Odessa Daily Мнения Одесский кинофестиваль 2019
Ирина Лобусова: Открытие 10- й ОМКФ - лучшая иллюзия?
Ирина Лобусова
14 июля 2019 в 13:34Ажиотаж, который вызывает в последние годы одесский кинофестиваль, вполне оправдан. Взрослые не могут жить без сказок. А кино- лучшая из иллюзий. Об этом, собственно, было сказано всего несколько слов на открытии 10- ого юбилейного ОМКФ. Фраза, впрочем, избитая, но правдивая.
Если взрослые не получают сказок в достаточном количестве, они начинают их творить сами в реальной жизни. И не всегда удачно, по- кинематографически.
Открытие ОМКФ всегда вызывает особое обсуждение в прессе, и не только. Первые дни после церемонии очень интересно читать Фэйсбук. Лента новостей отчетливо делится на две категории. Первые радостно выставляют свои фото с красной дорожки и из Оперного театра, радуясь, что попали. А вторые злостно комментируют, завистливо осуждают и, обязательно, ругают все наряды подряд. Без разницы, какие. Лишь бы оставить гадостный комментарий.
Собственно, в социальных сетях происходит все в точности так же, как и на самой церемонии. О самом событии, которое собрало всех в Оперный театр, то есть о кино, говорится меньше всего. Создается такое впечатление, что большинство приглашенных вип- персон мало понимают, куда, собственно, их позвали, для чего, с какой целью. И, одевая стандартные тусовочные лица, становятся замечательными персонажами скандальных сайтов типа «Рагули». Очень справедливых, надо сказать, сайтов.
В этом году открытие прошло почти не так, как всегда. Было несколько не очень приятных отличий. Вообще организаторы ОМКФ позиционируют именно эту тему- изменения. Изменения, которые происходят не только в обществе, мире, но и в фестивале. Мол, еще 10 лет назад и смартфонов с тиндером не было, а теперь все это есть, и кинофестиваль вовсю меняется со смартфонами… И прочим. Причем здесь тиндер и прочее, понятно мало. Но пафосная церемония открытия- не то место, где надо искать логику. Зачастую ее просто нет.
Итак, кинофестиваль позиционирует себя как платформу изменений. Замечательно забывая при этом самую важную вещь. Лучшее- враг хорошего. Прекрасная пословица, между прочим! А худшие изменения в работе ОМКФ не заметил только ленивый. Впрочем, о них чуть позже. А пока вернемся к логике.
Которая отключается в тот самый момент, когда, глядя на красную дорожку, задаешь себе самый простой вопрос: КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ??? Какое отношение они имеют к кино вообще? Людей, реально работающих в кино, на красной дорожке можно пересчитать по пальцам. Их НЕСКОЛЬКО. В Одессе вообще очень мало людей, которые занимаются кино профессионально, и зарабатывают на этом деньги. Именно производством и созданием фильмов, ничем другим. Так вот. Именно этих людей на красной дорожке НЕ БЫЛО. Почему? По одной простой причине. Они занимаются созданием фильмов. Именно поэтому прекрасно понимают, что современное кино и ОМКФ- это две большие разницы.
То, как пускали журналистов на церемонию открытия- это отдельная песня! Мало того, что из года в год журналистов загоняют с другого, почти служебного входа, как публику второго сорта. Так еще и никто из представителей СМИ ни разу не поднял вопроса о подобном хамском отношении. Это не понятно- неужели все так нуждаются в бесплатном бокале шампанского и созерцании сельских подруг охранников и шоферов депутатов, дефилирующих по красной дорожке?
Про шоферов и охранников- не пустые слова. Знаю серьезных людей, которые, посмеиваясь над подобным пафосом, отдают пригласительные…своим охранникам и личным шоферам. Чтобы те девушек из родного села порадовали. Хоть как- то.
Но отношение к журналистам- тема отдельная и отвратительная. В отличие от многих моих коллег я имею свободу написать об этом. Потому, собственно, и дифирамбы не расставляю. Все равно как- то.
