Odessa Daily Афиша Одессы
ОМКФ: жестокое счастье Алексеева
Ирина Лобусова
15 июля 2014 в 16:17- Быть того не может! – на лице моей собеседницы отразилось глубокое разочарование, - и вот что, вот так просто вы взяли и отпустили москвича, не спросив ничего о политике? Вы что там все, совсем с ума сошли? О чем же вы говорили целый час на пресс- конференции?

- О фильме. О грибах, летящих в рапиде. О разбитой банке огурцов, разбивающейся так, как человеческая жизнь. О любви. Мы говорили о любви.
- И что, никто не задал ни один вопрос о политике? Да почему это?
- Потому, что этот фильм потряс всех своей историей! Настолько мощной, настолько сильной, настолько значительной и ярко эмоциональной, что мы все сразу же забыли о политике. На самом деле политика вдруг показалась такой никчемной, мелкой и незначительной по сравнению с прозвучавшей в фильме историей любви.
- А ты ничего не спрашивала о политике?
- При чем тут я? Что ты прицепилась ко мне со своей политикой? Я не пишу военные репортажи. Я пишу истории любви! Я очень ценю такие сильные истории. Они бывают так редко, что каждая встреча с ними- это ценность! По сравнению с историей такой силы, как в этом фильме, все остальное как- то меркнет, как- то теряет свой смысл. В этом и заключается великая сила искусства.
- Ну, знаешь!...
Мы расстались очень недовольные друг другом. А я так и не успела добавить, что люди, и мир людей, устроены таким образом, что всегда, и при любых обстоятельствах их в первую очередь будет интересовать любовь, и волновать в первую очередь будет любовь. А уж потом- война.
Фильм российского режиссера Михаила Сегала «Кино про Алексеева» я отметила для себя сразу же в книжке фестивальной программы. И мне было как- то совершенно не важно, что он не входит в конкурсную программу, а открывает секцию гала- премьер.
Дело в том, что до меня доходили отзывы и с московского кинофестиваля, и с Кинотавра, о том, что если на что- то и следует обратить внимание, так это на такой вот фильм. Но, помня более чем скромное впечатление, оставленное во мне «Географом, пропившим глобус», я относилась к этим восторженным отзывам весьма скептически. Дело в том, что после всяких там «Сталинградов», «Елок», и т.д., относилась я к российскому кино как- то не очень… Ну, все поняли, что именно хочу я сказать.
Но, отметив в программе «Кино про Алексеева», я твердо решила сходить на этот фильм. А если я что- то решила, то с этого решения меня не свернет и сам черт.
Итак, я заняла свое место в зрительном зале ( кстати, где вообще не было ни одного свободного места, что было достаточно удивительно для российского фильма), и приготовилась смотреть.
Когда же с экрана исчезли последние титры, я навсегда изменила свое отношение к российскому кино. И с удивлением поняла, что мое отношение больше никогда не будет негативным, прежним. «Кино про Алексеева» не только потрясло меня до глубины души. Оно заставило меня думать. В чем- то сомневаться. О чем- то в глубине души плакать. Оно печально, это «Кино про Алексеева». Но только одного со мной не произошло: не произошло ни равнодушия, ни безучастия.
В фестивальной аннотации к фильму написано, что «Алексеев понимает, что прожил совершенно другую жизнь». Что- то, конечно, в этих словах есть. Но для себя я охарактеризовала этот фильм по- другому. Для меня отныне и навсегда этот фильм будет историей о любви. О той любви, которая способна на всё. Недаром лейтмотивом всего фильма звучат многократно повторяемые слова персонажа, которые он украл у великого режиссера Тарковского: «любовь- это понять, что нужно человеку в данный момент, и дать ему это». На самом деле, невероятно глубокая мысль.
Режиссер фильма Михаил Сегал является и сценаристом, то есть автором истории. Эта история о том, как иллюзия успеха сделала счастливым не талантливого Алексеева. А вот подарок этой иллюзии стал подарком настоящей, великой любви, о которой поверхностный Алексеев, порхающий в жизни по любовным романам, не мог даже предполагать.
Любовь молоденькой девушки, в 70- х годах ставшей в глазах Алексеева случайным фестивальным эпизодом, под конец его жизни ( оказавшийся весьма плачевным) подарила ему такое счастье, которое перевесило всю его жизнь. Иллюзию того успеха, которого в настоящей, реальной жизни барда и певца Алексеева никогда не было.
