Odessa DailyРодителиВысшее образование

Преподаю в американском колледже за небольшие деньги. Что нужно знать об образовании в США

Odessa Daily

13 декабря 2012 в 08:19

Колледж, с которого я начал свою жизнь и работу в Америке небольшой, уютный и чистый, насчитывающий примерно 1200 студентов.

Преподаю в американском колледже за небольшие деньги. Что нужно знать об образовании в США

Классные комнаты оборудованы интернетом и электронными проекторами, на стенах белые доски для разноцветных маркеров, мебель очень удобная и современная — студенты сидят не на стульях, а в креслах на колесиках. Здания кондиционированы. Уборщики с утра до вечера трут полы, окна, двери, чистят туалеты, стригут газоны.

Собственно, это один из тысяч двухгодичных общеобразовательных колледжей Америки, промежуточное звено между школой и университетом.

Сюда приходят те, кто не мог окончить школу в свое время, кто решил получить какую-либо практическую профессию, кто не смог поступить в четырехгодичный колледж или университет из-за нехватки денег, кто просто решил немного поучиться безо всякой конкретной цели, и так далее. Поэтому здесь преподаются предметы, как повторяющие школьные, начиная с самых начальных элементарных, так и предметы университетского уровня. Здесь готовят медсестер, автомехаников, сварщиков, учителей начальных школ, дают начальное образование в области права и бизнеса. Студенты, желающие получить образование в четырехгодичном колледже или университете, могут изучить здесь некоторые предметы университетского курса и затем поступить или перевестись в университет сразу на второй или даже на третий курс с зачетом предметов, пройденных в колледже.

Именно таким студентам я преподавал математику, физику и астрономию.

Для поступления достаточно принести школьный транскрипт (список пройденных предметов с количеством часов), а также результаты общенационального стандартизированного теста. Здесь нет обязательных выпускных экзаменов как в России, поэтому такие тесты проходят лишь те, кому они нужны для поступления в колледж или университет или вообще для дальнейшей карьеры. Тесты проводятся в специальных Центрах Тестирования. Желающие пройти тест находят в интернете ближайший адрес, выбирают дату, платят и затем приезжают в назначенное время в этот Центр. Тест длится три часа сорок пять минут. Гражданам Америки он обходится в 45 долларов. Иностранцы, желающие поступить в американский колледж, платят за тест на тридцать долларов больше.

Поскольку нет вступительных экзаменов, нет и вступительной конкуренции. Это приводит к тому, что классы, то есть группы, формируются из людей самого различного возраста от 16 до 60 и старше и самого различного уровня подготовки. В моих классах были совсем юные пацаны, лет семнадцати, и женщины и мужчины за пятьдесят. Учить такие классы трудно, и всегда, чтобы избежать увольнения и других проблем, приходится ориентироваться на наиболее слабых студентов.

Америка создала развитую сеть учебных заведений самого разного уровня — от начальных школ в маленьких, затерявшихся в прериях на десять дворов городках до знаменитых Гарварда и Принстона. Причем маленькие провинциальные школы содержатся не хуже престижных университетов. В них есть все, включая хорошее демонстрационное оборудование и высокоскоростной интернет. Государственные расходы на образование в Америке самые высокие в мире. В США, где проживают 4% детей и молодежи мира, на сферу образования приходится 28% мирового бюджета. По данным, приводимым в докладе ЮНЕСКО, расходы на образование в США превышают расходы на образование Арабских стран, Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Из денег, которые отпускаются на образование, очень много тратится на поддержку и развитие инфраструктуры школ, колледжей и университетов. Именно поэтому американские вузы всегда выглядят новенькими и чистыми, оборудованными по последнему слову техники, и это одна из причин, по которой сюда поступает много студентов из-за рубежа, в основном из Азии. Существует такая шутка: Что такое американский колледж? Это учебное заведение, где русские профессора учат китайских студентов. На самом деле, российских профессоров в американских университетах немного, но китайских студентов хватает.

В Америке много колледжей и университетов высшего ранга.