В этот раз журналистов впустили в самый последний момент, да и то, провели как бедных родственников через главный вход, сбоку. Чтобы никто на красную дорожку не вышел. Упаси Боже! Про шампанское и говорить нечего. Журналистам оно не досталось. И отлично! Меня всегда бесил этот обычай халявной выпивки на подобных мероприятиях. Неужели в наше время человек, серьезно занятый своей работой, не способен купить себе бутылку шампанского?
Задержку связывали с работой службы безопасности. Мол, ждали президента. Но неужели за час до начала мероприятия не было известно, что президент не приедет? Как говорится, не смешите мои тапочки! Что же тогда?
Впрочем, это уже не важно. И даже не интересно, вот честно. Как не интересно, почему в пустой зал не впускают людей, которые заплатили за фестивальные абонементы реальные деньги. Почему билеты на открытие не получают люди, которые платят деньги? Галерея была почти пустой! Много свободных мест было и в партере. Почему нельзя впустить людей? Откуда это советское стремление делить всех на партноменклатуру и врагов народа?
Теперь вернемся к изменениям. Жаль, что они не произошли в концертной программе открытия. У каждого свой субъективный вкус. Но два выступления подряд Джамалы- это было реально скучно. Так же, как абсолютно бессвязные речи выступающих на сцене. Как заметила моя коллега, одна из самых талантливых журналистов Одессы, продолжая реплику одного из выступавших долго, и непонятно, зачем. «Не надо бояться возраста. Надо бояться приходящей с ним глупости».
Но это еще ничего. С еще большим раздражением поразило выступление некой иностранной…звезды- активистки, начавшей речь с таким пафосом, словно она является миссионером и приехала к дремучим туземцам, обучать их как бороться за свои права! И это в Украине, для всего мира являющейся ярким примером борьбы за свою свободу и правду!
Фраза про возраст и глупость отлично подходит и к изменениям. Плохой дизайн сайта ОМКФ и ужасную с ним работу заметили даже люди, которые и спят с ноутами. Совершенно непонятно, почему дизайн был изменен с лучшего на худший. А система бронирования билетов на фильмы вообще не выдерживает никакой критики! Зайти в кабинет- сложности. Выстаивать очереди на сеансы- сложности. Хорошо хоть, пока нет палящего солнца. Можно и воздухом подышать.
И тут возникает закономерный вопрос- а было ли что- то хорошее в открытии ОМКФ? Отвечу- да, было, и это хорошее перечеркивает все остальное. Это фильм открытия «Прекрасная эпоха»- абсолютно потрясающий французский фильм, который очень рекомендую найти и посмотреть.
Фильм был действительно отличным подарком от организаторов. Яркий, не стандартный, и, самое главное, о том, насколько сильно мы отличаемся от Европы, где ценность темы отношений давно вышла на первый план. Где важны люди, их чувства, уважение к личности, право бороться за свою любовь, понимание того, что отношение- это труд, над ними нужно работать. Где возможность строить отношения и проводить время с близким человеком- самое прекрасное, что только может быть в жизни. Блестящий рассказ о том, что является истинной ценностью, в нашем менталитете, где ценность отношений потеряна давным- давно, где свобода выбора вышла боком, превратив сознание людей в некий советский отстойник от всего цивилизованного мира.
И, анализируя в сознании этот фильм, прекрасно понимаешь, как далеко мы, на самом деле, находимся от Европы. И какой долгий путь нужно пройти, чтобы избавиться от слома в мозгах.
Фильм был самым ярким моментом, доставившим истинное удовольствие. Впрочем, мало кто из «краснодорожковых кинодеятелей» досмотрел его до конца. Не тот уровень. Для понимания такого фильма нужны люди, у которых вип- статус не в кошельке, не в положении, а в мозгах. Именно это и ценится в Европе- люди, стоящие выше благодаря своим реальным достижениям и интеллекту. Но, может быть, придет время, и когда- то все это будет цениться у нас?
Ирина Лобусова