Odessa Daily Бизнес
Евродепутаты раскроют тайны бизнесменов
Odessa Daily
25 мая 2015 в 14:15Новые директивы обязали компании сообщать о реальных собственниках. По новым правилам, согласованным с Евросоюзом и одобренным в среду Европарламентом, бенефициарные владельцы компаний будут внесены в центральные реестры стран ЕС, которые будут доступными как властям, так и лицам с «законным интересом», например журналистам, ведущим расследования.
Измененный порядок может создать проблемы и для российских предпринимателей, хранящих деньги за рубежом.
Новая директива направлена на усиление борьбы с налоговыми преступлениями и финансированием терроризма. Наряду с этим новые правила упростят механизмы отслеживания финансирования различных фондов. Уже четвертая директива о борьбе с отмыванием денег (AMLD) обязывает государства – члены ЕС создать центральные реестры информации о конечных бенефициарных владельцах корпораций, трастов и других юридических лиц.
В тексте документа также излагаются определенные предписания по отчетности для банков, аудиторов, юристов, агентов по недвижимости и казино и – среди прочего – о подозрительных сделках, совершенных клиентами. Вера Юрова, комиссар ЕС по вопросам юстиции, потребителей и гендерного равенства, высоко оценила голосование в парламенте, которое ознаменовало окончательное принятие пакета по борьбе с отмыванием денег: «Закон имеет важное значение как для обнаружения, судебного преследования и ликвидации криминальных сетей, так и для конфискации имущества, нажитого нечестным путем».
Центральные реестры будут без ограничений доступны для органов власти и подразделений финансовой разведки, а также организациям, «связанным обязательствами», например банкам, осуществляющим комплексные клиентские проверки. Наряду с этим данные будут открыты общественности, хотя для доступа к ним придется пройти онлайн-регистрацию и внести определенную плату.
Для получения доступа к реестру лицо или организация (например, журналист, ведущий расследование) должны продемонстрировать «законный интерес» в подозрении в отмывании денег, финансировании терроризма или в серьезных нарушениях, в результате которого терроризм может финансироваться: например коррупция, налоговые преступления и мошенничество. Запрашивающая сторона может получить доступ к имени владельца, дате рождения, гражданству, стране проживания и подробностям о собственности.
Новые меры, как ожидается, вступят в силу в 2017 году. Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International высоко отозвалась об изменениях: «Да здравствует первый шаг в разоблачении коррупционеров в Европе!» «Мы наблюдаем общественный интерес в прекращении потоков нелегальных денег, объем которых только в ЕС составляет около 70 млрд евро», – разъяснил Карл Долан, директор офиса Transparency International в ЕС.
У стран ЕС есть два года на то, чтобы закрепить директиву в своих национальных законодательствах. «Власти нужны новые средства для эффективной борьбы с легализацией незаконных доходов с помощью анонимных офшорных компаний и счетов, – отметил депутат ЕС Кришьянис Кариньш, который участвовал в обсуждениях новых мер. – Реестр бенефициарного владения – это мощный инструмент».
Новую инициативу в интервью «НГ» прокомментировал обозреватель портала «Вести. Экономика» Алексей Пухаев: «Подобный шаг выведет из тени серьезную долю сделок, которые довольно часто играют роль предварительной подготовки перед корпоративным поглощением, слиянием, а также затруднит реализацию различных схем с долями компаний, контролируемых российскими бенефициарами». Пухаев подчеркивает, что эта директива может спровоцировать значительные изменения в практике ведения корпоративных финансов, вынуждая российские компании использовать методы вывода капитала из юрисдикции ЕС для сохранения анонимности ряда бенефициаров.
Эксперт также уточнил, что эффективность такого решения можно будет оценить спустя полгода-год, поскольку на текущий момент непонятно, как будет проводиться проверка сделок на их подозрительность и не помешает ли это нормальному процессу корпоративного взаимодействия. Он опасается, что частые вмешательства контролируемых органов также повышают риск раскрытия «инсайдерской информации», которая может быть обнаружена в ходе анализа сделок российских компаний.
Константин Демеев
Источник: www.ng.ru
Odessa Daily