Odessa DailyАфиша Одессы

ОМКФ: «Мотивации» много не бывает. Особенно на Party

Ирина Лобусова

18 июля 2014 в 15:33

Из всего многообразия конкурсных фильмов два хотелось бы выделить особо. Между ними нет ничего общего. Действия происходят в разных странах и в абсолютно разных социальных слоях. Может быть, единственным связующим моментом, похожим на некую общность, является то, что в обоих этих фильмах речь идет о женских историях.

ОМКФ: «Мотивации» много не бывает. Особенно на Party

Главные героини этих фильмов- женщины, со своими судьбами, и со своими житейскими историями. Опять- таки- между ними нет ничего общего. Они отличаются друг от друга и возрастом, и профессиями, и образованием, и уровнем интеллекта, и способностями к житейской адаптации на самом примитивном уровне. Но все- таки прослеживается некая едва уловимая параллель.
Героини этих фильмов делают все для того, чтобы жить так, как они хотят. И готовы бороться за это. Самые решительные качества, некий социальный, даже идейный протест героини обоих фильмов проявляют в полной мере, когда наступает необходимый момент. Одна готова уничтожить все бумаги в офисе, превратившие жизнь людей в какую- то бумажную мусорную корзину. Другая- бежит от постылого буржуазного супружества, словно смеясь над обывательскими, мещанскими ценностями, прибивающими людям ярлыки и мешающими жить так, как эти люди хотят.
Речь пойдет о двух фильмах из зарубежной конкурсной программы. Это фильм из Израиля «Мотивации ноль» и фильм из Франции «Party girl».
Несмотря на полную несхожесть этих двух фильмов, я все- таки решила объединить их в один рассказ. Этот рассказ- две женские истории, тонкий лучик утонченности и нежности в жестком мире мужчин, в котором вынуждены бороться за свое право на жизнь неунывающая Анжелика и мятежная, независимая натура Зоар.
Мне давно хвалили израильское кино. Говорили о необыкновенной интеллектуальной тонкости, о необычных подходах, позволяющих взглянуть даже на самые примитивные сюжетные линии с самых разнообразных и интересных сторон. В первую очередь кино Израиля- это сильное авторское кино, раскрывающее некие очень интересные грани и формы, которые сходны стилем больше с европейскими, чем с американскими фильмами. И когда я посмотрела фильм «Мотивации ноль», то поняла, что всех комплиментов, уже звучавших в адрес израильского кино, будет слишком мало. Сказать, что мне понравился фильм- значит, ничего не сказать.
Я получила целое море интеллектуального наслаждения, не говоря уже о том, что открыла для себя новую, совершенно неизвестную мне грань жизни. А что может быть более интересным и увлекательным, чем узнавать о чужой жизни, в которой ты не была, и вряд ли когда- то будешь, потому, что очень уж другой, не имеющий ничего общего с твоим, мир.
Это кино о девушках, которые служат в армии. Наряду с мужчинами они равноправно выносят все сложности армейской жизни. Работают в административном офисе. Стоят на дежурстве с автоматом. Так же, как и мужчины, по 100 раз качают пресс. По окончании обязательной 2- х летней службы у них есть добровольный выбор. Они могут вернуться в гражданскую жизнь, либо пойти на офицерские курсы, получить чин офицера и служить дальше в армии, продвигаясь по карьерной лестнице.
Получить чин офицера- именно так решает поступить нерешительная тихоня Даффи, надеясь хоть таким способом вырваться в долгожданный Тель- Авив. Впрочем, стоит забежать немного вперед: добившись Тель- Авива вместо опостылевшей военной базы в пустыне, Даффи точно так же начинает писать прошения о переводе. Из чего следует: проблема не в месте, а в ней самой.
Решительная независимая Зоар- полная противоположность подруге. Несмотря на чрезмерное увлечение компьютерными играми, она готова, если надо, побороться за свои убеждения, за свое право жить. Именно поэтому она уничтожает все офисные бумаги, превращающие человека в бездушную, безвольную машину, отнимающую не только время для сна, но и душу. Образ Зоар получился невероятно ярким.
Актриса блестяще справилась со своей задачей, воплотив в жизнь настоящий характерный персонаж. Впрочем, все героини «Мотивации» отлично справились со своими образами. Но именно образ Зоар принес фильму ту изюминку, которая моментально позволила выделиться из общей массы, зацепив и яркими красками, и часто не свойственной очень молодым девушкам на жизненном перепутье глубиной. Плюс- искрометный юмор, интересное развитие сюжета. Все это сразу же отнесло фильм к разряду тех редких кинокартин, которые обязательно следует посмотреть.
