Odessa Daily Мнения
Кто девушку ужинает...
Владимир Саркисян
27 сентября 2015 в 18:41Саша Боровик умеет удивлять. Не только мнением об отсутствии в Одессе театров и музеев, но и своим видением государственной службы.
"Нам необходимо либерализировать гос службу. Дать право руководителю самостоятельно устанавливать условия оплаты труда для сотрудников, которые работают под его началом в рамках общего бюджета органа", - пишет Саша Боровик на своей странице в Фейсбуке. “Главные проблемные нынешнего законапроэкта - это негибкая система оплаты труда на базе централизованно определяемой сетки зарплат, на которую не влияет руководитель госоргана”. (орфография источника сохранена).
Одним из рычагов мотивации работника является заработная плата. И громадную роль играет то, из чьих рук работник эту заработную плату получает. Кто платит - тот и работодатель. Причиной нынешней деградации государственных структур, безусловно, является нищенский уровень зарплат госслужащих. И смешные зарплаты провоцируют чиновников на получение вознаграждения из иных источников, кроме государственного бюджета. В результате, госслужащий на своем служебном месте начинает лоббировать не интересы государства и налогоплательщиков, а интересы частных лиц. Происходит фактическая смена работодателя.
Руководитель департамента в государственной институции имеет достаточно рычагов влияния на своих подчиненных - на мой взгляд, даже избыточно много. Это и всякого рода аттестационные и квалификационные комиссии, от решений которых зависит продвижение чиновника по службе и, соответственно, повышение в ранге. И дисциплинарные взыскания, число которых строго регламентировано до законного приказа на увольнение. И представление к наградам и поощрениям, недоступные лицам, занятым в частном секторе. К счастью, практически все эти рычаги законодательно ограничены и честный чиновник имеет возможность, хоть и довольно призрачную, отстаивать свою правоту перед руководителем. То есть, по крайней мере - формально, госслужащий защищен от произвола своего начальника.
Экономический рычаг в руках руководителя, преследующего свои частные интересы, а не государственные, лишает подчиненного возможности “соблюсти невинность” - работодателем, хозяином чиновника становится его начальник, а не государство. Укоренившееся ныне в госдепартаментах лизоблюдство и угодничество, зацветет уж вовсе махровым цветом. Ну а дивное расслоение заработных плат какого-нибудь столоначальника в Одессе и Тернополе вызовет всплеск коррупции в регионах с меньшим бюджетом.
Более того, выстраивается не просто чиновничья вертикаль, а вертикаль феодального чиновничества, где вассал моего вассала - не мой вассал. Хрустальная мечта некоего государственного мужа о “конституции одесчины” при этом станет ощутимой явью.
Как это ни высокопарно звучит, но работодателем государственного служащего является украинский народ, а не некий “руководитель госоргана”, пусть даже обуреваемый благими намерениями.
Владимир Саркисян