Odessa DailyМнения

Рейс МН17

Odessa Daily

15 июля 2015 в 16:58
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Почти год журналисты и эксперты, привлеченные «Новой газетой», исследовали обстоятельства гибели «Боинга-777», взорвавшегося в небе над Донбассом. На большинство вопросов мы нашли ответы.

Рейс МН17

Почти год журналисты и эксперты, привлеченные «Новой газетой», исследовали обстоятельства гибели Боинга 777, взорвавшегося в небе над Донбассом.

На большинство вопросов мы нашли ответы.

Здесь собраны все материалы газеты о гибели МН-17.

Вы увидите, как наши журналисты продвигались от полного незнания к определенной ясности.

Кроме собственных материалов, которые мы решили не подвергать позднему редактированию, в нашем исследовании приводятся мнения экспертов, часто противоположные друг другу – мы сохранили все точки зрения, оставив за собой право на выводы.

Мы знаем, что наша работа будет критиковаться, уточняться, дополняться, со временем она дополнится персональными данными. Мы не считаем ее окончательно завершенной, но мы сумели понять:

1. Откуда стреляли в МН-17,

2. Из чего стреляли в МН-17,

3. Почему МН-17 оказался в зоне поражения.

Достоверность ответов мы гарантируем наличием двух, а чаще трех источников информации.

МН17

Это исследование — не истина в последней редакции и не обвинительное заключение. В этом спецвыпуске мы публикуем итог работы корреспондентов и экспертов «Новой газеты», которые в течение года пытались разобраться в причинах и обстоятельствах катастрофы малайзийского «Боинга», летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. Это — наша версия, основанная исключительно на том, что удалось установить нашим журналистам лично, и на тех документах, которые оказались в распоряжении «Новой газеты». Часть материалов уже была опубликована нами, другая — публикуется впервые, но мы решили представить их читателям во всей совокупности, чтобы была понятно логика наших выводов.

Не на все вопросы удалось ответить, поскольку газета не обладает инструментарием правоохранительных органов и спецслужб, но теперь мы в состоянии сформулировать их максимально четко.

Мы убеждены, что трагедия МН17 должна быть расследована в полном объеме, а виновные — понести наказание, и идея международного трибунала под эгидой ООН, с которой выступили Малайзия и Нидерланды, кажется нам наиболее функциональной. Ведь требуется установить не только технические причины крушения авиалайнера, чем сейчас занимается международная группа экспертов по авиационной безопасности (ее доклад планируется на октябрь этого года), но и назвать поименно людей, чьи действия или бездействие привели к катастрофе, а также — дать юридическую оценку обстоятельствам, которые привели к гибели 298 человек.

 

17 ИЮЛЯ 2014 ГОДА

Авиалайнер Boeing компании Malaysia Airlines разбился в 17.20 по московскому времени 17 июля 2014 года в районе населенного пункта Грабово Донецкой области, в 50 километрах от российской границы. Этот район находился под контролем сепаратистов из «Донецкой народной республики». Самолет развалился в воздухе на высоте чуть более 10 000 метров, радиус разлета обломков составил по меньшей мере 15 километров. Погибли все 283 пассажира лайнера и 15 членов экипажа.

Согласно опубликованным переговорам украинских и российских диспетчеров, экипаж разбившегося лайнера не подавал сигналов тревоги, не сообщал ни о каких проблемах и не опускался ниже предельно допустимой высоты (на тот момент воздушное пространство над Украиной было закрыто ниже отметки 9800 метров).

Из переговоров диспетчеров и пилотов МН17:

13.15 (17.15 по Москве)

«МН17 к Днепропетровск: Днепр Радар, малайзийские один семь, уровень полета 330 (воздушный эшелон 330 соответствует высоте 10 500 метров — прим. ред.).

Днепропетровск к МН17: малайзийские один семь. Днепр Радар, добрый день, радарный контакт».

13.19.21 (17.19 по Москве)

«Ростов к Днепропетровск: итак, Днепр, Ростов один. Можете дать курс для малайзийских в Ростов <…>

Днепропетровск к Ростов: Для малайзийских, которые семнадцать?

