Odessa Daily Бизнес
...Лишь первый шаг на пути в Европу
Odessa Daily
28 октября 2014 в 14:13Завершился первый рейс т\х "Грейфсвальд" на регулярной железнодорожно- автомобильно-паромной линии Ильичевск-Констанца-Батуми. В порту Констанцы судно встречали торжественно: на паромном комплексе флаги Румынии, Украины и Грузии, среди встречающих – госсекретари румынских министерств:
МИДа- Богдан Ауреску, транспорта- Юлиан Матаки, сенатор
парламента Румынии Николае Мога, заместитель министра Министерства
инфраструктуры Оксана Рейтер, заместитель министра Министерства экономики и
устойчивого развития Грцзии Натия Микеладзе, послы ряда европейских стран,
руководители и ведущие специалисты транспортной отрасли Евросоюза, различных международных организаций, а также порта Констанца, СК "Укрферри" и « Romcargo Maritim ».
На протяжении 18 лет Украина была связана с Болгарией, Грузией и Турцией
железнодорожно-паромными линиями СК "Укрферри". В этой развитой
транспортной черноморской сети не хватало такого важного звена, как Румыния. Еще
в конце 90-х годов одесские паромщики присматривались
к возможности сотрудничества с портовиками Констанцы. Реальные условия
появились лишь два года назад, когда в
порту был сделан терминал РО-РО, который мог бы принимать украинские паромы.
Тогда специалисты "Укрферри" и познакомились со своими будущими
партнерами- компанией « Romcargo Maritim »,
которая является оператором терминала.
Руководители и специалисты обоих компаний довольно
быстро нашли общий язык, интересы и вначале разработали проект по перевозке
легковых машин из Германии транзитом через Констанцу на Кавказ. Сложность
заключалась в стыковке специализированных железнодорожно-
автомобильных составов из Германии с подходом в порт паромов из Украины. Эта задача по
координации действий транспортников трех стран была успешно решена. Состоялось
восемь пробных рейсов, которые показали эффективность и перспективность сотрудничества между "Укрферри" и « Romcargo Maritim ».
За последующие два года уже решались проблемы в основном технического плана. Был
оборудован пункт пропуска для водителей грузовых автомобилей. Потому что линия,
которую открыла «Укрферри», в первую очередь
сориентирована на перевозки грузовых машин вместе с водителями. Также надо было
выполнить определенные требования по оборудованию этого пункта пропуска в
Констанце в соответствии с европейскими нормами. Только после выполнения всех
нормативных согласований открылась линия с жестким расписанием: каждую среду
паром выходит из Ильичевска, на следующий день
он в Констанце и в воскресенье
утром, если позволит погода, судно в Батуми.
После
ознакомительной экскурсии по судну в центральном офисе порта Констанца
состоялись презентация новой линии, на которой выступили официальные
представители правительств трех стран, руководители и специалисты порта
Констанца, СК "Укрферри" и Romkargo Maritim ".
- Данный проект является важной вехой в развитии не
только порта Констанца и судоходства наших стран, но и в целом
торгово-экономических отношений между Румынией, Украиной и Грузией, - сказал в своей
речи госсекретарь МИДа Румынии Богдан
Ауреску.- В частности, в торгово- экономическом обмене с Украиной за прошедший
год мы достигли рекордного результата - 2 миллиарда долларов торгового оборота.
Торговый оборот Румынии с Грузией составил 420 миллионов долларов. Другим важным аспектом
этого проекта является развитие транзитных сообщений: Черное море - Каспийское
море через Кавказ с продлением по Шелковому пути до Китая. Таким образом, порт
Констанца с этого момента получил возможность позиционироваться, как ворота,
через который товары из западноевропейских, центральных и восточноевропейских
стран будут доставляться на Кавказ, в Среднюю Азию и Китай. Румыния и Украина
станут исходной точкой быстрого и дешевого сообщения и транзита товаров из
Европы на Восток.
