Odessa Daily Мнения
Иосиф Райхельгауз: «Гастроли в Одессе – изначально убыточные, но совершенно особенные»
Timothy
2 апреля 2012 в 14:30
Реклама
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.
В конце мая в Одессе состоятся гастроли Московского театра «Школа современной пьесы». В рамках подготовки гастролей главный режиссер театра Иосиф Райхельгауз посетил Одессу и дал интервью корреспонденту Odessa Daily. - Почему в этот раз площадкой для проведения гастролей выбран далеко не самый большой зал в Одессе – Театр юного зрителя?
- По нескольким причинам. Главная идеологическая причина – проект превращения ТЮЗа в «Одесский театр» продолжается. Сейчас идет большая работа по созданию проекта реконструкции здания, в которой участвует наша московская группа – Мануэль Нуньес, главный художник нашего театра Алексей Трегубов. Я выдал творческое задание для этого проекта. В этом театре должно быть несколько сцен, должна быть возможность объединения их в большую сцену, возможность постоянной учебной и фестивальной работы и много другого. Они все это учитывают. Даже предварительный проект, который они создали, мне кажется, замечательный. Хочу отметить, что проект курирует Одесский облсовет, который выдал деньги на проведение подготовительных работ. Этим занимается Управление охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации, которое возглавляет Наталья Штербуль.
(Как сообщало ранее наше издание, в этом году из областного бюджета на разработку научно-проектной документации по реставрации здания выделено 400 тысяч гривен. Управление заказало компании «Монолит» проведение обследования состояния здания. На его основании будет определен объем и стоимость комплексного проекта реставрации. После этого, «если позволит состояние областного бюджета», уже будет объявлен тендер на лучший проект реставрации).
Она очень серьезно следит, чтобы вся историческая часть театра была восстановлена. И эта историческая часть, действительно, замечательная, хотя сейчас находится в диком состоянии – театр рушится, валится, уходит под землю. Поэтому главное – сохранить его.
Кстати, Мануэль Нуньес сделал очень интересный проект реставрации театра в Барселоне. Я специально ездил туда, чтобы посмотреть театр. Помещение находилось примерно в таком же состоянии, как одесский ТЮЗ. Нуньес сохранил всю историческую часть, реставрировал, восстановил ее и достроил театр. Сейчас он считается одним из уникальнейших театральных зданий мира. Нуньес очень хорошо понимает, что нужно делать. Он несколько лет был главным архитектором Парижа, а сейчас главный архитектор Авиньона – города, где проходит крупнейший Всемирный театральный фестиваль. А 1 июня в Париже состоится закладка первого камня Российского духовно-культурного центра, проект которого также разработал Нуньес. Он выиграл конкурс на его создание, в котором участвовало колоссальное количество архитекторов.
- То есть, вы хотите «обкатать» эту сцену?
- Прежде всего, я хочу, чтобы люди вспомнили, что на карте этого города есть еще одно театральное место. Сейчас о нем забыли. Туда уже несколько лет никто не входил.
И, наконец, вторая причина, не менее важная – спектакли, которые мы в этом году привозим, идут в нетрадиционном сценическом пространстве. Кстати, художник большинства этих постановок – Алексей Трегубов. Нам очень важно менять соотношение сцены и зрительного зала. И ТЮЗ – единственный театр, который согласился менять места в зрительном зале, сдвигать партер, усаживать зрителя на сцену, на каждый спектакль создавать новое пространство.
К сожалению, в этом театре не будет тех 1300 мест, которые были на наших гастролях в Театре музкомедии, там будет всего мест по 350 – 400 на каждый спектакль. Это экономически ужасно невыгодно, экономически гастроли провальные. Но каждому из зрителей, пришедших на наш спектакль, действие будет очень близко, будет очень хорошо видно и слышно. Видны будут все нюансы театральной постановки. Поэтому ТЮЗ нам нужен просто как пространство, как среда.
- Вы сказали, что гастроли экономически невыгодные. Но кто-то же должен оплатить дорогу, проживание труппы в Одессе, аренду зала в конце концов…
- Все наши гастроли идут по двум схемам: либо мы едем по приглашению некоего продюсера, который просчитывает и организовывает все так, что они окупаются. В частности, мы регулярно гастролируем в Киеве. Только в марте мы дважды играли в театре им. Ивана Франко. Три дня подряд играли «Русское варенье», и спектакли шли с аншлагами. А 27 марта мы давали детский спектакль «Вредные советы» - в огромном зале на 1200 мест. Конечно же, такие гастроли окупаются, продюсер зарабатывает, и театр тоже. Но бывают гастроли, в которых деньги – не самое главное. И нынешние гастроли в Одессе – как раз такие.
Наши гастроли просто изначально убыточные. Помогает их провести Андрей Натанович Раппопорт, бабушка и дедушка которого когда-то открыли в Одессе «Аптеку Раппопорта», где продавалась сельтерская вода с сиропом. Эту аптеку сейчас здесь нашел Алексей Гончаренко. Андрей Натанович – один из российских олигархов, член попечительского совета театра.
Кроме того, мы приезжаем при поддержке Одесской облгосадминистрации и мэрии. Мало того, ТЮЗ практически не берет денег за площадку. Но мы тоже не останемся в долгу, подарим театру кое-какую аппаратуру.
Также мы обратились с письмом к представителю Президента России по работе с соотечественниками за рубежом Михаилу Швыдкому. И очень надеемся, что он нам поможет. Ведь где наши соотечественники, как не в Одессе?