Шесть самых престижных вузов США: Университет Гарварда, Университет Принстона, Университет Ейл (Yale), Калифорнийский технологический, Массачусетский и Стэнфордский технологические институты. В списке пятидесяти ведущих университетов мира сорок позиций заняты университетами США. Для сравнения, лучший в России Московский университет, находится на 134 месте после Гарварда. Выпускникам этих вузов работа гарантирована всегда и везде. Поэтому деньги, затраченные на учебу в этих вузах, всегда окупаются. Образование в США очень дорогое. Например, в перечисленных вузах плата только за обучение составляет около сорока тысяч долларов в год. В эту сумму не входит плата за учебники, питание и проживание. В целом, образование в одном из таких вузов, будет стоить примерно полмиллиона долларов, если не больше. Вся самая передовая наука США сосредоточена в университетах такого уровня. Стать профессором Принстона, если вы не «Григорий Перельман», практически невозможно.

Колледжи, в которых я преподавал, находятся в самом низу этой иерархической лестницы.

Студенты здесь, конечно не те, что в Принстоне. Многим из них для того, чтобы перемножить числа из таблицы умножения требуются калькуляторы. Качество знаний американских студентов вызывает тревогу общественности. О ситуации в системе образования Америки уже говорят и пишут как о национальном кризисе. Эта ситуация есть результат сочетания двух факторов: необычайной коммерциализации американского образования с одной стороны и формализации всей жизни Америки, в том числе и образования, с другой.

Формализован не только сам процесс преподавания, но и процесс оценки знаний студентов. Чтобы избежать субъективизма в этом деле, часто используется электронная система оценки контрольных работ в так называемых «тестах по выбору». Чтобы ответить на вопрос в таком тесте, студент должен поставить птичку в каком-либо из четырех или пяти окошек, расположенных рядом с каждым вопросом. Вопросов может быть много, до сотни. Вместе с контрольной работой студенту выдается специальная карта с номерами задач и номерами вариантов ответов. В процессе работы студент должен в этой карте отметить номера своих ответов и сдать ее преподавателю. После экзамена преподаватель пропускает на специальном устройстве, которое называется «Скантрон», свою карту с номерами правильных ответов, а затем запускает карточки с ответами студентов. Секунда, и распечатка с фамилиями студентов и их оценками готова. Все очень быстро и никакой субъективности. Если студент получит «неуд» за экзамен, ему придется винить только себя.

Формализация образования не учит студентов думать. Она учит их просто запоминать материал.

Например, чтобы решить какую-либо задачу, преподаватель должен дать им последовательность шагов: шаг первый, шаг второй и так далее. Стоить лишь чуть-чуть изменить задачу, и они уже теряются. В качестве компенсации за неспособность мыслить самостоятельно американских детей со школьной скамьи учат работать в группах. Очень часто преподаватель, задавая какую-нибудь задачку, предлагает ученикам разбиться на группы и решать ее вместе. Для того чтобы знать как студенты работают в группах, некоторые преподаватели раздают им анкетки, в которых предлагает оценить совместную работу каждого из членов группы.

Вопросы задаются примерно следующие:

Выполняет ли ваш партнер по группе равный с вашим объем работы?

Выполняет ли ваш партнер по группе свою работу вовремя?

Выполняет ли ваш партнер по группе равный с вашим объем работы?

Сотрудничает ли ваш партнер по группе с вами и другими членами группы достаточно хорошо?

Я спросил преподавателя, у которого увидел этим анкеты, зачем он это делает. Он сказал, что студенту, заполнившему анкету, он выставляет дополнительные баллы. А тех, на кого другие студенты жалуются за нерадивую работу в группе, он вызывает к себе для беседы. Может даже понизить оценку за успеваемость. Так, кстати, воспитывается коллективизм американского сознания и умение работать в группах.

