Odessa Daily Отдых
Лайнеры в тумане: круизный сезон оказался рекордно провальным
Odessa Daily
14 января 2015 в 16:11Прошедший круизный сезон стал самым провальным для Одесского порта за последние 10-15 лет. А ведь ожидалось, что сезон станет рекордным за всю историю порта и в гавань зайдет две сотни лайнеров. Но все же есть и позитивные тенденции.
В Одессе поубавилось иностранных туристов, фотографирующих все подряд и с любопытством заглядывающих в дворики. Бурные события в Украине отпугнули круизных операторов, которые предпочитают на всякий случай увести лайнер от беды подальше. Уже в конце сентября (пик туризма приходится на август-сентябрь) начальник администрации Одесского морского торгового порта Михаил Соколов назвал нынешний круизный сезон самым провальным для порта за последние 10-15 лет. А ведь ожидалось, что сезон станет рекордным за всю историю порта и в гавань зайдет две сотни лайнеров (в сезоне 2013 года было принято более сотни).
В АМПУ «Портам Украины» уточнили, что на начало года было заявлено 159 заходов круизных лайнеров, из них 37 судов длиной более 200 метров с вместимостью более 1000 пассажиров. По факту же к окончанию курортного сезона выполнено только 28 заходов. Также на 2014 год был заявлен 41 заход судов типа «река-море», но выполнено всего четыре рейса.
- В начале 2014 года мы были уверены, что побьем все рекорды предыдущих лет по количеству принятых судов и пассажиров, - рассказывает начальник отдела туристического обслуживания Одесского порта Эльвира Лещинская. - Но уже к апрелю, после получения многочисленных отказов от захода в Одессу, стало ясно, что сезон будет неудачным. По количеству визитов иностранных круизных лайнеров Одесский порт в нынешнем сезоне вернулся на рубежи начала 2000-х годов.
Эльвира Лещинская рассказывает, что из-за событий в Крыму, на Донбассе и в Одессе отменили судозаходы постоянные клиенты: компании MSC Cruises, Azamara Cruises, Silver Sea Cruises, Aida Cruises, Costa Cruises. И с грустью отмечает, что многолетний кропотливый труд по восстановлению круизного потенциала Украины сведен на нет.
А ведь в последние годы международные круизные компании проявляли все больше интереса к черноморским портам. Даже строили планы улучшения инфраструктуры украинских портов, чтобы у лайнера была возможность за один переход посетить несколько портовых городов по формуле «один день - один порт». Так, компания Royal Caribbean собиралась вложить сотни миллионов долларов в модернизацию портов в Ялте и Севастополе. В первую очередь речь шла об удлинении причалов, ведь существующие 200-метровые причалы ограничивали возможности крупных круизных лайнеров.
Сейчас, уверяют украинские чиновники, часть заходов в Одесский порт, который как раз может принимать суда длинной более 300 метров, круизные операторы отменили именно по причине невозможности одновременного посещения портов Крыма.
Справедливости ради следует отметить, что и в предыдущие годы не все лайнеры, которые посещали Одессу, заходили в крымские порты. Так что в дальнейшем операторы могут спланировать круиз и без захода в Ялту и Севастополь. Тем не менее, в ОМТП встревожены. «Практически все круизные линии, которые отменили заход в Одессу и порты Крыма, произвели замену на болгарские, румынские или турецкие порты захода, если не отменили вовсе круиз по Черному морю. Вместо Одессы лайнеры заходили в Несебр, Варну, Бургас, Констанцу, порты Северной Турции. Обидно до слез: в Варне в этом сезоне 43 судозахода, в то время как в 2013 году было всего 13», - сетует Эльвира Лещинская.
Если в начале сезона в одесский порт заходило 2-3 круизных судна в месяц, то в октябре было уже 10 заходов.
В конце прошлого сезона ожидалось, что Одесса постепенно станет отправной точкой для черноморских круизных путешествий, которые организуют крупные иностранные операторы. Например, практику сменности пассажиров и организацию круизов из Южной Пальмиры стала осуществлять компания MSC Cruises. Но дальнейшие перспективы теперь весьма туманны. MSC Cruises «притормозила», вместо запланированных на осень круизов на лайнере MSC Orchestra она предлагает туристам выбрать альтернативные варианты или получить обратно свои деньги. Не удалось также запустить заявленный ранее черноморский кольцевой маршрут из Одессы на теплоходе «Адриана» (компания Black & Baltic Seas cruise).
Уже в апреле председатель Черноморской ассоциации туристических операторов Мурат Токтас заявил о возможностях Турции: «Самсун, Трабзон, Амасра с Бартиной выступят в качестве временных портов для приема судов, но, похоже, что они станут постоянными. Государственный и частный сектор Турции готов к работе по этому вопросу, для чего в самое ближайшее время будет создана специальная группа».