Ростов к Днепропетровск: Да <…>

13.19.49

Днепропетровск к МН17: малайзийский один семь, в связи с трафиком следуйте в точку <…> RND

13.19.56

Днепропетровск к МН17: RND, малайзийские один семь

13.21.10

Днепропетровск к МН17: малайзийские один семь, вы меня слышите? Малайзийские один семь, Днепропетровская вышка.

13.22.05

Ростов: Слушаю вас, это Ростов.

Днепропетровск: Ростов, вы наблюдаете малайзийский <…>

Ростов: Нет, похоже, что объект начал распадаться».

 

ИЗ РЕПОРТАЖА ЗИНАИДЫ БУРСКОЙ, 23 ИЮЛЯ 2014 ГОДА:

«Шахтерской поселок Рассыпное. Улица на окраине. <…> Во дворе небольшого частного дома, под виноградной лозой и зелеными кистями еще не созревших ягод работает очередная съемочная группа. 17 июля, проломив крышу, на летнюю кухню этого дома упало тело женщины — пассажира «Боинга-777». «Я вижу осколки мирной человеческой жизни, жизни людей, не имевших никакого отношения к российско-украинскому безумию. И чувствую запах — навязчивый, приторный, обволакивающий. Заблудившийся в ярких, как с картинки, подсолнух, запах насильственной человеческой смерти.

Кабина, передняя стойка и какие-то части переднего салона упали в подсолнечное поле на окраине Рассыпного. Среди перекореженного железа, пучков проводов, проволоки — куски приборной панели, микросхемы, кресла пилотов, аэронавигационные сборники, спасательные жилеты, широкие кресла бизнес-класса, синие почтовые мешки, письма, упаковки журналов, виниловые пластинки, сумки, чемоданы, одежда, обувь, предметы личной гигиены».

«В нескольких километрах от кабины, на дорогу из Рассыпного в деревню Грабово, упал хвост и часть салона». «Еще один крупный фрагмент фюзеляжа рухнул в пятидесяти метрах от жилых домов на окраине Грабово <…>.

— Нам говорили, что нет войны… А это что? Мирный самолет летел… Людей столько погибло, детей, младенцев сколько… Люди находили, думали, что это куклы, а это грудные дети!»

«Высокий дээнэровец с автоматом убеждает иностранных фотографов в том, что самолет могли сбить только «укры», потому что у «ополченцев такого оружия нет». Вмешиваюсь в разговор: «Но у вас же есть «Буки» — «Ну да. Они на такую высоту не добивают. Пассажирские самолеты на 10 километрах летают». — «Из «Бука» можно поражать цели и на большей высоте». — «Ну, может быть, из каких-то можно. А наши — старые, немодифицированные».

 

Ситуация в зоне боевых действий

ИЗ СТАТЬИ ПАВЛА ФЕЛЬГЕНГАУЭРА, 21 ИЮЛЯ 2014 ГОДА:

«На российской границе идут ожесточенные и кровопролитные бои, в которых решается судьба сепаратистского восстания. Если украинские военные сумеют перерезать линии снабжения из России, откуда притекают бойцы-волонтеры, вооружения и припасы, то неизбежен окончательный разгром повстанцев. (Украинские) штурмовики Су-25 наносят воздушные удары, транспортные борта везут припасы изолированным частям и гарнизонам. Военный разгром сепаратистов, очевидно, политически неприемлем, потому из России в последнее время потоком идут подкрепление и все более мощное вооружение». «14 июля был сбит украинский транспортный Ан-26 на высоте большей 6 км, куда не могут добить ПЗРК «Стрела» и «Игла».

27 июня 2014 года сепаратисты рассказывали представителям СМИ о захвате батареи «Буков» в Донецке. Об этом, в частности, сообщал ИТАР-ТАСС: «Ополченцы взяли под свой контроль воинскую часть ПВО с ракетными комплексами «Бук». Количество и техническое состояние комплексов <…> неизвестно». Эту информацию подтверждала и пресс-служба «ДНР».