Фильм был снят кинокомпанией «Новые люди» как авторское кино. У этого фильма достаточно успешная фестивальная история- на Кинотавре и Московском кинофестивале. Кино снято мастерски! В киноязыке фильма режиссер намеренно использует приемы клипов. Так же идеальным явилось решение разбить эпохи жизни главного героя по цвету. Современность- блеклая, а прошлое- яркое. Яркое потому, что там и была жизнь. Съемки фильма длились недолго- всего 2 месяца в 2013 году ( октябрь, ноябрь) плюс несколько дней в январе 2014 года, когда был снег. Прошлое героя снимали в настоящей Туле. А в роли Макаревича снялся реальный Андрей Макаревич. Ну и, конечно, в главной роли самого Алексеева снялся потрясающий и всем известный актер Александр Збруев. Актер, составляющий золотой фонд и прошлого, и современного кино.
Это о том, о чем говорилось на пресс- конференции, вкратце. Теперь же о мыслях, которые посетили меня потом. Так как осенило меня поздней ночью, то, к сожалению, я не успела задать вопрос режиссеру. А жаль…
Я возвращалась в 12 часов ночи с одного из мероприятий и быстро вела машину по абсолютно безлюдному ( и безмашинному) городу. Я думала о фильме, вспоминала эпизоды и сцены, прокручивала в голове. Имея опыт сценарной работы, я разбивала отрывки фильма на сцены, анализируя их с чисто профессиональной точки зрения. Как вдруг…
Мысль, собственно, была самая простая. А хотела бы я такого счастья, которое подарили Алексееву? Хотел бы его для себя сам режиссер?
Припарковавшись возле обочины, я стала анализировать. Итак, оправдан ли обман, и достаточно жестокий обман, ради счастья? И всегда ли надо давать человеку то, что он хочет, даже если этого у него нет, и быть не может вообще никогда? И еще проще- а что сказал бы Алексеев, если бы узнал правду?
Правду о том, что у него нет никакой пластинки. И нет никакого эфира на радио. Песни его никто не поет, потому, что их никто и не знает, да и вряд ли стоит их знать, потому, что Алексеев не талантливый и песни у него так себе… Космонавты, и московские студенты, и полярники- простые съемки. И все, что произошло- инсценировка, составленная девушкой, много лет назад буквально воспринявшей для себя его слова? Слова, кстати, которыми Алексеев любил щеголять, так и не понимая их смысл.
Что сталось бы с Алексеевым, узнай он правду? Может ли счастье быть построено на обмане? Ведь подобный обман- жестокость. Он более жестокий, чем, к примеру, физическое насилие. Более того, для творческого человека ( актера, певца, художника, писателя, режиссера) – он убийственный. В полном смысле этого слова!
Итак, кто хотел бы такого счастья? Режиссер мечтает об Оскаре. Его любимой женщине кажется, что у него депрессия. Она решает любой ценой поднять его дух и помочь. Она созывает вечеринку, печатает в Интернете, в журналах, о том, что его фильм получил Оскара. На вечеринке с камерами появляются телевизионщики с самых крутых каналов- брать у героя интервью. «Дорогой, твой фильм получил Оскара! Ах, ох!.. Только что сообщили. Вот доказательства- зайди- ка ты в Интернет!»…
Как вы думаете, через неделю, через месяц, когда станет ясна правда, возлюбленная обманщица останется любимой женщиной этого режиссера? Или станет его злейшим и кровным врагом? Хотела бы такого счастья я? Рано или поздно я все равно узнала бы правду. Лучше всего об этом сказано в Библии: «нет ничего тайного, что когда- то не стало бы явным». И когда я узнала бы правду, человека, сотворившего со мной такое, я возненавидела бы всеми фибрами своей души. Причем в любом возрасте. Даже в 80. Я себя знаю.
Обман, дарующий иллюзию исполнения мечты- это жестокость? А если это жестокость, какое получается счастье?
Я мучаюсь этим вопросом до сих пор. И это лишнее доказательство того, настолько сильным является фильм. Сильным- в полном смысле этого слова.
На пресс- конференции режиссер сказал о том, что с октября в России начнется прокат фильма. А в Украине- нет. В Украине пока никто не говорил о прокате «Кино про Алексеева». Но, может, еще заговорят.
Ведь по- настоящему хорошее искусство не имеет ни национальности, ни границ. А потому, если будет возможность, посмотрите «Кино про Алексеева». Это будут яркие, незабываемые часы вашей жизни- может, впрочем, и не очень приятные. Я видела. Я знаю.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова