Odessa Daily Мнения
Иван СТАРИКОВ: «Главное — сделать политическое заявление. А на практике это не будет работать так жестко»
Odessa Daily
7 августа 2014 в 13:10Бывший замминистра экономики России Иван Стариков — об указе, фактически запрещающем ввоз продуктов из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Японии
Сегодня вечером Владимир Путин подписал указ, по сути запрещающий импорт товаров из тех стран, которые примкнули к санкциям против российских чиновников и компаний. Полный перечень продуктов должно в ближайшее время подготовить правительство.
О том, как этот указ скажется на потребителях, торговых сетях и сельском хозяйстве, «Новой» рассказал бывший замминистра экономики России Иван СТАРИКОВ.
— Иван Валентинович, как вы считаете, насколько этот указ ударит по покупателям? Может ли наступить дефицит продуктов?
— В этом указе есть оговорки — речь идет не только о запрете, но об ограничении. И прописана необходимость обеспечить сбалансированность рынка .
Де-юре запреты будут введены. Но де-факто все понимают, что по ряду позиций мы не можем покрыть свои потребности. Например, по мясу птицы — можем, по свинине — процентов на 70, а по говядине — нет. Как и по ряду других продуктов — некоторым овощам, фруктам.
Я думаю, правительство будет действовать очень осторожно, понимая, что можно серьезно ухудшить ситуацию на потребительском рынке.
Главное — сделать политическое заявление. А на практике это не будет работать так жестко.
— Как вы думаете — какие продукты могут исчезнуть с прилавков или войти в категорию редких?
— Я думаю, это коснется не продуктов массового потребления — а преимущественно тех продуктов, которые можно отнести к бизнес-группе: дорогие сыры, сырокопченые колбасы.
Их и так могут позволить себе далеко не все. Так что основная часть граждан этого не почувствует.
— А насколько этот указ скажется на работе сетевых супермаркетов?
— Большинство торговых сетей — «Магнит», «Перекресток» и так далее — имеют мощные лоббистские возможности в правительстве. И в правительстве будут вынуждены к ним прислушиваться и проводить довольно тонкую работу.
Кроме того, у нас сегодня и так происходит девальвация рубля. Если мы будем усугублять это запретом, то можем оказаться в очень тяжелой ситуации для правительства. В июле-августе и начале сентября инфляция традиционно замедляется. Если ввести сейчас полностью этот запрет, замораживания цен не будет, и в совокупности с отрицательной динамикой доллара к рублю это даст негативный эффект. Поэтому, повторюсь, это было громкое политическое заявление, которое будет выполняться избирательно.
— Если говорить о сути указа — как вы считаете, сейчас или в перспективе насколько реалистично отказаться от продукции перечисленных в нем стран? Где и каким образом мы можем сами себя обеспечивать?
— С одной стороны, девальвация рубля увеличивает спрос на отечественную продукцию. Но для этого нужна определенная перестройка.
Один из выходов — либерализация уличной торговли — то, что делало правительство Гайдара. Организация ярмарок для мелких сельхозпроизводителей. Создание условий для небольших подворий и хозяйств, которые сейчас не могут выйти на рынки. Ведь на самом деле, процентов 70 картофеля, половина мяса и молока производится на небольших подворьях.
С другой стороны, на это нужно время. Нельзя быстро увеличить производство мяса крупного рогатого скота, например. Тем телятам, которые сейчас есть, нужно два-три года, чтобы дорасти. В некоторых отраслях — выращивании плодовых культур, производстве мяса птицы — нужно меньше времени.
Но выход действительно, в первую очередь, — за счет некрупных производителей.
— Но ведь они будут наталкиваться на сильное сопротивление крупных концернов?
— Правительству будет необходимо пойти навстречу мелким хозяйствам, если сложится критическая социально-экономическая ситуация.
— Второй путь, насколько я понимаю, — развивать импорт из тех стран, которые не примкнули к санкциям. Например, Бразилия. Насколько это правильный и простой путь?
— Бразилия — хороший партнер, там очень динамично развивается сельское хозяйство, нам бы так!
Но есть определенная проблема с логистикой. Охлажденное мясо оттуда доставить гораздо сложнее, чем из ЕС. И потом, согласитесь, сейчас мы уже с гораздо меньшей охотой смотрим на замороженное мясо на прилавках.
По физическим объемам возможно произвести замещение за счет таких поставщиков, как Бразилия. Но по качеству товары будут уступать.
— А что будет в новых условиях происходить с ресторанами? Особенно теми, которые специализируются на национальной — японской, французской, итальянской — кухне?
— У ресторанов ситуация будет хуже, чем у торговых сетей — ради них не пойдут на уступки. Общая философия какая? Советские люди по рестораном не ходят. Мелкому и среднему ресторанному бизнесу придется тяжело.
Мария Епифанова, Новая газета, 06.08.2014
Источник: www.novayagazeta.ru
Odessa Daily