 

ИЗ ТЕКСТА ОЛЬГИ МУСАФИРОВОЙ, 21 ИЮЛЯ 2014 ГОДА:

«Алексей Дмитрашковский, руководитель пресс-центра АТО (антитеррористическая операция — прим.ред.), не стал отрицать: действительно, воинская часть А-1402, расположенная на улице Стратонавтов в Донецке, захвачена боевиками. Но там был лишь один самоходный «Бук», к тому же неисправный: вышла из строя электроника». «Вскоре тему вооружения боевиков продолжил кремлевский политтехнолог Сергей Кургинян. Накануне он посетил Донецк, где 13 июля сделал доклад <…> Видеофрагмент речи выложен в Сети: «Наши талантливые, а отчасти гениальные электронщики, конечно, починят, и, я думаю, уже починили — мне так кажется! — захваченную у украинских бандитов-бандеровцев установку «Бук»… И, возможно, даже окажется, что установок несколько <…>». «14 июля в хрониках ополчения появилось сообщение о том, что трофейный «Бук» — снова в строю, и обслуживает комплекс квалифицированный персонал».

Однако практически сразу после захвата воинской части с ЗРК первый вице-премьер «ДНР» Андрей Пургин заявлял, что для обслуживания захваченного «Бука» все-таки требуется квалифицированный персонал: «Ополченец же, который вчера был шахтером, а сегодня с оружием в руках защищает свою землю, знаниями и навыками для работы на таком сложном устройстве не обладает».

По данным, полученным журналистами «Новой» от полевых командиров, в Донецке, действительно, был захвачен «Бук-М1» с несколькими исправными ракетами, однако иные машины комплекса: РЛС, транспортно-заряжающие и прочее, — были сожжены.

Для стрельбы из «Бук-М1», которой нет на вооружеии ВС России, используется ракета 9М38М1, однако она, по данным из открытых источников, может быть вполне использована и установкой переходной модификации «Бук-М1-2», которая на вооружении ВС РФ есть.

Правда, 24 июля премьер-министр «ДНР» Александр Бородай в интервью ВВС опроверг наличие «Буков» у сепаратистов: «Нет, мы не получали «Бук», у нас его нет. В этом районе не было никаких «Буков».

 

Первые свидетельства

17 июля в 17.50 (через полчаса после катастрофы) сводка «От Стрелкова Игоря Николаевича» опубликовала «сообщение от ополчения»: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же — не летать в нашем небе. А вот и видео — подтверждение очередного «птичкопада». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила, мирные люди не пострадали».

В 18.13 о сбитом Ан-26 заявило агентство «РИА Новости» со ссылкой на местных жителей.

В 18.34 новость о сбитом Ан-26 появилась на сайте Lifenews со ссылкой на ополченцев: «По словам одного из ополченцев, около 17.30 по местному времени над городом пролетал Ан-26. В него попала ракета, раздался взрыв <…>». Затем о крушении Ан-26 сообщил ИТАР-ТАСС.

По сведениям «Новой газеты», в первые минуты после падения самолета командование сепаратистов уведомило о гибели украинского военного борта как о боевой удаче близкие им СМИ. На место падения тут же выехали журналисты Lifenews.

Спустя некоторое время сообщение от Гиркина-Стрелкова было удалено с сайта, однако сохранилось в кэше поисковиков.

 

ИЗ СТАТЬИ ВИКТОРИИ МАКАРЕНКО, 21 ИЮЛЯ 2014 ГОДА:

«Вечером 17 июля 2014 года СБУ распространила запись якобы перехваченных телефонных переговоров «ДНР»-«ЛНР». «Неназванный боевик: По телевизору передают, вроде как бы Ан-26 украинский, транспортник, но, говорят, написано на нем «Малайзийские авиалинии». И что он делал на территории Украины?

Н. Козицын (один из полевых командиров сепаратистов): Ну, значит, завозили шпионов, ну их на …, ты понял. Не … летать, …, сейчас война идет».

Опровергать или подтверждать свое участие сам Козицын не стал: он просто исчез, его местонахождение неизвестно.

 

ИЗ СТАТЬИ ОЛЬГИ МУСАФИРОВОЙ, 21 ИЮЛЯ 2014 ГОДА:

«В день трагедии СБУ обнародовала аудиоперехват разговоров боевиков. Из аудиоперехвата следует, что «в 16.40 Бес (Безлер — полевой командир «ДНР», штаб его батальона «Народное ополчение Донбасса» квартировал в Горловке — прим. ред.) (т.е. в 17.40 по московскому времени) доложил о сбитом самолете своему якобы куратору — полковнику Главного разведывательного управления ГШ ВС РФ Геранину Василию Николаевичу.

«Бес: Только что сбили самолет, группа «Минера». За Енакиево упал.

