Odessa Daily Афиша Одессы
Живое тепло глины. Ориава Хмаладзе
Odessa Daily
18 мая 2017 в 14:04«Мастер, осторожно касайся глины…» Омар Хайям. Данная выставка – первый вернисаж художника-аматора в качестве керамиста. До этого он около 15 лет занимался живописью. А ещё ранее, точнее, всю жизнь был «технарём».
точнее, всю жизнь был «технарём».
Вот – пунктиром – его трудовой путь.
Родился Ориава в 1942 году Грузии, в далёком селе. С детства привык выполнять любую работу – обихаживать младших братьев, работать с деревом, тачать сапоги, печь хлеб. Эта привычка трудиться, не гнушаться никакой работой, вошла в его плоть и кровь и поныне держит его на плаву.
Армейскую службу юноша исполнял в Болграде. Приехав в Одессу, он был покорён архитектурой города и гостеприимством людей, похожим на грузинское. Он поступил в Академию холода и окончил её в 1971 году. Все студенческие годы Хмаладзе работал на производстве, освоил профессии сварщика, фрезеровщика, токаря, слесаря, столяра.
В аспирантуре Ориава продолжил начатую ещё во время обучения научную работу, связанную с конструированием и модернизацией теплообменных аппаратов. Эти проблемы нашли отражение в его кандидатской диссертации.
В последующие годы О. Хмаладзе работал по тому же профилю, уделяя много времени внедрению своих изобретений и разработок. Созданные им аппараты работают в различных сферах, включая космос,в Украине, Молдове, Белоруссии и других странах. Он награждён медалью ВДНХ за подписью тогдашнего председателя Совета министров А. Н. Косыгина.
В 1984 году О. Хмаладзе был назначен руководителем проблемной лаборатории по холодильной технике с большими штатом научных сотрудников. В этой должности он проработал до момента её расформирования в 1995 году из-за отсутствия финансирования.
В 60 лет Ориава впервые в жизни взял в руки кисть. Он вступил на путь проб и ошибок, разочарований и радости, сомнений и веры в собственные творческие силы! Ориава пишет то, что видит, что его волнует: виды природы вокруг собственноручно построенной дачи, цветы, прекрасных женщин, символические композиции. Он создал десятки картин!
Шесть персональных выставок живописи во Всеукраинском центре болгарской культуры сделали художника известным. Его картины «уходят» в другие города Украины и страны.
Казалось бы, путь найден, иди по нему.
Однако Ориава чувствовал, что его творческий потенциал не исчерпан. И три года назад он опять начал с нуля.
Сегодня мы видим результаты освоения им древнейшего природного материала – глины. Материал это обладает удивительными свойствами: он пластичен и твёрд, он хрупок и держит форму, он может превратиться в простой горшок и изысканный сервиз. Он обычно терракотового цвета, но принимает все оттенки палитры.
Ориава сам смастерил гончарный круг и муфельную печь. И начал открывать свойства глины и секреты обжига изделий. Он влюбился в этот материал, который от одного прикосновений руки и даже одного пальца может трансформироваться, обретать то монументальность, то изящество. Каждое изделие из глины уникально!
Овладев техникой, мастер непрерывно экспериментирует с формами и колоритом. Он создаёт напольные и настольные вазы, подсвечники, наборы посуды, оригинальные композиции, панно-барельефы, амфоры. Есть у него и ноу-хау, которые неведомы другим мастерам.
Для декорирования Ориава использует насечки, накладные детали из той же глины, геометрические и растительные орнаменты, лак с добавлением пигментов различных цветов и другие приёмы. Формы изделий бесконечно разнообразны. Наверняка в мастере срабатывает генетическая память – так созвучны формы его кувшинов с традиционной формой грузинских кувшинов. Однако для изделий Ориавы более характерна некая приземлённость, мужественность. При взгляде на них скорее вспоминаешь Жана-Франсуа Шардена, его «крестьянские» натюрморты. Та же основательность, устойчивость, простота, которые являются символами незыблемости основ человеческого бытия. Так было в XVIII веке, есть сейчас и пребудет вечно.