Другая причина той ситуации, которую называют кризисом образования в Америке, его чрезмерная коммерциализация. Это хорошо видно на примере издания учебников для колледжей. Учебники очень дорогие (сто-сто пятьдесят долларов за книгу). Издательский бизнес заключается в том, что в учебники регулярно вносятся незначительные изменения, затем они переиздаются и рекомендуются к новому семестру или учебному году. Я знаю случаи, когда студенты вынуждены были бросить занятия только потому, что из-за дороговизны не могли купить новый учебник. При колледже есть неплохая библиотека, однако в ней нет учебников. Студенты вынуждены покупать учебники в магазине, новые или подержанные, тут же при колледже.

Колледжи и университеты предлагают интернет-обучение, или «онлайн» курсы, обещая дипломы за год или два. Такой способ обучения стал уже вполне обычным для Америки.

В каждом колледже или университете преподаются десятки онлайн курсов. Новинка американской системы обучения, так называемые «сжатые интернет-курсы». Это те же онлайн курсы, только короче. Американское телевидение показало однажды в новостях сюжет: «Новое в преподавании алгебры в средней школе». Учитель, мужчина лет сорока, в очках и рубашке с галстуком, объяснял студентам правила алгебры пением и танцами в стиле рэп: «А плюс В равняется В плюс А» пел он, танцуя и жестикулируя, как это делают негры в спущенных до середины задницы штанах и кепках с большими козырьками набекрень. Ученики не отставали от него. Они тоже, встав из-за парт и пританцовывая, пели «А плюс В равняется В плюс А» и жестикулировали, вторя учителю.

Специальных педагогических школ в Америке нет. Есть колледжи где готовят специалистов похоронного дела, а вот колледжей, где готовят педагогов, нет.

Выпускники престижных университетов на эту работу не идут из-за низких зарплат. Мой знакомый сказал мне однажды с очаровывающей прямотой честного американца: «На эту работу американский профессор с твоей квалификацией не пойдет». Правда, преподавательские места в общеобразовательных школах и колледжах не пустуют. Для многих, особенно сейчас, в годы экономической рецессии, место преподавателя в двухгодичном колледже более чем желательно. Годовая зарплата преподавателя такого колледжа в Колорадо составляет 40-50 тысяч долларов. Примерно треть этой зарплаты уходит на налоги и страховки. В итоге преподаватель получает чуть больше двух тысяч долларов в месяц. Этой суммы может быть вполне достаточно для скромной, но вполне обеспеченной жизни одного человека. Все зависит от того, чем вы располагаете к настоящему моменту. Если у вас уже есть дом и машина и нет никаких долгов, то вам останется только наслаждаться жизнью.

В Америке практически нет колледжей и университетов, устроенных по профессиональному признаку. Поэтому часто преподаются предметы, которые к специальности будущих выпускников никакого отношения не имеют. Самый популярный в этом отношении предмет — астрономия. Вы найдете ее в расписании любого двухгодичного колледжа. И вот, будущие сварщики прилежно изучают карту неба, созвездия, галактики, происхождение Вселенной. Это, конечно, интересно. Я сам люблю астрономию, но я сомневаюсь в целесообразности ее преподавания студентам узких практических специальностей. Впрочем, астрономия в двухгодичных колледжах США, так же, как геология и ряд других предметов, преподаются в целях расширения кругозора студентов, как общеобразовательные дисциплины. Похожую роль в российских вузах выполняет сегодня курс «Концепции современного естествознания», и это, наверное, лучше, чем основы научного атеизма, или история КПСС, которые преподавались нам в советское время.

В Америке нет организованного и целенаправленного процесса обучения, в котором студенты обязаны прослушать и пройти определенный набор предметов с первого года до последнего.

Перед началом каждого семестра студенты записываются на курсы, которые они хотят изучить или которые находятся в списке предметов, обязательных для получения диплома по данной специальности. В течение первых двух недель студент может оставить курс, на который записался, и получить деньги назад. Это происходит довольно часто. В основном потому что студент находит данный курс трудным и боится получить за него «двойку».