Всего несколько часов с учетом
торжественной церемонии и презентации линии простоял в порту Констанца т\х
«Грейфсвальд». И лишь несколько минут понадобилось для того, чтобы на грузовую палубу парома въехали три большегрузных
автомобиля, которые отправились на Кавказ. Таким образом, можно считать, что
паромная переправа начала работать. Нет сомнения, что уже в ближайших рейсах
число грузовладельцев, которые воспользуются новой возможностью для доставки
товаров из Европы в Грузию и обратно многократно возрастет. Значительную
прибыль от этого получит экономика стран черноморского региона. Еще большую привлекательность
приобретает порт Констанцы, который и так занимает лидирующие позиции в Черном
море и далеко оторвался от всех своих конкурентов по темпам развития. Импульс
для своего развития получают порт Батуми и СК "Укрферри". Хотя надо
заметить, что одесским морякам требуется еще затратить немало усилий и средств, чтобы новая линия заработала на
полную мощность и смогла компенсировать все затраты, связанные с ее созданием и
развитием.
А какую выгоду от этой линии будет
иметь транспортный и транзитный потенциал Украины? Отвечала на этот вопрос зам.
министра Мининфраструктуры по вопросам евроинтеграции и международного
сотрудничества Оксана Рейтер. Она рассказала, что практически все нормы
Евросоюза, регламентирующие работу транспорта в Украине, уже подписаны.
Осталось внести некоторые изменения в украинские нормативы, чтобы они полностью
соответствовали европейским. Работа над этим этапом работы сейчас активно ведется.
Сколько это продлится, не прекратят
ли за это время свою жизнь придунайские порты Рени, Измаил, Усть-Дунайск, Килия
и другие, которые сегодня находятся на грани выживания? Готова ли наша страна к
тому, что на ее территории будет работать современный транспорт ЕС? Смогут ли
наши судоходные компании работать на внутреннем рынке Евросоюза? Насколько
готовы украинские чиновники работать в
транспортной системе по правилам Евросоюза?
Оксана Рейтер,
как и подобает одному из руководителей транспортного ведомства страны, высказала
оптимизм по поводу европейских перспектив Украины, хотя и отметила
необходимость усилий и средств на пути к достижению этой цели. Более конкретным
был ответ журналистам директора СК "Укрферри" Владимира Черниевского.
- Подчеркну, что на международном
рынке компании "Укрферри", как и всем украинским судовладельцам
работать значительно легче, чем на внутреннем,- говорил Владимир Владимирович.-
Вот только один из примеров, чему все вы были свидетели. Наше судно было
задержано при отходе из Ильичевска в Констанцу на три часа только потому, что
пограничники должны были составить четыре протокола, связанных с режимом
пересечения границы водителями ТИРов. А ведь их можно было бы оформить на
берегу и не задерживать судно, которое в результате подобных действий теряет
время и, соответственно, несет значительные убытки. При каждом отходе в
Ильичевске мы сталкиваемся с подобным поведением таможенников и пограничников,
которые по нашей информации рассчитывают на получение вознаграждения за то,
чтобы судно вовремя уходило в рейс. Мы на эти намеки не реагируем. Но этот
"ползучий саботаж" обходится нам в итоге в 7-8 несделанных рейсов в
год и в сумму более одного миллиона долларов. Для сравнения
таможенно-пограничные формальности в портах Турции и Грузии за редким
исключением проходят в среднем в два раза быстрее.
Этот украинский таможенно-пограничный
фактор естественно действует на все виды транспорта при каждом пересечении
границы. В этом признавались все
дальнобойщики, которых мы спрашивали о пограничных поборах. Но при этом они
отмечали, что в последние несколько месяцев требования взятки стали значительно
реже. Но, тем не менее, большинство подчеркивали, что теперь они при
своем следовании из Кавказа в Европу и обратно будут пользоваться услугами
порта Констанца: и формальности быстрее проходить, и взяток не требуют, и дороги там лучше. В
данном случае недополученная выгода Ильичевского порта и транзита через
украинскую территорию несколькими десятками, а порой и сотнями автомобилей в
месяц может составить значительные суммы.
Что же делать? Возвращаться в "пещерный век всеобщей украинской
коррумпированности", вспоминая предостережения предыдущей власти о том,
что Украина пока не готова войти в число
Ассоциированных членов Евросоюза? Это уже невозможно! Есть только один путь, о
котором в очередной раз говорил президент Украины Петр Порошенко во время встречи в Одессе с руководителями
силовых структур страны. Это жить и работать в соответствии с цивилизованными и
проверенными нормами европейских стран.