Геранин: Летчики, где летчики?

Бес: поехали искать и фотографировать сбитый самолет. Дымится…

Геранин: сколько минут назад?

Бес: ну, тридцать минут назад где-то».

Разговаривают боевики Майор и Грек.

«Грек: Да, Майор!

Майор: Значит, это черноухинские сбили самолет. С Черноухинского блокпоста. Казаки, что на Черноухино стоят.

Грек: Ё-моё… <…>

Грек: Да, Паш. Ну что там у вас?

Майор: Короче, блин, стопудово гражданский борт.

Грек: Понятно. А это… Народу много там?

Майор: Та… Обломки прямо во дворы попадали.

Грек: Понятно. Из вооружения есть что-нибудь?

Майор: Вообще ничего. Гражданские вещи <…>

Грек: Документы есть?

Майор: Да. Индонезийского студента есть. Из университета Томпсона…»

 

Первые версии

Первая версия, сформулированная журналистами, возникла сразу же после крушения авиалайнера и была поддержана официальными украинскими властями: «Боинг» сбили сепаратисты, перепутав его с военным транспортником Ан-26.

Вторая версия появилась 17 июля в 20.52 на сайте «РИА Новости»: «Очевидцы, наблюдавшие полет пассажирского самолета «Боинг-777», наблюдали атаку на него штурмовика ВВС Украины. После чего пассажирский самолет раскололся на две части в воздухе и упал на территории ДНР», — сообщает пресс-служба самопровозглашенной Луганской народной республики.

В 23.04. Russia Today выдает сообщение от имени некого испанского диспетчера с никнеймом в Twitter spainbuca, якобы сотрудника киевского аэропорта «Борисполь»: «Боинг» сопровождают два украинских штурмовика, они же его и уничтожили». В 23.14 это подхватывает «Россия-24», в 23.57 «РИА Новости», затем — ИТАР-ТАСС и Первый канал.

Впервые в информационном пространстве человек с псевдонимом spainbuca появился 9 мая 2014 года на сайте все того же Russia Today, на фоне фотографии с закрытым лицом рассказывается о том, как испанскому диспетчеру, работающему в Киеве, якобы угрожают за его антиукраинскую позицию. Никому из представителей других СМИ с этим пользователем Twitter пообщаться не удалось: его аккаунт заблокирован.

 

ИЗ СТАТЬИ ОЛЬГИ МУСАФИРОВОЙ, 21 ИЮЛЯ 2014 ГОДА:

«Звоню Геннадию Слободенюку, руководителю пресс-службы государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух». Наш разговор был коротким. «Законодательная база Украины запрещает нам привлекать иностранных диспетчеров на работу. Поэтому ни испанских, ни французских, ни каких-либо других специалистов, кроме граждан Украины, на предприятии не было и нет».

Отдел расследований

 

Несмотря на то что «испанский диспетчер» растворился в мировой паутине, версия о том, что малайзийский «Боинг» мог быть сбит украинским Су-25 продолжила тлеть, чтобы 24 декабря 2014 года быть реанимированной журналистами «Комсомольской правды», нашедшими еще одного свидетеля — не диспетчера на этот раз, а ефрейтора-авиамеханика. И, может быть, не стоило бы к этому возвращаться, если бы в июне 2015 года эта версия не стала бы основной для Следственного комитета России. Потому «Новая газета» поручила нашему собственному корреспонденту в Киеве Ольге Мусафировой выяснить, существует ли этот авиамеханик на самом деле и что он мог знать.


Читайте также:

Секретная миссия механика Агапова

ОТ РЕДАКЦИИ

По прочтении этого материала возникает несколько вопросов и к российской, и к украинской стороне:

— Предоставлены ли данные с самолета А-50 ВВС России в распоряжение российского следствия и международных экспертов?

— Почему украинская сторона не изъяла документы воздушного командования ВС Украины, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт использования военной авиации 17 июля 2014 года?

— Почему не были официально опрошены офицеры воздушного командования ВС Украины, летчики, попавшие под излучение «Бука» в июле 2014 года, а также капитан Волошин?

— Имеет ли международная комиссия, занимающаяся расследованием обстоятельств крушения «Боинга», доступ к материалам ВВС Украины и ВВС России, касающимся 17 июля 2014 года?