В американской системе оценка знаний студентов буквенная: «А» аналогична пятерке, «В» — четверке, «С» — тройке. «F» — двойке. Эта «двойка», как и все остальные оценки, идет далее во все его документы. За «А» студент должен набрать за семестр от 91 до 100 баллов, «F» выставляется за количество баллов меньшее 60. Поэтому, чтобы избежать такой ситуации, студентам предлагается возможность получить «W», что означает, что студент просто не закончил данный курс. За две недели до последнего экзамена студент должен известить администрацию, что он оставляет курс, и получить эту самую «W». Деньги, заплаченные за курс, при этом уже не возвращаются.

Поступление в колледж или университет не означает, что зачисленный студент должен будет пройти за несколько лет весь курс предметов, которые записаны в стандарте той или иной специальности. Студент может записаться только на один курс, например, на физику, сдать в конце семестра экзамен по этому предмету, а на следующий семестр записаться на какой-нибудь другой курс, и так далее. Поэтому часто весь процесс обучения американского студента складывается из блуждания от преподавателя к преподавателю, от одного колледжа или университета к другому. Студенты сами формируют свой учебный план в соответствии со списком предметов, которые им необходимо изучить.

В связи с этим я хотел бы отметить еще две особенности американской системы образования.

Первая — ее многоступенчатость, многоуровневость. Изучение алгебры можно начать с курса, который обозначается цифрами 030. В России это будет соответствовать элементарной арифметике. Далее идет чуть более сложный курс 060. За ним следуют курсы 090, 099, 108. Курс 121 называется «Колледж-алгебра» и примерно соответствует уровню знаний ученика выпускного класса средней российской школы.

Другая особенность — это непрерывность контроля знаний студента в течение всего семестра. Весело жить «от сессии до сессии» у американских студентов не получается, поскольку контрольные (тесты) и лабораторные идут одна за другой. В конце семестра студентам дается всего лишь один письменный экзамен, который называется «Финальный тест», и оценка по предмету за семестр выставляется с учетом всех других оценок, полученных студентом в процессе учебы.

Головная боль преподавателей — количество студентов, записавшихся на их курс.

Если студентов мало, например, меньше десяти, курс аннулируется, и тогда под угрозой оказывается зарплата преподавателя. За каждый пройденный курс студент получает определенное количество баллов (credits). Эти баллы студент складывает, пока не наберет нужную сумму для получения диплома или сертификата. С определенной суммой баллов выпускник колледжа уже может поступать в университет. Экзаменов здесь тоже нет, а есть только плата за обучение. Плати и учись. При этом, однако, совершенно не предполагается, что если студент платит за свое обучение, колледж обязан выдать ему диплом в положенное время. Ответственность за успеваемость лежит полностью на студенте.

Неотъемлемая часть образовательной системы США — оценка студентами качества труда преподавателей. Как это происходит? Примерно в середине семестра декан начинает посещать ваши занятия по каждому предмету. Он сидит и слушает. Делает пометки. Минут за десять до окончания занятия вы выходите из аудитории, и декан раздает студентам бланки с вопросами, касающимися оценки вашего преподавания. Всего вопросов около тридцати. Вот некоторые из них:

Был ли курс хорошо спланирован?

Все ли задачи курса были достигнуты? (Напомню, что опрос студентов проводится во второй половине семестра, еще задолго до его окончания.)

Был ли голос преподавателя достаточно громким?

Был ли преподаватель готов помочь вам во внеурочные часы?

Приемлемы ли методы оценки ваших знаний?

Оценивает ли преподаватель ваши знания по достоинству?

Последние два вопроса хороши для отстающих студентов. Вряд ли они скажут или напишут «да, я согласен с методами оценки моих знаний» или «да, преподаватель по достоинству оценивает мою плохую успеваемость». Студент должен оценить преподавателя по 4-х балльной шкале. Например, готовность преподавателя помогать студентам во внеурочные часы студенты могут оценить как «отлично, или 4 балла», «хорошо, или 3 балла», «удовлетворительно, или 2 балла» и «плохо, или 1 балл». Потом выводится средняя оценка по всем ответам и всем студентам курса. Преподаватели, находящиеся на испытательном сроке и набравшие невысокие баллы, увольняются.

