Ведь Киев создавался будто бы так незадолго до Владимира? Но знаем ли мы хоть что-нибудь о создании Киева? Киев уже прельщал Олега – мужа бывалого и много знавшего. Киев еще раньше облюбовали Аскольд и Дир. И тогда уже Киев привлекал скандинавов.... «Останавливаемся на исследовании Киева только потому, что в нем почти единственный путь углубить прошлое страны»
Внимание Рериха-ученого привлекают памятники древнерусской старины, среди которых он особенно обращает свой взор к Софийскому собору и Десятинной церкви. В его статье «Десятинная церковь в Киеве» – восхищенный взгляд исследователя и тонкого ценителя искусства, устремленный в глубину веков: «В мечтах можем мы ярко представить себе величие и благородство этого памятника, украшенного лучшими предметами греческой работы»
Одной из интереснейших страниц разнопланового творчества Н.К. Рериха, связанного с Украиной, является его работа над мозаиками православных храмов. Николай Рерих был автором мозаичного убранства Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пархомовка Киевской области, а также Троицкого собора Почаевской Лавры на Тернопольщине.
Кроме монументального рериховского наследия, Украина хранит художественные произведения Николая Рериха. Музеи и частные коллекции страны насчитывают более 50 работ в Горловке (Донецкая обл.), Киеве, Одессе, Львове, Николаеве, Днепропетровске, Александрове.
Незабываемые встречи с Украиной и ее самобытной культурой были вдохновением многих творческих мыслей Николая Рериха, запечатленных в его картинах, эссе, статьях. Очерк «Украйна», написанный в июне 1947 года, явился одним из последних в литературном творчестве Мастера. Глядя на великие гималайские вершины, за которыми далеко на севере находилась его Родина, он думал и о древней украинской земле, посылая ей лучшие мысли и сердечные зовы.
«Вот и теперь в Гималаях, когда радио дает "Запорожца за Дунаем”, яркой, красивой чередой проходят картины Украины. Встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба, сердечное дружество сплетается с созвучиями Украйны. Украйне – любовь и привет»
Глазова Анна
Odessa Daily
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален