Odessa Daily Афиша Одессы
«Плен»: выжить…
Ирина Лобусова
14 июля 2015 в 14:48Это было как удар по голове… Эмоциональный накал такой силы, что не отпускало с самого начала до последних минут. Фильм «Плен» ( Captum)- в конкурсной программе кинофестиваля. В этом плену оказались все зрители- на целых 1,5 часа.
Это были 1,5 часа такой эмоциональной боли, такого невероятного душевного катарсиса, что в полном смысле слова было трудно дышать. В Украине еще не снималось ничего подобного. Да и в других странах- вряд ли. Может быть, потому, что на экране была наша война, наша боль. Ядерный взрыв в середине мозга- только так можно охарактеризовать то, что 1, 5 часа происходило на экране. И это еще будут самые невыразительные из всех существующих слов. Как сказала одна моя коллега, после просмотра этого фильма зрителям самим потребуется психологическая реабилитация. И это совершенно правильно. Надо только так, бить эмоциями по голове тех, кто умеет жить рядом с кровью и смертью, бить нас, привыкших к страшному слову «война».
До начала просмотра ( кстати, абсолютно аншлагового, заняты были даже места на балконе, что просто невероятно для украинского фильма) в журналистской тусовке ходили разговоры, что фильм страшный. И что если в данный момент неустойчивое душевное состояние, есть какие- то психологические проблемы- этот фильм лучше не смотреть. Но большинство отмахивались- подумаешь, чернуха! Да мы со своей журналистской циничностью за годы практики и не к такому привыкли! Всё видели, ничем вроде нас не удивишь.
Но даже прожженные, циничные журналисты не были готовы к фильму «Плен». К тому, что увидят на экране, никто не был готов. Шок. Только три буквы. Других нет. Шок такого эмоционального надрыва, такой душевной напряженности, пик страха, ужаса, отвращения, боли, взрыв эмоций такого накала и силы, что чувствуешь себя пациентом какой- то страшной операции, где без наркоза тебя режут по- живому. И, если выживешь на этом жутком операционном столе, ты станешь совершенно другим, о своем прежнем облике можешь забыть.
Этот фильм очень трудно оценивать по привычным, существующим для кино критериям. Нравится ли фильм? Разумеется, нет. Как такое может нравиться? Кем надо быть, чтобы нравились дикие сцены физического и психологического насилия и жестокости? Но хороший ли этот фильм? Безусловно, да. Более, чем хороший. Это отрезвляющая терапия такой силы, что каждому человеку , буквально каждому, этот фильм нужно смотреть.
Это тот самый фильм, на который нужно усадить всех политиков из всех лагерей и существующих партий, вне зависимости от блока, партийности, и т.д. А потом ткнуть мордой в экран и заставить смотреть- смотреть от начала до конца, не позволяя отвести глаза ни на секунду. Смотреть до посинения, до самого конца фильма. И очень надеяться, что хоть что- то поймут.
Этот фильм нельзя характеризовать обычными избитыми фразами. Нельзя написать «это фильм о войне». Эти слова ничего не передадут. На экране- больше, чем война. На экране катарсис, душевный слом, откровение такой силы, что, выходя из зала кинотеатра, очень сложно понять, как будешь жить дальше, и как со всем этим жить.
Ты выходишь из зала кино абсолютно другим человеком, и смотришь на все совершенно другими глазами. Что- то непоправимо меняется в твоей душе. Ты по- другому заходишь в магазин, идешь по знакомым улицам, возвращаешься в свой собственный дом.
Всё по- другому. После этого фильма. Меня спросили ( спросил человек, который не видел фильма, но попросил его описать): «Какие же чувства ты испытываешь? С каким самым главным чувством ты вышла с этого фильма?» И я ответила: страх. Да, именно страх, что в подобном плену может оказаться каждый- вы, я, сосед за стенкой, коллега по работе, бывший учитель. Каждый, абсолютно любой человек, никак не связанный с войной.
Страх от того, что завтра привычный мир вдруг рухнет, в твою жизнь ворвутся такие вот нелюди с автоматами, и каждая из женщин может оказаться на месте несчастной матери из фильма, на столе позора и смерти. В тот момент, когда привычный мир рухнет, и придет ад.
Снова не хочется употреблять избитое слово война. Все твердят- «война, война, ах, ужас», как попугаи на насесте, а затем сидят в уютных кафе, представляя себе солдатиков с автоматами, как в компьютерной игре. Мы настолько привыкли жить в кошмаре, что реально отказываемся понимать этот кошмар.
Но война- это не солдатики с автоматами. Это плен. Тот самый «Плен», который разрывал душу с экрана. И в котором все приукрашено и сдобрено, несмотря на ужасающую жестокость кадров. В настоящем, реальном плену гораздо страшней.
В какой- то период времени кино вдруг перестало быть социальным, поднимать острые общественные и социальные проблемы, а общество стало деградировать все больше и больше. Пока вообще не дошло до предела- привыкло жить в войне.
Очень хорошо, что кино снова стало острым. Именно такое необходимо снимать теперь. Дать как следует по голове жутким эмоциональным шоком- чтобы дошло.
Еще один плюс этого фильма- то, что в нем не расставлены акценты и не определены стороны. Нет ни украинских, ни российских военных, не понятно, кто есть кто. И бандиты- охранники, и пленники могут быть как с той, так и с другой стороны. И в этом огромная ценность и мудрость этого фильма- показать, что война абсолютно одинакова для всех воюющих сторон, что ужас испытывают и те, и другие, и нет этому ужасу ни прощений, ни оправданий.
И, конечно, игра актеров, великолепный Владимир Горянский, который выступил совершенно в ином качестве, сменив амплуа комедийного актера, и раскрыл себя с другой стороны. Игру подобного уровня приходится видеть очень редко. Актеру настолько удалось вжиться в роль, что эта роль стала одной из главных частей эмоционального шока.
Пресс- конференция создателей фильма затянулась за час, а пресс- шатер даже не смог вместит всех желающих. Настолько сильным открытием был этот конкурсный фильм.
По словам создателей, идея создать фильм- притчу принадлежала продюсеру Александру Итыгилову. Эта идея появилась в ноябре- декабре прошлого года, когда вплотную ко всем приблизилась война. По словам продюсера, мотивацией стал информационный сюжет, видеообращение в Интернете, когда отец обратился к Захарченко, попросил выпустить его сына из плена, а вместо сына он, отец, займет его место. В фильме это была мать- женщина, которая едет на поиски своего сына, подвергается ужасающему насилию, попадает в жуткий плен, и, в конце концов, остается в живых одна в финале фильма- как символ жизни.
Очень хорошо сказал Владимир Горянский: « это страшное кино, жуткий психологический триллер, потому, что нельзя привыкать к войне. Это самое страшное: мы привыкаем к крови, это становится реальностью. Нужно вернуть чувство страха, ужаса- от этого фильма должно быть не по себе».
И авторы действительно справились со своей задачей. Они сумели показать, как война ломает людей: один становится свиньей, а другой- святым.
Насколько далеко может зайти человек? Главный герой ( герой Горянского)- бывший учитель химии, который изменил человеческому, изменил себе, и стал превращаться в животное, прекрасно понимая, что прежним ему уже не быть. Зритель, глядя на все это, должен пройти психологические пытки- чтобы понять. В жизни, конечно, есть пытки и пострашней. С ними сталкиваешься каждый день и ужасно, что к этому привыкаешь. Поэтому для создателей фильма главной задачей было заставить переживать любой ценой.
По словам продюсеров, этот фильм абсолютно не коммерческий. Во время съемок был импровизированный подход- метод, который используется очень не часто, особенно в Украине. Название специально латинское- с тем, чтобы действие выходило за рамки одного региона. Этот фильм- притча, и действие может происходить где угодно. Там, где переступив грань, к прежнему облику нельзя вернуться уже никогда.
Фильм сняли за рекордно короткий срок- всего за 7 дней. Это невероятно для полнометражного фильма. Снимали в феврале- и все актеры действительно были раздеты, ходили на снегу босяком. На 7 дней все были выключены из жизни. Финансирование- за счет личных вложений двух продюсеров. По словам Горянского, бюджет действительно небольшой, так как гонорары были символические.
Черно- белый цвет фильма был выбран специально для выразительности- чтобы зритель не смотрел, а вглядывался. Некоторые сцены ( к примеру, персонажа с обожженной половиной тела) в цвете вообще невозможно было бы смотреть!
Фильм наполнен символами, так воплощалась реальная боль. Это эмоциональный взрыв, стресс. Есть такая психологическая методика- человеку дают еще больше, чем он получил- и таким образом возвращают в жизнь.
По словам продюсера, именно сейчас начинается самое сложное, так как все хотят, чтобы как можно больше людей увидели эту картину. Не проста фестивальная история картины: от фильма отказались два крупных российских кинофестиваля- Московский и Кинотавр. На этих фестивалях отказались даже рассматривать вопрос об участии фильма.
15 октября начнется всеукраинский прокат этого сложного, но нужного кино. Потом фильм появится на телевидении и в Интернете- сейчас ведутся переговоры с телеканалами. По словам создателей, это фильм для зрителя, который комфортно чувствует себя в мирной жизни- показать, что мир бывает и другим.
И люди, которые прекращают быть людьми, тоже бывают другими. С этими монстрами лучше не встречаться в реальной жизни. Но именно сейчас монстры истязают других людей. Об этом- фильм «Плен».
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова
Комментарий еще не проверен или был удален