- У Швыдкого, насколько я знаю, тоже одесские корни.
- Да, конечно! Как только мы объявили гастроли в Одессе, выяснилось, что нет такого члена труппы или всего коллектива, у которого бы здесь не было тети, дяди, бабушки, ближайшего друга, предков, родственников. Гордон из Одессы, у Екатерины Директоренко тетя Рая, а у Альберта Филозова – лучшие годы прошли на Одесской киностудии. И так далее, и так далее…
Одесса – это всегда особые гастроли. Наш театр трудно удивить какими-либо «экстравагантными» гастролями. Во Владивостоке были, на Камчатке были, на Курилах были. Израиль – ежегодно, Берлин – почти ежегодно, Европа, Америка – регулярно. Но приезд в Одессу – это всегда особенно важное событие.
- Расскажите о спектаклях, которые вы привозите.
- Мы привозим 6 премьер. Собственно, гастроли идут под этим девизом. Из них две – это только что состоявшиеся в Москве премьеры. Один спектакль – «Медведь» – политический памфлет Дмитрия Быкова. Второй – премьера, которая прошла в Москве 27 марта. Это спектакль, который мы сочинили с Евгением Гришковцом, он называется «Подсмотренное, подслушанное, незаписанное». Это спектакль, где у артистов нет текста и нет мизансцен. Есть ситуации, которые актеры сами разыгрывают. Там занята практически вся труппа театра.
Кроме того, мы привозим чеховскую «Чайку», знаменитую, легендарную, которая не так давно игралась в Париже в театре Пьера Кардена на Елисейских полях, которая проехала Америку, Европу. Огромное количество гастролей у нас было с этой «Чайкой». Там играют Александр Гордон, Ирина Алферова, Татьяна Васильева, Альберт Филозов – все наши звезды. Кстати, Гордон играет Тригорина – очень интересно, его люди не узнают. Кроме того, там действие происходит сразу в трех местах – в доме Сорина, в театре Треплева и на той самой Чеховской аллее. Это «Чайка», которую я когда-то в первый раз поставил со студентами в Рочестере, а затем по приглашению Элен Стюарт в Нью-Йорке в театре La MaMa. И только потом – у нас. Она положила начало триптиху – потом Борис Акунин написал и передал нам свою «Чайку», потом поставили оперетту. Это не просто так вот чеховский спектакль.
Кроме того, мы привезли сюда постановку выдающегося украинского режиссера, которого, к сожалению, Украина уже много лет не знает – это Андрей Жолдак, «Москва. Психо». Спектакль для меня принципиально важный. Я хочу показать его работу.
Также привозим пьесу, которую поставил болгарский режиссер Пламен Панев «Ночь с незнакомцем». Это спектакль поставлен явно на Ирину Алферову, у нее там главная роль. Ну, и детский спектакль «Вредные советы» Григория Остера и Андрея Андерсена. Он такой семейный – для мам, пап и детей. Мы его играем в день защиты детей дважды.
- Насколько я знаю, скоро выйдет ваша одесская книга…
- Да, она так и называется – «Одесская книжка». Ее издает издательство «Пласке». Они предложили сделать такую книгу, а я с удовольствием откликнулся. Собрал написанное в разные годы об Одессе – начиная от юношеской, извините, «художественной» прозы (это одесские миниатюры, которые я писал в 16 – 17 лет), – до публицистики, проекта Одесского театра. Специально для этой книги я написал несколько глав.
Там есть глава, которая называется «Одесская литература». Это мой комментарий к литературной Одессе – от Пушкина до Жванецкого. Не буду перечислять, всех, о ком я писал.
Есть глава об одесских театрах в том виде, в котором я их застал, помню, и в том виде, в котором я ими восхищался. Потому что для меня каждый театр определялся и до сегодняшнего дня определяется, прежде всего, режиссером. Есть много режиссеров, которым я обязан тем, что пришел в эту профессию. Это, прежде всего, Владимир Владимирович Бортко, который был главным режиссером Русского театра, это Василь Степанович Василько, который руководил Украинским театром. Это все люди, с которыми я мальчиком был знаком и которыми я восхищался, которым поклонялся. Это Володя Пахомов, мой товарищ, который замечательно начинал в Одессе, а потом был отсюда изгнан и стал одним из лучших российских режиссеров, сделал замечательный театр, один из лучших в России. Это Матвей Абрамович Ошеровский, с которым я дружил до последних дней его жизни и приходил к нему в гости на проспект Мира уже в Москве. Это Юзеф Аронович Гимельфарб, который руководил Театром кукол и делал там такое, чего и сегодня многие не делают. Я уже не говорю об Одесской киностудии, где блистали и Марлен Хуциев, и Кира Муратова, и Петр Тодоровский.
Есть еще одна глава, которая мне очень дорога. Мне посчастливилось, Матвей Абрамович Ошеровский привел меня к Леониду Осиповичу Утесову, к сожалению, совсем незадолго до его смерти. Это была удивительная встреча. Я ее подробно описал в своей книге.
Почему «Одесская книжка»? Я как-то подумал, что нас всю жизнь окружают книжки. Причем самые разные. Естественно, литературная книга. Но еще и медицинская книжка, и трудовая книжка, и наградная книжка, а в конце жизни, к сожалению, пенсионная книжка. А если книга выходит в Одессе, то это – одесская книжка. Она должна выйти в конце апреля.
Timothy

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