Известно также, что крупная круизная компания Pullmantur Cruises ведет переговоры с руководством болгарского порта Бургас об условиях, при которых порт может стать отправной точкой для путешествий (дополнительные сооружения для контроля пассажиров и багажа на морском вокзале и т.д.). Раньше этот порт не был настолько привлекательным для круизных компаний. Но год назад в Бургасе открыли международный морской вокзал, способный обслуживать до 3000 пассажиров в день. И тогда в порт прибыло одно из самых больших круизных судов мира Celebrity Constellation с 2000 пассажирами на борту.
Временный отказ от заходов в порты, где для туристов есть определенные риски, - распространенная практика. Так, в 2011 году, остерегаясь риска повышения радиационного фона в Японии, круизные компании стали избегать заходов в ее порты, отдавая предпочтение Южной Корее и Китаю. А в начале этого года из-за забастовки моряков в крупнейших портах Греции снизился пассажиропоток, проходящий через порт Пирей. Круизные компании стали смещать маршруты в сторону Западной акватории Средиземноморья. И то отражалось на портах Турции, ведь после посещения порта Пирей почти половина круизных лайнеров направляется к портам Измир, Фетхие, Кушадасы и другие.
В Одесском порту считают, что круизные операторы могут и в следующем году отменить заходы в Украину. «Круизные линии планируют расписания своих круизов на 2-3 года вперед, на сегодня у нас имеются заявки на 2015, 2016 и 2017 годы. На 2015 год первые заявки на заход в Одессу были получены в сентябре 2012 года - пять судозаходов, к сентябрю 2013 года их уже было 40, а по состоянию на октябрь 2014 года - 81. Однако, учитывая создавшуюся ситуацию, скорее всего это число уменьшится к началу сезона. Мы уже имеем девять официальных уведомлений от судовых агентов на отмену захода круизных судов в 2015 году. Учитывая специфику круизного бизнеса — повышенную заботу о безопасности пассажиров, ожидать быстрого восстановления круизных судозаходов в Одессу не приходится», - утверждает Лещинская.
Однако есть и положительные тенденции в новых и необычных условиях. Если в начале сезона в одесский порт заходило 2-3 круизных судна в месяц, то в октябре было уже 10 заходов. А закрылся сезон 23 октября заходом круизного лайнера AMADEA, отменившего в мае свой заход в Одессу. То есть постепенно доверие к порту восстанавливается. Эльвира Лещинская считает, что дала свои результаты работа по освещению судозахода в Одессу каждого «не испугавшегося» судна. Речь идет о размещении фотоотчетов в реальном времени на сайте порта и сайте черноморских круизов, переписка с круизными линиями и т.д.
Администрация Одесского порта работает над восстановлением имиджа Одессы как безопасного порта и города для морских путешественников. Представители порта участвуют в международных выставках и конференциях, публикуют отзывы туристов о пребывании в Южной Пальмире, поддерживают прямой контакт с топ-менеджментом ведущих круизных корпораций мира. Порт также ведет активную деятельность в рамках Ассоциации круизных портов Средиземного и Черного морей MedCruise. То, что Эльвиру Лещинскую избрали директором Черноморского региона в совете директоров Генеральной Ассамблеи ассоциации MedCruise, в администрации расценивают как свидетельство того, что ведущие игроки рынка верят в нормализацию политической ситуации в Украине и придают большое значение развитию круизного судоходства в северо-западной части Черного моря.
Со временем Одесса дождется большего количества круизных лайнеров. Во-первых, потому, что сами круизные компании, туроператоры фиксируют растущий спрос на этот вид отдыха. По прогнозу Cruise Market Watch, уже в этом году число пассажиров круизных лайнеров в мире увеличится на 3%, до 21,6 млн человек, а к 2018 году их число возрастет до 24,1 млн человек. Это означает, что у клиента должен быть широкий выбор маршрутов. Черное же море, по мнению специалистов Royal Caribbean, может привлечь постоянных клиентов, которые в своей жизни уже много путешествовали, «устали от Венеции» и ищут чего-то нового. Плюсом черноморских портов является также их расположение: они находятся на небольшом расстоянии друг от друга, что снижает расход дорогостоящего топлива при переходах. Международные туропре- аторы отмечают и другие тенденции, которые могут сыграть в пользу Одессы: явно растет число молодых клиентов, которые отправляются в круиз с познавательными целями, и увеличивается эконом-сегмент клиентов, которые хотят отправиться в круиз по более низким ценам.
Материал опубликован в рамках партнерства с журналом Порты Украины, № 09 (141) 2014
Андрей Муравский
Источник: cfts.org.ua
Odessa Daily