Odessa DailyМнения

Мир или война на одесской Трассе здоровья?

Odessa Daily

19 ноября 2014 в 17:24
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Одесситы снова разошлись по вопросу о будущем Трассы здоровья. Хозяева больших денег и тяжелых джипов хотят одного, а обладатели ног, глаз и велосипедов – совершенно противоположного. Обе стороны твердо стоят на своем. Значит, война? Или есть смысл искать компромисс?

Мир или война на одесской Трассе здоровья?

ЧТО И ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ?

История с Трассой здоровья потому и сложна, что у сторон слишком много претензий друг к другу. Из крупных строительных проектов последних лет только реконструкция набережной дельфинария «Немо» была воспринята одесситами благожелательно. В Аркадии нас откровенно обманули, реализовав совершенно другой проект. При этом сложившийся ансамбль был уничтожен, а на его месте появились как минимум неактуальные объекты и формы. Можно пройтись и по «мелочевке» типа проекта реабилитации парка Горького или строительства какой-нибудь высотки. Везде «кидалово».

В каждом таком случае городские власти показывали, что игнорирование пожеланий общественности и внесение радикальных изменений в проекты, уже утвержденные на слушаниях – это система. Она включается всякий раз, когда застройщик соглашается потратить крупную сумму на объекты, не входящие в его бизнес-план по окупаемости.

Скажем, если в придачу к отелю, который будет приносить деньги, а также к подъездам и паркингу, без которых он не сможет существовать, городские власти обязывают бизнесмена расширить дорогу и обустроить прилегающий парк. Даже если это и будет выполнено, застройщик захочет капитализировать затраты. Например, сделать отель в два раза больше, а дорогу сделать без стоков, а в парке выложить аллеи самой дешевой плиткой. Очевидно, что чиновники этому даже рады, ведь проекты в итоге реализуются.

А предприниматель… Он отрезан от «длинных денег» и дорого заплатил за право начать проект. Престиж в нашей стране – категория внеэкономическая, поэтому он плевал на престиж. Большие расходы – огромные прибыли. Вот как ведутся в Одессе дела.

Поэтому, когда общественники собираются на митинг и начинают ругать всех и вся от Труханова до какого-нибудь секретаря комиссии, — это, быть может, не совсем убедительно, но вполне естественно. Отчаяние охватывает людей, когда им противостоит гигантская и безликая подавляющая машина. И отчаяние заставляет их драться и ругаться, тогда как «компромисс» смерти подобен.
ОБОСНОВАННЫЕ СОМНЕНИЯ

Так случилось и в этот раз. Публике представили не проходивший слушания проект расширения Трассы здоровья. По замыслу проектировщиков, здесь должны быть совмещены: пешеходная дорожка шириной 2 метра, велодорожка на 2,5 метра, дорога для ограниченного числа спецтранспорта – на 3,5 метра. Итого 8 метров, страдают кое-какие деревья, но в целом ничего – лавочки, фонарики, видовые площадки, зашибись. Еще и делается на внебюджетные средства.

Увидев сие, обыватель может подумать: ну и что, классно. И лавочки, и фонари нам нужны, а если транспорта будет немного, то мы все равно сможем ходить как раньше.

У более опытного наблюдателя возникает тревога. Механизм финансирования благоустройства ему известен. Взять расширение дороги на протяженности 5,8 км – это же минимум 15 миллионов, не считая лавочек и проч. Как это все будет капитализироваться?

Потом неясно, для чего выделять для «спецтранспорта», по сути, еще одну Трассу здоровья: 3,5 метров — это внутриквартальный проезд, где могут разминуться два автомобиля – если обойтись без бордюров. Сейчас по трассе шныряют мини-автобусы. Каждые две минуты проезжают, чем изрядно поднадоели. Но нужна ли им целая дорога? Очевидно, что нет.
Вполне закономерно наш опытный наблюдатель делает вывод: что-то тут нечисто. А что именно, это уже исключительно удел фантазии. Я, например, думаю, что готовится задел под коммерционализацию Трассы, подъезд к уже существующим (законно ли?) и запланированным отелям. И если так — то это уже не та Трасса и к здоровью она имеет весьма опосредованное отношение.

Если же вы думаете, что у нас так много меценатов, готовых выложить несколько миллионов долларов на то, чтобы нам с вами хорошо отдыхалось – ошибаетесь. Вот на выборы – пожалуйста. А на Трассу здоровья – вряд ли. Не верите? Тогда покажите мне хоть один рекламный плакат, где под известным лицом написано «Дарю вам Трассу».

Короче, налицо еще один мегапроект с минимально-формальным учетом пожеланий горожан. И все же, мы ищем компромисс. Для этого кое-что нужно понять бизнесу, кое-что – общественникам, а кое-что – всем нам. С этого и начнем.

ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ ВСЕМ НАМ

Трасса здоровья – это не обычный туристический объект. Он активно используется и самим горожанами, причем большую часть года их здесь гораздо больше, чем приезжих. Поэтому все, что мы делаем для туристов, делается для нас с вами, и наоборот.

Сегодня в Одессе два быстро растущих туристических центра – Аркадия и Ланжерон. Последний кажется даже более перспективным. Логистика требует как-то увязать их между собой, да и с центром города. Тем более, что оба ядра дополняют друг друга. Скупался в Аркадии – айда смотреть на дельфинов и фотографироваться на набережной. А потом – скорее назад, в клуб. Даже обычному пешеходу, который спустился на трассу в районе «Отрады», может быть откровенно в лом идти до самой Аркадии. Без какого-то транспорта не обойтись.

Наверху, в сетке улиц Одессы, Аркадия и Ланжерон интегрированы неважно. Нужно долго подниматься или опускаться, а еще ехать в душных маршрутках по перегруженным улицам. Так что ОБЩЕСТВЕННЫЙ транспорт на Трассе здоровья – вопрос времени и осознания. Автомобили сюда пускать однозначно нельзя.

Другое дело, как организовать ОБЩЕСТВЕННЫЙ транспорт так, чтобы он никому не мешал и ничего особо не испортил. В скором времени я соберу мнения архитекторов и градостроителей по этому поводу. Пока ясны два предложения.

Параллельная дорога на террасе склонов;
Смешанная полоса для пешеходов и вместительных автобусов, идущих на низкой скорости (такие есть в нескольких городах мира)
Каждый вариант имеет свои недостатки. Первая схема логичная, но разбивает единое пространство склонов. Можно, конечно, пустить дорогу тоже понизу, устроив «Александровский проспект» в том самом месте, где одесситы любят жарить шашлыки. Второй подход сохраняет склоны, но вот цельная дорога (наверное, те самые 8 метров в ширину) выглядит не слишком приятно. С этим можно бороться, выложив края одноцветной плиткой. Настоящие трудности возникают с распределением транспортных потоков. Даже если автобусы будут ходить на скорости 20-25 км/ч, могут возникнуть неприятные ситуации.

Отмечу, что оба варианта могут быть эффективны лишь в том случае, если наверху будет организовано интенсивное трамвайное сообщение между Аркадией и парком Шевченко.

Подытожим: транспортное сообщение между Ланжероном и Аркадией – в интересах всех одесситов. Нынешние фургончики по 25 гривень – неэффективны и дороги. НО! Транспортное сообщение не должно становится якорем для коммерционализации и капитальной застройки склонов.
ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ БИЗНЕСУ

Лично я не люблю слово «совок». По моему субъективному мнению, в СССР присутствовали очень прогрессивные вещи и идеи. Но вот если говорить об идеологии нашего бизнеса – то это чистой воды «совок», иначе и не скажешь. Он выражается в поклонении материи и бездумному копированию устаревших образцов. Скажем, в Генплан Одессы – а его разработкой двигали преимущественно бизнес-интересы – зашита американская мечта 50-80-х годов. Трассы, развязки, небоскребы. Причем в США все это делалось преимущественно на территориях новой застройки, а у нас на уже сформировавшийся по совершенно другой модели город хотят напялить чужой корсет. Не налазит? Странно.

Та модель урбанизации, которой мир поклонялся 30 лет назад, исчерпана. Жителей мегаполисов, которые в основном и задают новые форматы, от нее давно тошнит. Одновременно изменяется и сам человек – то есть наш с вами дорогой турист.

Все больше людей хотят не достопримечательностей-фоток-музеев-аттракционов, а состояний. Тех состояний, которые можно испытать от контакта с природой, с людьми, с городом. Я не говорю, что все сейчас такие, но это тренд. Взгляните на хипстеров – эти же люди 30 лет назад выступали бы с требованиями гаражей и парковок. А сегодня им нужны велики и ролики. Добавьте наростающий культ здорового образа жизни и реакцию на урбанистический стресс – и вы получите того самого общественника, которому, блин, на каждом шагу нужно дерево.

Люди сильно изменились за последние 30-50 лет. Тенденция продолжается. Движемся от культуры вещей к культуре качества времени. Старые бизнес-схемы не действуют. Гангстерская экономика, как в США 30-х годов – тоже.

Это значит, что игнорируя городскую среду, зеленые зоны, велодорожки и прочую несерьезную некоммерческую дрянь для лохов, вы подтачиваете потенциал для развития своего же туристического бизнеса.

