Odessa Daily Большая Одесса
Леонид Заславский: никто не хотел сдаваться
К концу недели на Виктора Федоровича посыпались поздравления. Президент России, президенты стран Евросоюза, глава Еврокомиссии, наконец, президент Обама поспешили отметиться кто телеграммой, кто звонком по телефону. Украина находится далеко не в центре внимания этих разных государственных деятелей. Но в данном случае интерес у них общий – нужно срочно гасить очаг нестабильности во втором по территории осколке бывшего СССР.
Поражение – это победа?
В Страсбурге на сессии Европарламента 11 февраля выборам в Украине было посвящено специальное обсуждение. Практически во всех выступлениях депутатов доминировало слово «стабильность», преобладали надежды на сотрудничество с новым главой украинского государства.
Послевыборная ситуация в нашей стране далека, однако, от стабильности и внушает мало надежд. Связано это с обычной для постсоветских стран проблемой - проблемой легитимной и цивилизованной смены власти. Такую смену наследники коммунистического режима воспринимают не как заурядную ротацию команды управленцев, а как смену курса, связанную с разгромом оппонентов, если не сказать врагов.
При таком отношении к политике выборы рассматриваются как вид боевых действий. А в бою все позволено во имя победы. Говорить при этом о честных и прозрачных выборах бессмысленно. Оценивать можно только видимость честности или масштаб фальсификаций. Причем, оценивать некому. Украинские суды пользуются низким кредитом доверия и подвержены политическим влияниям сверх всякой меры.
Результат любой избирательной кампании и утверждение победителя зависят поэтому не только от подсчета голосов, но и от переговоров с побежденными «о капитуляции». И неизвестно как быть, если противник отказывается вывесить белый флаг или не желает в принципе признать поражение.
Кандидат на должность президента страны Тимошенко и ее команда по сей день отказываются признать свое поражение на выборах. Настоящим основанием (а не предлогом) для этого служит сравнительно небольшое преимущество во втором туре по количеству полученных голосов у выигравшего кандидата Януковича. Напомню, что в 2004 году во втором туре выборов президента преимущество Януковича над Ющенко было почти таким же - всего на девятнадцать тысяч голосов меньше.
Но народ вышел на Майдан. Верховный Суд Украины тогда решил, что установить результат выборов президента по итогам второго тура нельзя. А делегация президентов во главе с Хавьером Соланой прибыла в Киев. И спрятав стремление к стабильности в боковые карманы пиджаков, сделала все, чтобы оппоненты (а фактически – политические враги) могли договориться.
Без поддержки Майдана (а его второй раз не собрать) рассчитывать на то, что в Высшем административном суде Украины будет поставлен под сомнение итоговый протокол Центральной избирательной комиссии – невозможно. Тимошенко не может рассчитывать и на то, что руководители европейских государств поддержат ее в переговорах с командой Януковича. Договариваться надо самой. Хотя бы о сосуществовании.
Впрочем, для премьер-министра Тимошенко поражение на выборах президента означает только то, что ее резиденция не переместится на Банковую. Седьмой этаж в доме Кабинета министров на Грушевского Юлия Владимировна до создания новой парламентской коалиции вовсе не обязана освобождать. После вступления нового президента в должность глава Кабмина может общаться с ним так же, как с Ющенко – по почте. Но в любом случае, пока штурвал государства будет в руках пары Янукович – Тимошенко, о стабильности в стране можно забыть.
Статус-кво как высшая ценность
Главным очагом нестабильности в Украине является, однако, не Кабинет министров под управлением Тимошенко и не команда донов, стоящая на пороге Банковой, а Верховная Рада Украины шестого созыва, где нет надежной опоры ни для лидера БЮТ, ни для лидера Партии регионов и где, в конечном счете, отсутствует опора для государства. Все проблемы законодательной и исполнительной власти можно было бы разрешить продуктивно и быстро, не оказывай сопротивления 450 неприкасаемых народных избранников, людей, любым способом решивших досидеть в своих креслах до весны 2012 года.
Для абсолютного большинства народных депутатов такой, без преувеличения, шкурный интерес заслоняет даже команды «начальников фракций». Он заставляет любой ценой консервировать статус-кво, каким бы гибельным не был этот статус для Украины. Использовать такие настроения как запасной аэродром для сохранения власти, видимо, и собирается Тимошенко.
Единственным и достаточным способом удержание Тимошенко поста премьер-министра является сохранение формально существующей «тройной» коалиции из БЮТ, НУНС и Блока Литвина и создание препятствий для формирования другого правящего большинства. Частично эта задача решена 10 февраля после того, как Верховная Рада придала своему Регламенту статус закона. В Регламенте, как известно, четко прописаны правила создания парламентской коалиции. Кроме участия фракций (как субъектов) в этом процессе, там предусмотрено, что коалиционный договор должен быть скреплен подписями 226 народных депутатов.
Если президент подпишет принятый 10 февраля закон, любое отступление от процедуры создания новой коалиции может быть обжаловано в суде, а легитимность сформированного правительства поставлено под сомнение. Учитывая это, бессмысленной становится возня вокруг создания «новой фракции» из группы внефракционных народных депутатов и привлечения группы в новую коалицию.
Такой же бессмысленной стала конструкция коалиции из фракций Партии регионов, КПУ, Блока Литвина и меньшинства фракции «Наша Украина – Народная самооборона». Единственным способом, каким теперь можно отнять власть у Тимошенко является образование реального союза между фракциями ПР и БНУНС. Задача практически невыполнимая.
Бывшая парламентская команда Ющенко не представляет сейчас единого целого, состоит из конкурирующих и враждебных друг другу группировок. Но представлять ее как безыдейное сборище конъюнктурщиков неправильно. Есть принципы, которые до сих пор объединяют группу «За Украину!», представителей Единого центра, НРУ, УНП и даже «любих друзив». Все они государственники, сторонники вступления Украины в НАТО, сторонники сохранения единого государственного языка, настаивают на выводе Черноморского флота России до мая 2017 года и т.п.
В этой области для всех членов фракции – от Криля до Тарасюка не может быть компромиссов. И трудно представить, что ради каких-то благ они изменят свои позиции. Также трудно представить, что от своих убеждений ради союза с «националистами», которые для донецких на одно лицо, откажутся лидеры регионалов.
Наблюдать за бесплодными усилиями такого рода, за конвульсиями, когда представители Партии регионов Ефремов или Грицак каждый день заявляют, что переговоры о создании новой коалиции вот-вот начнутся, довольно забавно. Но надо отчетливо сознавать – завершиться такие переговоры не могут. Но не будет и досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, не будет третьего тура выборов президента.
Поэтому с президентом Януковичем мы не вернемся в эпоху Кучмы… А с большой вероятностью продолжим, как не удивительно, эпоху Ющенко.
Леонид Заславский, Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