Испытательный срок преподавателя американского колледжа длится три года. Чтобы не быть уволенным, преподаватели стараются угодить студентам и снижают уровень сложности и строгости своего преподавания. Помимо оценки качества труда преподавателей с помощью анкет, о которых я написал, студенты в специальном разделе сайта колледжа могут написать всё, что они думают о своем преподавателе. Один из моих студентов написал довольно пространный и очень лестный отзыв о моем преподавании.

Нормативная учебная нагрузка преподавателя двухгодичного колледжа составляет 15-20 аудиторных часов, но может достигать и 25 аудиторных часов в неделю. Существуют, кроме того, так называемые офисные часы, которые преподаватель обязаны отсидеть в своем офисе. В офисное время он должен проверять контрольные работы, готовиться к следующим занятиям и консультировать пришедших к нему студентов. Обычно это занимает три-пять часов. Если преподаватель отлучается в это время из офиса, например в туалет, он должен повесить на двери записочку: «буду во столько-то».

Надолго уходить нельзя. Если студенты не застанут его на месте, они могут сделать ему замечание или пожаловаться декану.

Чтобы все знали, где преподаватель находится в рабочее время, он обязан вывесить расписание своего рабочего дня на двери офиса и один экземпляр отослать в учебную часть. Проверка контрольных работ, лабораторных и экзаменов занимает очень много времени, и поэтому, чтобы не засиживаться в колледже допоздна, многие преподаватели берут эту работу домой. В общей сложности на день уходит 10-12 часов плотной работы.

Заниматься наукой и публиковаться в колледжах такого уровня не требуется. Для меня, с моими докторскими, преподавание в колледже лишь способ зарабатывания денег, очень небольших, кстати, и поэтому я продолжал и продолжаю вести научную работу и публиковаться в солидных международных изданиях, хотя это никак не отражается на моем благополучии ни в России, ни в Америке. В солидных университетах, ориентированных на исследования, ситуация противоположная. Зарплаты здесь очень высокие, учебная нагрузка минимальная, но зато преподаватель должен вести научную работу и регулярно публиковаться в рецензируемых изданиях.

Престиж высшего образования в Америке высок, но, в то же время, образование достается довольно трудно и дорого, и большинству простых американцев оно не по карману. Однако, здесь существует хорошо развитая и довольно доступная система фондов, где можно получить гранты на оплату обучения под низкие проценты на несколько десятков лет.

Быть квалифицированным сварщиком, водопроводчиком, или фермером в Америке тоже престижно и с материальной точки зрения очень выгодно. Поэтому многие нацелены на достижение жизненных благ каким-либо более простым и практическим путем.

После распада Советского Союза Россия провела несколько реформ образования: ввела платное обучение, бакалавриат, единый государственный экзамен, переименовала институты в университеты, а техникумы в колледжи. Как привели эти реформы к улучшению качества образования в России, можно судить по результатам тестирования студентов ряда стран, проведенного Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию в 2009 году. Знания и способности студентов в возрасте пятнадцати лет оценивались по 1000-балльной шкале в области математики и чтения и наносились на горизонтальную и вертикальную шкалы, соответственно. По чтению Россия сегодня где-то между Турцией и Чили, а по математике наравне с Грецией. США на этой диаграмме значительно выше и впереди России. Для сравнения, по результатам аналогичного тестирования, проведенного той же организацией в 2006 году, Россия стояла впереди США на несколько пунктов по математике.

Перестройки в системе высшего образования в России были инициированы сверху, и были вызваны, по-видимому, прежде всего желанием чиновников сблизить структуры образования по формальному признаку. Авторам перестройки надо было только учесть, что та система, которая сложилась в Америке, существует уже давно, практически с самого начала и органически связана со всеми другими институтами этой страны. В России мы, как всегда, хотим перемен.

Лев Маслов

Источник: www.gazeta.ru

Метки: образование в сша

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100