Odessa Daily Мнения Одесский кинофестиваль 2019
Ирина Лобусова: 10 ОМКФ - Две любви
Ирина Лобусова
19 июля 2019 в 09:19Насыщенность и яркость кинофестивальной программы в этом году просто поражают. Множество значительных, серьезных фильмов, начиная от артхауса, и заканчивая коммерческим, продюсерским кино- все и не посмотреть.
Но среди этого многообразия хорошего вкуса есть несколько работ, которые хотелось бы выделить особо. Наверное потому, что именно два этих фильма нарушают все правила, мыслимые и немыслимые, позволяя раскрыть в них разные грани, которые сразу и не видны, на первый взгляд. О них хочется говорить.
Секрет успеха самый тяжелый и самый простой в мире. Многие хотят разгадать его формулу, но получается лишь у единиц. Не у всех получается выполнить золотые заповеди.
Все просто. Хочешь добиться успеха- нарушай правила и делай то, что раньше никогда делать не приходилось. Так и были сняты два фильма, которые вполне заслуживают на отличную прокатную, фестивальную историю, и признание в других странах.
Но я не буду пересказывать сюжет или раскрывать какие- то особые фишки. Я поговорю о том, о чем мало кто писал, да и мало кто разглядел- на все сто. Я поговорю о любви. Потому, что лично для меня эти два фильма стали прекрасной иллюстрацией Настоящей Любви, которой так не хватает этому миру. О той потаенной, скрытой «сюжетной комнате», которая является основой глубокого сценария. И если убрать эту комнату, закрыть в нее дверь, или наоборот, распахнуть настежь- вся история будет убита.
Первый фильм- это кино из Италии «Человек, который купил луну». Очень необычный фильм. Черная комедия с великолепным вкусом, которого нет в нашем кинематографе, и который уже много лет есть в Европе ( вспомнить только блестящий фильм «Король бельгийцев»). Неизвестно, откуда у европейцев настолько блестящее чувство юмора- работают они над ним как- то особо, что ли? Думаю, основа – это стиль, и хороший вкус.
Фильм смешной, каждый кадр приковывает внимание даже в сценах с откровенной буффонадой и гротеском. Гротеск выглядит блестяще. Тонко, удачно. Но еще более качественно удалось сделать разделение двух миров- мира потребления в лице всего, что несет в себе массовая культура США, и мира сохранения старого, мира далеких традиций истории народа, что является основой любой нации. Историческая память, место в социуме и обществе- все это невозможно без тщательного, бережного сохранения своих корней. А лучший способ для этого- встречать историю с улыбкой.
Мало кому это удается. Но итальянцам удалось. Тонкий юмор проходит через весь сюжет фильма, несмотря на то, что часто получается блестящая черная комедия- кстати, очень редкий жанр, который в нашем кино пока не востребован и не прижился.
Но кульминация- это история любви. Это тот драгоценный камень, который делает фильм не просто блестящим, а выдающимся. Это любовь, когда чтобы доказать свои чувства, человек готов подарить другому человеку…месяц.
Я люблю пары пожилых людей, людей в возрасте, которые трогательно держатся за руки. Это та самая любовь, которая полностью исчезает из современного мира. Я всегда провожаю такие пары глазами на улице- людей, которые прожили вместе целый век, но все равно сохранили теплые чувства друг к другу. Где искренность, чистота, теплота, забота, уважение и стремление проводить время друг с другом. Где жена не пилит и не молодится изо всех сил, а старый муж не скачет по сайтам знакомств за дешевыми сельскими продавщицами.
Искренность исчезает из нашего мира. И на экране этого фильма я увидела таких Людей, пожилую пару, такую Любовь, которая способна открыть окно даже в самом очерствевшем сердце. Ради такой Любви можно подарить не только месяц, но и время, и вечность- самые дорогие дары, которые мало кто ценит в нашем мире, а ведь именно они являются бесценными.