Режиссером и сценаристом фильма «Мотивации ноль» стала Талья Лави. Этот фильм стал вторым фильмом молодого режиссера и первым полнометражным. Первую ее короткометражку показали в Музее современного искусства в Нью- Йорке, а так же больше, чем на 40 фестивалях. «Мотивации ноль», первый полнометражный фильм стал участником Лаборатории сценаристов института Санденс.
Фильм из Франции «Party girl» является полной противоположностью первому. Героине Анжелике- 60 лет. Всю свою жизнь она провела по кабаре и ночным заведениям, раскручивая клиентов на выпивку ( красиво эта должность называется хостесс). Никчемная, пустая, пьяная, но достаточно веселая жизнь. За время своей жизни Анжелика родила четверых детей ( разумеется, от разных отцов), и вплотную столкнулась с системой ювенальной юстиции.
Младшую дочь Синтию в возрасте 6 лет отобрали у Анжелики и поместили в приемную семью. После этого Анжелика смогла встретиться с дочерью, только когда той исполнилось 16 лет.
Неизвестно, чем бы закончилась жизнь Анжелики ( и в истории ее не было бы ничего интересного(, если б один из ее клиентов, Мишель, не предложил выйти за него замуж. И вот тут- то, собственно, началась сама история.
Брак, возможность занять другое социальное положение придали Анжелике некую сомнительную значительность, благодаря которой ее вдруг стали все воспринимать по- другому. Словно ореол степенной жены буржуа сделал женщину совершенно другой. Новая жизнь Анжелики пришлась по душе всем: ее детям, подружкам из кабаре, Мишелю, его друзьям, словом, всем, кроме самой Анжелики.
Которую никто не хотел услышать- особенно о том, что она не только не любит, но даже не уважает Мишеля, о том, что не видит с ним совместную жизнь, и что она не смогла бы изменить себя, даже если бы очень хотела. Но она не хочет. В этом и весь вопрос.
Решив прекратить неравную борьбу, Анжелика делает так, что ее скоропалительное супружество заканчивается крахом. Получив выстраданное и окончательное право быть собой, она уходит в свою собственную жизнь. Анжелика прекрасно знает, что потеряет от такого решения очень многое. Но другого выбора у нее нет.
Несмотря на то, что в сюжетных линиях четко просматривается хоть и не плохая, но не доработанная история, фильм получился не однозначным. Белые пятна сюжета и откровенные сценарные ляпы просто не позволили раскрыть историю до конца. Но слабоватый сценарий и работа над историей спустя рукава стали меньшей бедой по сравнению с разрозненными, абсолютно не собранными, не сочетающимися между собой кусками фильма, которые отличаются друг от друга не только по цвету, композиции, смысловой нагрузке и темпоритму, да просто абсолютно не стыкуются между собой!
Все стало понятно, когда выяснилось, что над фильмом работали целых три режиссера. Этакое трио режиссеров, снимающих один фильм. Сотрудничество трех режиссеров получилось классическое: в стиле Лебедь, Рак и Щука. Ура русскому классику! Результат же этого сотрудничества позволил до конца и в точности загубить весь фильм.
Положительные же проблески были так незначительны, что абсолютно терялись в многообразии рухнувших на зрителей киноляпов, буквально погребающих под обломками столь бездарной и неумелой режиссуры. Подтверждая всем известную истину: на съемочной площадке режиссер бывает только один.
Киноляпы начинаются с самого начала- образом девушки из бара в …60 лет. Впрочем, Анжелика ( выглядящая на хорошие 85 при тотальном неумении режиссеров работать с камерой, словно специально высвечивающих жуткий грим и каждую морщинку) большинству женщин, присутствующих в зале, внушила некий оптимизм. Если уж в 60 можно быть барной красоткой, то в запасе- еще ого- го сколько лет!
Европейская мысль о возрасте внушила приятный оптимизм. Особенно в нашей стране, где вопреки всем правилам и законам тупо продолжают писать в объявлениях на работу - «требуется… до 30 лет», «строго… до 30 лет», и т.д. Глядя на потуги Анжелики раскрутить клиента на бутылку, в голове даже мелькнула шальная мысль- интересно, а у нас, в курортной Одессе, рестораторы, хозяева ночных клубов и кабаре рискнули бы держать при баре «красотку» 60 лет?
И что сказал бы, к примеру, наш одесский хозяин ночного клуба, если б столь колоритная дама пришла устраиваться в кабаре на работу? Может, в этом отсутствии возраста и есть как раз вся прелесть просвещенной Европы, а?
Но, несмотря на явные недостатки фильма, образ Анжелики все- таки получился достаточно ярким. Как говорится, талантливую актрису никакие режиссеры не испортят. И этот фильм запомнился, оставив что- то неуловимое, заставляющее задуматься. А ведь послевкусие от фильма, остающееся в душе зрителя, является едва ли не самым главным в искусстве кино.
Ирина Лобусова

Метки: омкф; конкурсная программа; израильское кино

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100