Odessa Daily Мнения
Размышления о муджахидской операции 4 декабря 2014 в Грозном
Odessa Daily
5 декабря 2014 в 12:12Атака муджахидов в Грозном стала неожиданностью. Хотя, эти декабрьские дни и без того были поводом вспомнить о Кавказе: как раз круглая дата – двадцатая годовщина начала первой чеченской войны…
В 94-м году Кремль представлял свою позицию, хм… “защитой территориальной целостности”. Забавно, конечно, слушать это от государства, непосредственно растоптавшего территориальную целостность соседних Грузии и Украины. Но даже по формальным признакам равнять ситуацию в Ичкерии с нынешними заботами Украины на Донбассе не стоит.
Киев в “пожарном режиме” был вынужден предпринимать меры против боевиков, претендующих, согласно своим представлениям о русскоязычии, перекроить пополам всю страну. Скоропостижная утрата Крыма вызывала живые ассоциации с эффектом домино: для нас этот сценарий, “русская весна”, представлялся ужасающим, а для врагов – желательным и закономерным. Новороссам казалось, что “вежливые зеленые люди” из России подсобят вовремя и в необходимом объеме; и что уже к маю дядя Вова с кем-нибудь из местных подпишет очередной договор о принятии в состав РФ. Перед лицом такой угрозы, Украина начала АТО не как войну за кусок земли, а как борьбу за национальную независимость.
На Кавказе изначально все было иначе. Фактическую независимость Чеченская Республика Ичкерия обрела осенью 1991 года. По меркам огромной России, территориальная потеря была невелика; к тому же, в составе новой Российской Федерации Чечня толком и не успела побывать, ведь до того был СССР. Важно и то, что ЧРИ была государством действительно отдельного народа, а не так как “Новороссия”. Самое удивительное, что своей территориальной целостностью Россия озаботилась лишь три года спустя, а до этого ее вроде как все устраивало. Видимо, только 1994 году появились действительно резонные мотивы для начала бойни.
Сравнивать баланс сил метрополии и сепаратистов в случаях с “Новороссией” и Ичкерией тоже поучительно. Маленькая Чечня в противостоянии с армией крупнейшей державы полагалась только на себя да на добровольных помощников (иначе наемников), в одиночку и группами проникающих через закрытые границы. С другой стороны, жившая десятилетия в мире и беспечности Украина столкнулась не только с сепаратистами, но и с регулярными российскими войсками, закаленными в боях против чужих и собственных граждан. Да и военная реформа в РФ была направлена на повышение боеспособности, а не как у нас – на приватизацию излишеств воинского имущества.
Искать аналогии Чечни с Новороссией стоит в иной плоскости. Российские комментаторы с удовольствием и в деталях расписывали независимую Ичкерию 1996-1999 годов как несостоявшееся государство. Так это было на самом деле, или же только казалось благодаря кремлевским провокациям и пропаганде, но все что мы слышали о Чечне того времени – это беспрецедентный криминал, работорговля, клановые и религиозные разборки, дикости шариатского правосудия. Из этого следовал простой логический вывод о крайней необходимости наведения конституционного порядка, возвращения основ цивилизации и благополучия. Эту миссию Кремль предоставил своим вооруженным силам и правоохранительным органам, не считаясь с потерями, разрушениями и невинными жертвами. Странно, что россияне не признают справедливыми попытки украинцев положить конец такому же беспределу на собственной территории, хотя силы АТО действуют гораздо гуманнее “федералов” в Чечне. Что мы видим на территориях, подконтрольных “ДНР” и “ЛНР”? Грабежи, внутренние вооруженные разборки, жестокие расправы над несогласными, похищения, истязания женщин кнутами… Как оказалось, для того, чтобы в ХХI веке впасть в средневековое мракобесие, вовсе не обязательно являться исламистом.
Казалось, обильно залив горы кровью, Россия смогла подавить стремление к независимости чеченцев. Путину удалось вырастить верных псов – кадыровцев, за лояльность которых Москва платит снисхождением к произволу Рамзана в Чечне и терпимостью к криминальному беспределу кавказцев по всей стране. Чеченские националисты частично перешли к Кадырову, частично вынуждены эмигрировать, и их голоса уже не слышны в движении сопротивления. Антироссийскую борьбу продолжают лишь муджахеды Имарата Кавказ – интернационалисты исламистского толка. Они распространили свою деятельность на все северокавказские республики РФ, но их общая активность в последние годы была невелика. Более того, Чечня, с которой все начиналось, до вчерашнего дня считалась самой тихой и стабильной на Северном Кавказе. Периодически боестолкновения проходили в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, но не в Чечне, где, как казалось, все находится под железным контролем Кадырова. И вот, муджахеды предприняли дерзкую атаку на Грозный. Зря, наверное, Рамзан отправил стольких своих вояк на Донбасс! Переоценил свои возможности…
Ну что ж, не исключено, что просто пришло время нам возвращать долги. Двадцать лет назад, во время первой чеченской войны, несколько десятков хлопцев из УНА-УНСО отправились на помощь генералу Дудаеву. Потом, когда их спрашивали о мотивации такого поступка, они отвечали, что поддерживая сопротивление чеченцев, они не дали России превратить в горячую точку Крым. Фактически, в середине 1990-х существовали все предпосылки для крымского сепаратизма и для его “успеха” не хватало лишь военного вмешательства Москвы. Так это или не так, но есть мнение, что поскольку удар российской военщины приняла на себя Чечня, то Кремлю уже было не до Украины. И крымская мешковщина сдулась естественным образом, с некоторой помощью украинских спецслужб. Теперь ситуация может стать обратной: перемолов кадыровские бригады и российский спецназ на Донбассе, Украина подарит шанс чеченскому и другим народам России сбросить с себя оковы “русского мира”.
Редакция команды InformNapalm
P.S: посвящается свободным народам Кавказа:
Источник: informnapalm.org
Odessa Daily