Поэтому создатели фильма достойны благодарности за такой редкий и удивительный подарок. Он стоит многого.
Второй фильм, о котором буду говорить- это грузинский фильм «А потом они танцевали». Фильм, поражающий с первых же кадров.
Грузинское кино стало в последние годы очень сильным. Это редкое кино, когда к искрометности человеческих чувств примешивается интеллект. Фильм прошлого года «Моя счастливая семья» до сих пор сохранился в моей памяти, и я рассказываю о нем всем, кому не лень- и знакомым, и слушателям моих курсов. Но фильм, который был представлен в этом году, очень отличается во всем. В этом и ценность. Если так пойдет дальше, то грузинское кино станет одним из самых сильных в Европе. Честь и хвала. Есть, чему учиться.
Сразу скажу, для понимания этого фильма нужен определенный интеллектуальный багаж. Он не для массового зрителя. С попкорном его не сожрешь. Это интеллектуальное кино, но настолько хорошо сделанное, что его ждет вполне удачная судьба в коммерческом прокате.
Это фильм о том, как традиции становятся гибкими рамками, которые можно раздвинуть, прилагая нечеловеческие усилия. И имя этим усилиям- Любовь. Это фильм не о геях, не о гомосексуалистах. Он о любви. О любви двух сердец, которые существует в очень жестком мире. И двойная жесткость этого мира обусловлена двумя страшными бастионами- это суровые кавказские традиции, и это искрометный талант главного героя, который, помноженный на силу воли и упорства, развивается с растет с огромной скоростью. Талант тоже ставит определенные преграды и рамки. Творческие люди меня поймут. Тяжело существовать, нарушая правила. Не каждому это под силу. А уж жить так, чтобы вся твоя жизнь, каждый твой вздох был нарушением правил- это подвиг. Достойный уважения. И именно это надо видеть в первую очередь, а не стандартные навешивания тупых сексуальных ярлыков.
В фильме много прекрасных сцен, которые несут серьезную смысловую нагрузку. Но одна из самых прекрасных любовных сцен- это сцена, когда герой засыпает, сжимая в ладони сережку любимого человека. Это настолько трогательно и прекрасно, так открывает другую грань мира, что начинаешь понимать: любовь- она такая. Она не на уровне поз и половых органов, она в другом. В том, что хранится как драгоценный дар в мире, и этот дар подвластен очень немногим. Можно по пальцам пересчитать во всем мире людей, которые познали яркую, прекрасную и Взаимную любовь.
И это не пустые слова. К сожалению, жизнь жестока, и мир построен так, что из двух любящих один любит, а второй позволяет себя любить. И любовь главного героя не стала исключением.
Это жестокая безответная любовь. Любовь, которая приходит ужасным понимаем, что его просто использовали. Предали в самый тяжелый момент. Но одновременно- это любовь, которая раздвигает рамки, поднимает его над миром, над толпой, дарит крылья и удивительную силу его таланту, который, как яркий сполох пламени, взовьется ввысь так, что никто не сможет его удержать.
Этот всплеск- последний танец. Недаром люди в зале, смотрящие этот фильм, аплодировали вживую. Недаром плакала героиня на экране. Слезы героини- тоже прекрасный кадр. Это были чистые слезы перед лицом гениальности, перед силой, что стоит выше мира. А такой силой может быть только талант.
Нарушающий закостеневшие традиции, разрушающий отжившие условности. Рождающий новые традиции новой страны- такие же прекрасные, как и те, что ушли в прошлое. Только более идущие в ногу со всем остальным миром. И даже вырывающиеся вперед.
Это прекрасный фильм, дающий возможность немного прикоснуться к величию творчества. Когда душа танцует танец любви, нарушающей правила, пусть даже печальной и жестокой.
Хотелось бы верить, что этот фильм получит самую заслуженную награду- признание своих зрителей, которые не забудут время, проведенное в зале кинопросмотра. Уверена, что никогда.
Ирина Лобусова