Открытие новой регулярной линии в
мировом судоходстве в наше время, когда грузопотоки движутся в соответствии с проверенными и устоявшимися логистическими схемами, это всегда большое
событие континентального масштаба, которое затрагивает не только страны на
маршруте. Об этом говорили посол Армении
в Румынии Гамлет Гаспарян и посол Казахстана в Румынии Даулет Батрашев. Они
отметили, что, несмотря на членство их стран в Таможенном союзе вместе с
Россией и Белоруссией, тем не менее, и Армения и Казахстан оставили за собой
право развивать экономические отношения с Евросоюзом. Армения и Казахстан и раньше в большой степени
пользовалась услугами украинских паромов для осуществления своих
экспортно-импортных операций. Сейчас эти возможности, по словам дипломатов,
являются еще более предпочтительными.
В Батуми выкатка и накатка вагонов и
автомобилей прошла по отлаженной схеме, наработанной годами совместной
деятельности украинских моряков и грузинских
транспортников. Но впервые в грузовых документах на отход появилась новация:
конечным пунктом следования стал, как раньше не Ильичевск, а Констанца.
Первопроходцем стал чех Бронислав Ухер, работающий в автофирме « Caspian logistic service ». Его фирма специализируется на
перевозках между Азербайджаном и
странами ЕС. Но если раньше он из Баку двигался вдоль черноморского побережья Турции и далее
на Прагу, то сейчас решил попробовать через Грузию на паромную линию прямо до
Констанцы. Как он признался, морское путешествие ему очень понравилось и
эксплуатационные расходы на машину будут значительно меньше. Бронислав уверен в
том, что автофирма поддержит его
инициативу, и тогда многие коллеги будут пользоваться услугами украинских
паромщиков.
- В подготовке проекта мы
постарались учесть все риски и перспективы развития новой линии, - подвел итоги
первого рейса президент СК «Укрферри»
Александр Курлянд.- Не следует думать, что мы стали пионерами в создании
паромной переправы между Европой и Кавказом. На этом направлении между Бургасом
и Поти, Варной и портом Кавказ уже
работают болгарские и российские паромы. Поэтому в условиях острой конкуренции,
как никогда, мы надеемся на сотрудничество с украинскими пограничниками и
таможенниками, которые также как моряки, портовики и железнодорожники возьмут
на себя ответственность за четкую работу линии Ильичевск- Констанца- Батуми.
Наша компания уже почти 20 лет работает на международных судоходных рынках и по своему менталитету и
деловому подходу, партнерским отношениям ничем не отличается от европейских
коллег. Как вы могли убедиться, у нас нет проблем с открытием линии, налажено
сотрудничество и с нашими европейскими коллегами. Самое сложное это преодолеть
косность мышления тех ведомств, от которых зависит международная деятельность
украинского транспорта. К примеру, сейчас создана экспертная группа из
числа таможенников, которые должны дать рекомендации по борьбе с коррупцией на
украинской таможне. Сомневаюсь, что такой подход даст необходимый эффект. В
Грузии три раза меняли составы таможни. Ничего не помогало, пока полностью не
убрали человеческий фактор из расчетов между клиентами и таможенниками, заменив
его компьютерной системой.
В «Укрферри» надеются, что линия на
Констанцу даст возможности для развития экономического сотрудничества не только
с Румынией, но и с другими странами южной Европы. В компании подсчитали, что сейчас выгоднее отправляться,
к примеру, в Грецию паромом через Констанцу, чем ехать на машине по разбитым
дорогам украинского Придунавья, Приднестровья и Молдовы. Перспективным считается и отправка грузов,
особенно контейнеров, по Дунаю до Констанцы, а далее паромом на Кавказ и страны
Центральной Азии. Работу в этом направлении уже начали транспортные специалисты
из Румынии. К этой деятельности может подключиться и Украинское Дунайское
пароходство.
Александр ФЕДОРОВ,
пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины.
Констанца-Батуми-Ильичевск.
Odessa Daily
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален