Odessa DailyБизнес

Лишь бы не перегреться: почему между авиакомпаниями и туроператорами возникли разногласия

Odessa Daily

2 декабря 2013 в 15:22

Украинские авиакомпании активно осваивают туристические направления. Но четкой координации между ними и туроператорами при этом нет. Какие существуют риски для участников рынка и как они пытаются избежать убытков.

Лишь бы не перегреться: почему между авиакомпаниями и туроператорами возникли разногласия

Украинские авиакомпании наращивают объемы международных чартерных перевозок: по наиболее свежим данным Государственной авиационной службы, за 9 месяцев этого года они выросли на 25% – до 2,169 млн. человек. Значительные объемы чартерных перевозок за январь-сентябрь осуществили "Роза ветров", "Международные авиалинии Украины", "ЮТэйр-Украина", "Авиатранс К" и "Авиалинии Харькова". В период же зимней навигации, который начался в аэропортах 27 октября, авиакомпании продолжат летать на освоенных маршрутах и откроют новые.
Отслеживая тенденции на туристическом рынке, сейчас в авиакомпаниях особое внимание уделяют таким странам, как Таиланд, ОАЭ, Шри-Ланка и другим восточным странам – после того, как традиционный турпоток в Египет резко сократился. Чартерные рейсы в Бангкок уже запустили "Роза Ветров" и "Авиалинии Харькова" и МАУ – самолеты каждого из перевозчиков будут летать на этом направлении трижды в неделю. О намерении начать полеты в Таиланд заявляли также в "ЮТэйр-Украина" (компания уже получила назначения на линии Донецк-Бангкок и Одесса-Бангкок).

Часть туроператоров озаботило чрезмерное усердие авиаперевозчиков – мол, в тот же Таиланд бортов может оказаться слишком много, что бы их полностью заполнить. Количество кресел на этих рейсах превысит 2 тысячи в неделю, что, к слову в два раза больше, чем было до банкротства "АэроСвита", который летал в этом направлении. Увеличению же числа туристов финансовый кризис совсем не способствует. Сомневаются они и в том, нужно ли заявленное количество рейсов на некоторых других юго-восточных направлениях. При этом помимо чартерных рейсов увеличивается и число регулярных.

Впрочем, четко спрогнозировать спрос туроператоры не могут и сами. Так, согласно опросам специализированного портала "ТурДом", одни рассчитывают на то, что значительное число туристов будет отдыхать в ОАЭ, другие же говорят о восстановлении интереса к Египту и сомневаются, что Эмираты "оттянут на себя весь поток".

Так что в лучшем случае обсудить перспективность открытия рейсов в том или ином направлении могут с конкретными авиакомпаниями те туроператоры, которые связаны с ними тесными партнерскими отношениями. Руководство МАУ отмечало как-то, что компания даже сама предлагала туроператорам новые направления. Делались презентационные туры, выяснялись особенности работы. Можно отметить четко слаженную работу "Авиалиний Харькова" и российского туроператора Pegas Touristik. Координации же между всеми участниками нет. "Туристические компании еще не научились договариваться между собой, и авиакомпании – также. Так что говорить о четких договоренностях и координации между туроператорами и авиакомпаниями не приходится", – комментирует ситуацию директор по туризму туроператора "Пан Укрейн" Ольга Юденко.

Туристические компании еще не научились договариваться между собой, и авиакомпании – также. Так что говорить о четких договоренностях и координации между туроператорами и авиакомпаниями не приходится

Туроператоры опасаются, что рынок может просто "перегреться", что приведет к демпингу. "Дешевые туры будут покупать люди с низкой платежеспособностью. Это, в свою очередь, бьет по развитию туристической инфраструктуре самой страны – они меньше тратят на экскурсии, дополнительные услуги в отелях. Богатые туристы мигрируют в другие страны, где меньше соотечественников можно встретить", – говорит Ольга Юденко. "Здесь также затрагивается вопрос культуры потребления туристического продукта. Как увидеть страну для себя? Какой отель, природа, кухня – ведь все важно. И в погоне за дешевыми турами туристы часто забывают о качестве, а после – жалуются", – добавляет она.

Если рынок таки "перегреется", то во взаимоотношениях между туроператорами и авиакомпаниям могут возникнуть проблемы. Конечно, условия их сотрудничества отличаются. Но перевозчики стараются максимально подстраховаться, что бы избежать убытков. Так что риски по заполняемости самолетов несет туроператор. Поговаривают, что "Роза Ветров" в договоре прописывает 100%-ный штраф на случай отказа от блоков мест в самолете, в то время как "АэроСвит" был более лояльным и допускал отказ за две недели до вылета со штрафами в пару сотен долларов. Хотя общих правил здесь нет – все зависит от того, на каких условиях туроператор и перевозчик сойдутся.

Нужно также учитывать разницу: "Роза Ветров" – авиакомпания чартерная, а потому срыв рейса переносит более болезненно, чем компания классическая, для которой чартерные перевозки – дополнительная прибыль к прибыли от "регулярки". Если какие-то чартерные рейсы становятся невостребованными, авиакомпания, которая осуществляет регулярные рейсы, может более гибко использовать флот.

Чартерная компания может принять и другие меры для того, что бы избежать финансовых потерь. Гендиректор "Розы Ветров" Владимир Каменчук сообщал, что на таиландское направление компания будет продавать места не только туроператорам, но и напрямую билеты клиентам как на регулярный рейс. Он также выразил надежду на транзитных пассажиров из Европы и России.

Есть и другой нюанс: авиакомпании хотят освоить дальнемагистральные направления, что бы осуществлять регулярные рейсы. "Дальнемагистральные рейсы необходимо, скажем так, "обкатать". Авиакомпании обзавелись широкофюзеляжными лайнерами, которые не должны простаивать. Нужно и экипажам опыта поднабраться, привыкнуть к новой технике. Хотя часть пилотов уже имеет опыт полетов на дальние расстояния – раньше они работали в "АэроСвите", – говорит эксперт в авиационной отрасли Артур Винюков-Прощенко. По его словам, для МАУ, например, это станет подготовкой к полетам в Америку, для "Розы Ветров" – в Японию. "Было бы глупо сразу же начинать полеты на совершенно новых для себя направлениях, по которым не все вопросы решены. Поэтому авиакомпании стали летать, скажем так, на направлениях более "раскрученных", – объясняет эксперт.

В мире существует немало туроператоров, у которых есть собственные авиакомпании (бывает и наоборот – авиакомпании создают туристические фирмы). В соседней России это, скажем, TEZ Tour с авиакомпанией I-fly, Pegas Touristik с NordWings и другие. Такое решение позволяет снизить определенные риски, избежать убытков в случай внезапных изменений на рынке. Как те, которые произошли этим летом, когда по Египту прокатилась волна беспорядков. В той же России они обернулись жестким конфликтом туроператоров и авиакомпаний. Ростуризм рекомендовал приостановить продажу туров, но запрещать полеты никто не стал. Это дало перевозчикам право требовать с туроператоров оплату рейсов, несмотря на то, что туристы не летят. Понятно, что тем хотелось перебронировать туры без штрафов или хотя бы отделаться минимальными выплатами. Однако договориться было не просто. Между тем, подобные конфликты могут в конце концов негативно сказаться на туристах, которым турфирмы не хотят возвращать деньги за "сгоревшие" туры.

Около трех лет тому в СМИ появилась информация о том, что своими авиакомпаниями хотят обзавестись и некоторые украинские туроператоры. Сообщалось, что Anex Tour намерен запустить чартерную программу с "Львовскими авиалиниями", оплатив лизинг двух самолетов Boeing 737. Но на сегодняшний день украинские туроператоры по-прежнему пользуются самолетами существующих авиаперевозчиков. Как отмечают участники рынка, все упирается в финансы: туроператоры все еще ощущают сложности, связанные с финансовым кризисом. Так что не исключено, что со временем, когда они будут располагать достаточными средствами, подобные планы таки воплотят в жизнь.

Источник: cfts.org.ua

Метки: туризм; авиация

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100