Кроме того, перспективы туризма в Одессе весьма специфичны. Ну нельзя сделать из нашего города Дубаи или Майями. Для этого, во-первых, нужно слишком много вложить, а, во-вторых, отселить всех соседей и попросить их с пляжа. Иначе сколько бы «звезд» ни появилось на «Ланжероне» — рядом будут загаженные склоны и темная лестница. Морлоки Молдаванки и Закарпатья будут хватать красивых московских туристок за кошельки и не только, а те будут истошно визжать, прославляя туристический имидж нашего города от Калининграда до Камчатки.

Теперь важные вопросы:

Думали ли вы о том, что «любители комфорта» не приедут к нам и через 5 лет, как не поедут в Косово, потому что когда-то там, кажется, стреляли.

Как вы себе представляете хотя бы трехзвездочный отель на побережье, если его гостям придется делить пляж с одесситами и приезжими, которые не всегда благовоспитанны и любят мусорить. А что наши дороги, а милиция, а скорая?

В отношении качества услуг Одесса пока не успела дискредитировать себя, как это сделал Крым. И все равно, денежная Москва уехала и не вернется еще несколько лет. Точнее, не приедут «любители комфорта». А вот любознательные программисты и дизайнеры со своими подругами захотят поселиться не в гламурном кабаке, а в центре, чтобы любоваться его дворами и улицами. Они будут фотографировать котов на каждом углу и выставлять в свой инстаграм. Они исходят взад-вперед всю Трассу здоровья и скажут, что Аркадия – это «унылое говно», а на пляже «Ланжерон» «грязно и полным-полно быдла» — это цитаты.

Аудитория «камерных» туристов, которых можно запереть в шикарном отеле со всеми удобствами стремительно сворачивается по всему миру. Одесса ему не нужна. Она нужна как раз тем, кто ценит море, деревья, дома и котиков. Вот здесь наш рост и зона развития. А что денег мало оставляют – так и удобств больших не требуют.

Из крупных проектов на побережье за последние 15 лет реализован только отель «Немо». Реальную перспективу имеют мини-отели во дворах в центре города, а также в частном секторе Киевского района. Интересен вариант со строительством габаритных гостиниц эконом-класса в районе Лесков и Фонтанки, где обустроена современная набережная. Там не надо расширять никаких дорог, достаточно построить пирс и возить туристов катерами в город и на Фонтаны. ШОК!
ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ ОБЩЕСТВЕННИКАМ

Любой архитектор скажет вам, что город – это живой организм, который характеризуется изменчивостью. Идет время, изменяются его требования. Живя в современном городе, нужно быть открытым для новых идей или хотя бы идти с ними на компромисс.

Наверное, одесситов так часто дурачат и потому, что мы в массе своей – ретрограды, не способные принять новых вещей. Мы же и так живем в лучшем городе мира, который почему-то должен всегда таким оставаться. Получается отсутствие развития, т.е. угасание и смерть. Это видно, например, по количеству образцов хорошей современной архитектуры, которые можно увидеть в Днепропетровске, Киеве, Харькове и у нас. В Одессе их почти нет. Мы – против. Мы вообще всегда против, зато чиновники у нас всегда «за». Теперь вопрос: с кем будет общаться застройщик?

У нас очень специфический город. Красивый, но разваливается. Удобный, но очень тесный. Все у нас трудно и дорого более, чем в других уголках Украины. Чтобы как-то с умом выйти из этой ситуации и сохранить Одессу не в ущерб ее развитию, нужно объединить усилия общества и финансовых кругов над разработкой стратегии развития города – начиная от Трассы здоровья и заканчивая Генпланом. Нужно создать фонд по разработке совместных решений, пригласить туда архитекторов, урбанистов, экологов, экономистов, специалистов по транспорту и туризму. Одним словом, организовать структуру «Город как Девелопер», о которой давно говорят эксперты. Думаю, это будет не дороже, чем содержать какой-нибудь ТВ-канал.

Для общества это хорошо тем, что мы, как-никак, сможем контролировать ход развития нашего города. Бизнес получит качественную информацию о наилучших возможностях для инвестирования с наименьшими затратами и потерями. Контакт между нами, хотя мы друг другу крайне несимпатичны, позволит до определенного этапа устранить участие власти – этого хитро…го медиатора, который ласков и с теми, и с другими, и всех по очереди кидает.

Наконец, когда и до городских управлений дойдет черед, в наших совместных интересах следить за тем, чтобы бизнесмен не был максимально коррумпирован и ограблен. Вот тогда в Одессе будет толковая градостроительная политика.

Вы скажете: автор – идеалист. Ничего такого у нас не получится. Наверное, сейчас не получится. Но вот если когда-то получится, то только так. Ну или почти так.

Михаил Мейзерский

Источник: www.happymisto.od.ua

Метки: город; Трасса Здоровья; общественники

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100