Odessa DailyМнения

О бедном Жуане замолвите слово

12 мая 2012 в 13:35
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Есть ли в мировой литературе сюжет, более любимый драматургами и поэтами «от Ромула до наших дней», чем история испанского идальго Дона Хуана (в русской транскрипции Жуана или Гуана, Джованни – в итальянской)? В мире насчитывается порядка 150 вариантов изложения этой истории. И счет еще не окончен.

Одна из самых популярных версий – опера Моцарта «Дон Жуан» (либретто Лоренцо да Понте). Без нее оперный театр – вроде и не театр. Вот и на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета появился этот шедевр.

Казалось бы, сказать новое слово в изложении истории самого известного соблазнителя, а там более – в постановке оперы Моцарта, где изначально четко расставлены акценты, очень сложно. Тем не менее, режиссеру Юрию Александрову это удалось.

Однозначного ответа, кто же такой Дон Жуан, не дал ни один из авторов. То он дьявол, то – гений, то повеса, бездумно порхающий от юбки к юбке, то поэт в вечном поиске идеальной возлюбленной. А у Самуила Алешина («Тогда в Севилье») – вообще переодетая девица. Ю. Александров решил выступить в роле адвоката Дона Жуана.

На пресс-конференции, предваряющей премьеру, режиссер сказал: «В разное время жизни я по-разному относился к Дону Жуану…». Сейчас этот персонаж постановщику явно симпатичен. Дон Жуан, которого мы увидели, – любитель женщин, вина, хорошей компании и розыгрышей. Он смеется – потому что ему весело, любит женщин – так как влюблен в жизнь, обманывает – но тех, кто готов обмануться, соблазняет – но желающих быть соблазненными. Это – человек-стихия. Его невозможно не любить, но обижаться на него так же глупо, как глупо обижаться на солнце за то, что оно слишком жарко палит, или ветер, унесший любимый платок.

А вот кто не вызывает никакой симпатии у режиссера – так это окружающее героя общество. Отметим – наше, вполне современное общество. Ведь постановщик перенес действие оперы в наши дни, в дорогой отель горнолыжного курорта. Его публика – люди богатые, не менее развратны, чем Дон Жуан. Но то, что он делает открыто, не таясь, они прячут под маской порядочности.

Юрий Александров обещал нам показать натуру цельную и свободолюбивую, человека, который говорит, что думает, и делает, что хочет. Потрясателя основ из его Жуана не получилось. Скорее, это лакмусовая бумажка, при соприкосновении окружающих с которой становится ясно, кто – кислота, а кто – щелочь.

Прототипом легендарного дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Распутник и беззаконник, он был убит монахами-францисканцами, которые от имени молодой и красивой женщины назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где был похоронен убитый Хуаном командор. Там монахи убили дона Хуана и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей. Поэтому практически во всех литературных источниках Дона Жуана уводит с собой в преисподнюю или дьявол или памятник убитого им Командора. В версии Ю. Александрова Дон Жуан не умирает, а лишь инсценируют свою смерть – чтобы разыграть людей, которые сами пытались сыграть с ним злую шутку. Кстати, и Командора Жуан не убивает – тот только претворяется убитым. Как говорится – первый начал…

В целом же окружающее Жуана общество совершенно не импонирует режиссеру.

«Это общество, которое живет по принципу все можно и все включено», - объяснил свою задумку постановщик.

don_guan

Александров обещал полный отказ от амплуа – и опять-таки сдержал свои обещания. Донна Анна и дон Оттавио из кругом положительных голубых героев превратились в скучающих богатых негодяев. Она – развратна, скрывая свою порочность под маской благочестия. Можно все – но лишь бы никто об этом не узнал. Именно поэтому она приходит к Жуану, закрыв лицо маской, чтобы провести с ним ночь любви. Но поднимает крик, когда любовник срывает с нее маску, чтобы узнать, кто же в его объятиях.

Оттавио – холодный и циничный развратник, любитель жестоких розыгрышей, готовый воспользоваться слабостью убитой горем женщины (донна Эльвира), чтобы затащить ее в постель. Покрытые экземой руки, которые он скрывает под перчатками, лишь раз обнажая – свидетельство его беспутной жизни. Жаль, что уже с ряда 10-го партера кровавых струпьев на ладонях Оттавио не рассмотреть.

Мазетто и Церлина из мирных пейзан превратились в друзей Анны и Оттавио, таких же богатых бездельников. Правда, сохранив при этом амплуа простаков. Вернее, в случае Мазетто – абсолютного, незамутненного, дурака. Церлина же – юная кокетка, прямо на собственной помолвке беззастенчиво кокетничающая с Жуаном. Но ей не хватает смелости довести интрижку до логического конца.

Отец Анны, Командор – просто жестокий солдафон, ни в грош не ставящий чужую жизнь.

Единственный персонаж, вызывающий сочувствие у режиссера и у зрителя – беззаветно влюбленная в Жуана Эльвира.

don-guan

Нам обещали зрелище – и мы его получили. Яркое, интересное и очень неоднозначное. «Дон Жуан» - первая опера из идущих сегодня на одесской сцене, которую хочется не просто «закрыть глаза и слушать», но смотреть. За зрелищность спектакля, прежде всего, следует поблагодарить народного художника России Вячеслава Окунева, создавшего декорации настолько великолепные, что любые комплименты в их адрес будут слишком бледными. В сцене на кладбище, когда по созданному им сценическому небу плывут тучи и блещут молнии, создается полная иллюзия отсутствия стены. Хочется выйти на улицу и проверить, не началась ли там гроза.

Что же касается музыкальной части спектакля, то она была просто замечательно. Арии в исполнении Владивира Муращенко (Дон Жуан), Алены Кистеневой (Эльвира), Алины Ворох (Церлина), Олега Злакомана (Оттавио) срывали бурные аплодисменты зрителей и крики «Браво!». А по окончании спектакля зал долго не отпускал артистов и оркестр театра, который главный дирижер Александр Самоилэ вывел на сцену.

А вот режиссерские задумки удались не все. Исходный материал зачастую сопротивляется такой нетрадиционной трактовке. В некоторых сценах артисты поют одно, а играют совершенно другое – настолько другое, что такое несоответствие между словом и делом не спишешь на лицемерие героев.

Нелогично «воскрешение» Командора – после того, как Анна и Оттавио предавались отчаянию по поводу его гибели. Чего им наедине-то друг с другом лукавить? Чай, знали, что смерть папеньки инсценирована.

Не совсем понятно и появление на сцене некоторых статистов. Так, после гибели Командора некие люди в широкополых черных шляпах и длинных то ли сюртуках, то ли сутанах (что-то среднее между хасидами и католическими монахами) старательно заворачивают поющих свой дуэт Анну и Оттавио в ткань, запачканную кровью командора.

К тому же, возникает вопрос: какие в наш просвещенный век шпаги и мушкеты? Ему скорее свойственны пистолеты и бейсбольные биты. Но против Моцарта не попрешь.

Не совсем логичен и выбор нарядов героев. Если Анна и Оттавио в каждой сцене появляются в приличествующих ситуации костюмах, то Эльвира все время (за исключением сцены ее прибытия в гостиницу) разгуливает в вечерних платьях, Церлина – в белом подвенечном наряде, а Жуан – в черном костюме и черной же шляпе a-la Шуфутинский. Да и сам Жуан в исполнении Владимира Муращенко больше похож на этого персонажа современного поп-арта, чем на любимца женщин Дона Жуана.

Ю. Александров постарался превратить оперных певцов в «поющих артистов». Но вот этого ему и не удалось. Двигаться по сцене и принимать заданные режиссером позы – еще не значит играть. Актерского мастерства оперным певцам (по крайней мере, составу, вышедшему на сцену во второй день премьеры) явно не хватает. Может, руководству театра подумать об уроках актерского мастерства, хотя бы для солистов?

В целом спектакль получился легким, достаточно веселым и увлекательным. И, хотя он идет 3 часа 20 минут (постановщики не выбросили из оперы ни одной музыкальной сцены!), ощущения затянутости действия не возникает. А пародийно-фривольные сцены (например, утехи Дона Жуана в компании полуобнаженных, вернее, затянутых в белые трико, девиц или сцена переодевания Анны в эротическое белье для любителей сексуальных игр) – не кажутся пошлыми.

События последнего года, произошедшие в Одесском оперном театре, говорят о том, что он может стать одной из лучших творческих площадок страны. У театра есть замечательный творческий потенциал, сильная креативная группа. Все, что сейчас нужно его труппе и руководству – спокойно работать, а не втягиваться в новые кадровые конфликты и разборки.

Фото с сайта Одесского национального академического театра оперы и балета

 


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100