Odessa DailyНовости

О новой «Мадам Баттерфляй» в Одесской Опере

Odessa Daily

6 апреля 2019 в 10:41

В Одесской Опере – новая «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Прежнюю – в редакции Бориса Рябикина – последний раз сыграли в феврале. Очень давно – не скажу точно год - смотрела тот спектакль, а еще раньше - в восьмидесятые, студенткой ОТХТУ – видела еще более раннюю редакцию «Чио-Чио-Сан». Хорошие, крепкие, традиционные классические редакции. Домик, мостик, цветы, кимоно и так далее. Новая версия - дирижера-постановщика Игоря Чернецкого, заслуженного артиста Украины и режиссера-постановщика Анатоля Прейсслера (Германия) - новый взгляд на оперу, которой уже 115 лет.

О новой «Мадам Баттерфляй» в Одесской Опере

Сразу признаюсь: у меня нет специального музыкального образования. Я хочу только поделиться впечатлением от вчерашнего просмотра спектакля. Потому что это было – прекрасно, на мой взгляд. Спасибо постановочной команде, спасибо  особо - Игорю Чернецкому.

Что меня порадовало вчера на премьере новой версии «Мадам Баттерфляй», созданной международной творческой командой?

Прежде всего – лаконичность. Во всем – в декорациях, в костюмах. Нет ничего лишнего. Всё – мобильно и заменяемо. Домик бывшей гейши Чио-Чио-Сан – конструкционные балки и двигающиеся сёдзи-перегородки. И домик становится на наших глазах то альковом для первой свадебной ночи лейтенанта Пинкертона и Чи-Чио-Сан, то пригорком, где маленькая хрупкая японская жена американского военного ждёт своего мужа и тоскует. Такая прозрачность и хрупкость дома, судьбы одновременно с крепостью балок – это выглядело так философски, как будто читаешь японские трехстишия, осознавая, как прекрасен и хрупок мир, как он при этом вечен. Как хрупки и не вечны те, кто с нами рядом…

По поводу «маленькой хрупкой японской жены» - это не описка! Вчера, 5 апреля, на премьерном спектакле партию Чио-Чио-Чан исполняла «настоящая японка» - хрупкая, нежная, сияющая, очаровательная – Хироко Морита, которая с 2008 года исполняла партию Чио-Чио-Сан в театрах США, Колумбии, Перу, была признана «лучшей Баттерфляй» и получила приз от меццо-сопрано Терезы Берганци. И нам повезло вчера послушать и полюбоваться Хироко Морита, за что я благодарна коллегам – Людмиле Сергейчук и Лилии Нейчевой.

Хироко Морита обладает лёгким звенящим голосом, она поёт, как птичка. К тому же, Хироко не только поёт, она ещё и хорошая актриса. Её Чио-Чио-Сан легка, подвижна, эмоциональна, ей веришь и тогда, когда Чио-Чио-Сан 15 лет, и потом – в сцене прощания с жизнью. Удивительно законченный образ. И я очень надеюсь, что режиссер спектакля Анатоль Прейсслер (Австрия) сумел поработать со всеми исполнительницами партии Чио-Чио-Сан (очень хочется написать «роли», потому что получилась полноценная роль) – и все они так же великолепны!
Партию легкомысленного и прозревшего американского лейтенанта Пинкертона исполнил вчера итальянский тенор Доменико Менини – с мягким выразительным голосом. Я ждала более «победительного» американского жениха в первом действии, и, соответственно, более яркой сцены трагического прозрения, но спектакль в этой версии задуман как камерный, и, наверное, такой Пинкертон, какого ожидалось увидеть мне, здесь был бы неуместен. Здесь всё - не как в опере, а как в жизни. И это оказалось тоже привлекательным.

Какая чудесная Сузуки! Вчера эту партию исполняла Катерина Цымбалюк. С первой минуты – виден характер, образ. Интересно смотреть на её Сузуки, не только слушать.

Хор – пластичен и мобилен, полноправный актёрски. Молодцы!

На сцене в версии сценографа Карела Спангака (Нидерланды) и художника по костюмам Улли Кремера (Германия) нет пестроты и лишних деталей. Нет тряпочных свисающих деревьев и цветов. Только художники по свету создают настроение сценического пространства (Вячеслав Ушеренко (ОНАТОБ) и Давид Алберт (Германия)). Лаконизм декораций и оформления помог актёрам стать основным богатством этой постановки.

Спектакль мобилен и легко подстроится под любую сцену – особенно под камерную, мне кажется. Планы у создателей спектакля – большие, далёко идущие. Совсем скоро «Мадам Баттерфляй» отправится в путешествие по европейским театрам. Работа копродукции постановщиков и импресарио из Германии, Нидерландов, Франции, Австрии и Украины – удалась. И я немного завидую тем, кто сегодня придёт в Одесский театра оперы и балета на второй премьерный вечер. Если не успеете сегодня – «Мадам Баттерфляй» покажут 21 апреля.

…Вспомнился сейчас дуэт Чио-Чио-Сан и Сузуки, когда они, как две радостные птицы, поют, улетая в своих мечтаниях и надеждах – как это было прекрасно, до слёз!.. Долго буду этот взлёт вверх вспоминать, спасибо. И нежные тонкие руки Чио-Чио-Сан–Хироко – крылья бабочки, красивые, беспомощные, умирающая экзотическая красота гейши, поверившей в любовь.

Фотографии Виктора Собко

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100