Пока же, чисто субъективно, складывается такое ощущение, что ни Россия, ни Украина не прикладывают особых усилий для выяснения причин катастрофы, спихивая ответственность друг на друга с использованием приемов информационной войны. Россия делает вид, что ее это не касается, потому что трагедия произошла не в ее воздушном пространстве и не с ее самолетом, а Украина — что не может проводить расследование на территории, подконтрольной сепаратистам. И это при том, что ответы на многие вопросы можно найти не под Донецком, а в Киеве и в Москве.
И тем не менее, версия о ракете «воздух-воздух», выпущенной украинским СУ-25, на наш взгляд, не выдерживает критики. С этим согласны российские специалисты ВПК, чей доклад «Это был «Бук-М1» «Новая газета» опубликовала в мае 2015 года. Выводы доклада были подтверждены и на пресс-конференции, которую дали сотрудники НПО «Алмаз-Антей» дали в июне этого года.
Этот доклад не ставит окончательную точку, мало того — он порождает как новые сомнения, так и новые вопросы. Однако в докладе убедительно доказано, что «Боинг-777» малайзийских авиалиний был поражен ракетой класса «земля-воздух», что делает абсолютно несостоятельной версию СК России о неком украинском Су-25, который будто бы сбил авиалайнер. Это – принципиально важно.

Далее: доказано, что рейс МН17 попал под обстрел ЗРК «Бук».

А вот дальше начинаются вопросы:

— из какого все-таки района были выпущены ракеты: из Снежного или Зарощенского? Ведь ссылки на брифинг представителей Минообороны России, на котором были предоставлены космические снимки, не делают аргументацию авторов доклада весомее. И даже наоборот, поскольку подлинность этих снимков задолго до доклада была подвергнута обоснованным сомнениям;

— если все-таки из Зарощенского, то под чьим контролем в тот период времени – 17 июля 2014 года – находился этот район? Вопрос непраздный, поскольку линия фронта тогда напоминала слоеный пирог со своеобразными «серыми» зонами, которые не контролировались никем и заехать туда могло что угодно;

— если тип установки определили по типу заряда и поражающих элементов – «Бук-М1», то только ли эта модификация ЗРК «Бук» может использовать подобные ракеты?

— ну и, конечно, главный вопрос: кто стрелял?
Далее — экспертная оценка доклада инженеров «Алмаз-Антея», проведенная авиаконструктором и независимым историком Марком Солониным и военным инженером, много лет испытывающим российские средства ПВО, чью фамилию мы, к сожалению, опубликовать не можем в связи с секретным характером его деятельности.
Выводы Марка Солонина:

Без всякого сомнения, авиалайнер был сбит из установки «Бук-М1».
Если бы пуск ракеты был осуществлен из района поселка Зарощенское, то картина разрушения «Боинга» была бы совершенно другой.
Если даже предположить маловероятное — стреляли из района Зарощенского, то все равно: эта территория находилась в тылу у сепаратистов.
ОТ РЕДАКЦИИ

Таким образом, уже третье квалифицированное экспертное заключение позволяет отбросить как лживые все иные версии подрыва авиалайнера, которые тиражировали российские пропагандистские СМИ: о подрыве изнутри, о таинственном украинском истребителе и проч.

Но по-прежнему остаются вопросы: откуда конкретно — из Снежного или Зарощенского — и кто именно произвел запуск ракеты? К тому же необходимо достоверно убедиться и в том, кто контролировал поселок Зарощенское в момент трагедии.

Если же все-таки предположить, что место дислокации стрелявшего «Бука» — поселок Зарощенское, то стоит отметить: достоверных данных о том, кто именно на сам момент крушения авиалайнера (17 июля) контролировал эту территорию, пока не хватает. Одних заявлений экспертов, делавших доклад, сепаратистов и карт, которые публиковал СНБО Украины, на наш взгляд, недостаточно.
«Новая газета» решила обратиться к экспертам-картографам, чтобы сравнить с реальностью карты боевых действий, выполненных пресс-службами АТО и сепаратистов достаточно кустарным способом. А наш специальный корреспондент Павел Каныгин отправился в Снежное и Зарощенское на поиск свидетелей.

Источник: www.novayagazeta.ru

Метки: Украина; боинг; расследование; ДНР; версии

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100