При воплощении любого творческого замысла мастер не нарушает закон, данный ему свыше: не использовать глазурь, чтобы сохранить тепло и живительную энергию глины и передать их людям. Потому изделия Ориавы так приятно держать в руках, прикасаться к ним щекой, поставить возле себя и любоваться…
Вероника Коваль,
кандидат филологических наук.
Я надеюсь, еще не финал
Я надеюсь, пока не итог.
Я молю, чтоб Господь даровал
Пересмотренной жизни чуток
Чтобы мудрость мне смыслом была
И уделом остаток прожить
Чтобы я без натуги могла
Так прощать, как прощенною быть
Чтобы не иссякала душа
На пути иссякающих сил
Чтобы дух, не ропща, не круша,
Лишь в гармонии с Господом был
На вопрос: «Какой кувшин самый красивый?»любой керамист ответит: «Тот, который больше всего похож на женщину!». Даже названия частей керамического горшка глубоко анропологичны: венчик, горлышко, тулово, бока, плечи, ножка, ручка, черепок. Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух абсолютно одинаковых кувшинов, даже если их Способ изготовления чернолощеной керамики был открыт в необозримом прошлом. Кем и когда сейчас установить невозможно. Известно, что у этрусков (VIII—II вв. до н. э.) уже существовала технология изготовления чернолощеной керамики. В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с VII по IXX вв.. Примером тому могут служить многочисленные находки археологов. Недавние раскопки в Охотном ряду и на Манежной площади в Москве открыли человечеству новые образцы древней черной керамики.
Прекрасные образцы современной чернолощеной керамики можно встретить в Грузии, Ростове, Вологде, Нижнем Новгороде, Подмосковье…
Технология чернолощеной керамики позволяет подчеркнуть красоту силуэта сосуда, его графичность. Поверхность (черепок) приобретает сложный, с подпалинами, глубокий черный цвет и гладкую фактуру, напоминая фактуру кожи человека «эль негро».
Сегодня немногим известно, какими удивительными свойствами обладает керамика вышедшая из рук гончара. Но вот наши бабушки еще помнят, что в крынке молоко долго не киснет, каша, приготовленная в русской печи да в горшке невероятно вкусна, а в поле работникам обеды удобней носить в щанках. До наших дней дошло более тридцати наименований керамической бытовой утвари производимой гончарами в России когда-то: рукомой ,латка, корчага, кухля, опарница, корчага, кандюшка, кумочка, кашник, полевик, квасник, кумган, ит.д.
В Грузии есть обычай заливать молодое вино в гигантские кувшины. Такой кувшин строят как дом, и стоит он очень дорого, причем, чем больше лет ему, тем он ценнее. Стенки старого кувшина хранят винную закваску.
Глина это самый «родной» для человека материал, т.к. глина вокруг нас и глина внутри нас. Глина – это осадочная порода, слой ее формируется тысячелетиями и поэтому в ней есть частички всех людей когда
либо живших на Земле.
«…И создал Господь человека из праха земного…» Библия.
А вот как это звучит в народной трактовке: « Бог взял глину, замесил ее и слепил человека по своему образу и подобию. Однако небольшой кусочек глины остался, и Бог, не зная, куда его деть, прилепил его человеку между ног. Вот так получился мужчина. И понял Бог, что теперь Ему придется делать и женщину…»
Археологи часто находили в раскопках древних поселений славян глиняные женские фигурки – «рожаницы». Фигурки имели обрядовое значение и покрывались специальным орнаментом, среди которого особенно выделялся символ засеянного поля. В изобразительном искусстве древних славян засеянное поле изображается, так же как и беременность. Плодородие Земли, ее способность рожать хлеб и кормить людей делали ее в глазах человека всеобщей матерью. Поэтому Земля отождествлялась с женщиной: небо – отец, земля – мать: «Яко земля еси есть и в землю отыдеши». Другими словами, Земля это материальная сущность человеческой.
Odessa Daily